ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-4764/2023 от 14.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 декабря 2023 года

Дело №А42-4764/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.10.2022 (онлайн)

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 20.03.2023 (онлайн)

от 3-его лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34105/2023) АО "МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2023 по делу № А42-4764/2023(судья К.А.Калдина), принятое

по заявлению АО "МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

3-е лицо: ФИО4

об оспаривании постановления

установил:

Акционерное общество «Мурманская областная электросетевая компания» (далее – Общество, сетевая организация, АО «МОЭСК») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – административный орган, Управление, УФАС) от 11.05.2023 по делу № 051/04/9.21-136/2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО4 (далее – заявитель).

Решением суда от 08.09.2023 оспариваемое постановление Управления изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 руб.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на несоблюдение заявителем ИП ФИО4 императивных требований Правил № 861, в связи с чем, полагает, что в силу пунктов 3, 6 Правил № 861, у АО «МОЭСК» отсутствует обязанность выполнить в отношении указанного заявителя мероприятия по технологическому присоединению, указанные в пункте 18 Правил № 861, в том числе обязанность по подготовке и выдаче технических условий (пп. а) п. 18 Правил №861). В связи с чем ссылается на то, что действия АО «МОЭСК» не содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по факту поступившего 13.02.2023 заявления ФИО4, содержащего сведения о нарушении АО «МОЭСК» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), выразившемся в нарушении порядка рассмотрения заявки об осуществлении технологического присоединения объекта (здание с кадастровым номером 51:20:0002104:1350, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003204:982), начальником отдела контроля органов власти Мурманского УФАС, в отношении Общества, вынесено определение от 13.03.2023 о возбуждении дела № 051/04/9.21-136/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и проведении административного расследования, которым, у Общества истребованы документы, необходимые для его проведения.

По результат рассмотрения поступивших в ходе административного расследования документов от АО «МОЭСК» (письмо 1-06/2290 от 27.03.2023), должностным лицом УФАС установлено, что ФИО4 обратился в адрес Общества с заявкой от 30.06.2022 на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта, по результатам рассмотрения которой, сетевой организацией в адрес заявителя направлен запрос № 1- 06/6015 от 06.07.2022 в соответствии с которым, ему надлежало представить в адрес АО «МОЭСК»: наименование энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям (пункт 1); перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (пункт 2); копии паспортов граждан РФ или иного документа, удостоверяющего личность заявителей (пункт 3); план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (точное место установки вводно-распределительного устройства на плане) (пункт 4); выписку из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002104:982.

Заявителем в установленный срок в адрес световой организации представлены недостающие сведения и документы в соответствии с запросом № 1-06/6015 от 06.07.2022; одновременно ФИО4 указано, что перечень, мощность и наименование энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики указаны в разделе заявки «энергопринимающие устройства», после чего, АО «МОЭСК» направил заявителю запрос № 1-06/7437 от 29.09.2022 о предоставлении информации в отношении наименования устройства и плана расположения (карта-схема местности с изображением границ участка заявителя и указанием энергопринимающего устройства).

По указанному запросу, заявитель в установленной срок представил в сетевую организацию сведения, а именно информацию о том, что перечень, мощность и наименование энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики указаны в разделе заявки «энергопринимающие устройства». Письмом № 1/309 от 19.01.2023 Сетевая организация уведомила заявителя об аннулировании заявки (ТП-22-00269) в связи с ее несоответствием требованиям Правил №861 и непредставлением ФИО4 в адрес Общества недостающих сведений (документов).

Установив, что Обществом нарушен предусмотренный пунктами 11, 15, 105 Правил № 861 порядок рассмотрения заявки об осуществлении технологического 3 присоединения, должностным лицом Управления, в присутствии представителя Общества по доверенности, в отношении АО «МОЭСК», составлен протокол №051/04/9.21-136/2023 от 13.04.2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления от 11.05.2023 о назначении административного наказания по делу № 051/04/9.21-136/2023 об административном правонарушении АО «МОЭСК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере - 300 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 100 000 рублей.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.

В силу пункта 2 (2) Правил № 861 их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил № 861 установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя в том числе следующие этапы:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) (пункт 8 Правил № 861).

Пунктом 12(1) Правил № 861 определено, что в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны:

а) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил;

б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);

г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не более 150 кВт, за исключением заявителей, соответствующих критериям, указанным в абзаце двадцать шестом пункта 17 настоящих Правил.

В силу пункта 9 Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) место нахождения (место жительства) заявителя;

и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

и(1)) этапы введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств в случаях, если их технологическое присоединение осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (указываются при наличии такого проекта);

и(2)) этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства (в которых расположены или будут располагаться присоединяемые энергопринимающие устройства), предусмотренных проектной документацией, проектом планировки территории, разрешением на строительство (указываются при наличии таких документации, проекта или разрешения, которые утверждены, получены в установленном порядке);

к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям; л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Пунктом 10 Правил № 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что к заявке прилагаются, в том числе следующие документы:

а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;

д) для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин;

Согласно пункту 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В силу пункта 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами. Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, урегулированы разделом X Правил № 861 (пункты 103 - 112 Правил).

Пунктом 103 Правил № 861 (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств) предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

В силу пункта 104 Правил № 861 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе:

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25 (1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в соответствии с направленной заявителем в адрес ФИО5 организации заявкой от 30.06.2022 на технологическое присоединение максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств по которой составляет до 150 кВт, ФИО4 относится к категории заявителей, указанных в пунктах 12 (1) Правил № 861.

В качестве приложений к заявке указаны следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств; документ, подтверждающий право собственности на объект или иное предусмотренное законом основание; выписка из ЕГРИП; согласие второго собственника на подачу заявки.

Согласно приложенной к заявке выписке из ЕГРН, заявителем представлены сведения на здание - домик охраны, нежилого назначения, площадью 35,2 кв.м, с кадастровым номером 51:20:0003204:1350, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003204:982, с приложенной схемой расположения объекта недвижимости на земельном участке.

Письмом № 1-06/6015 от 06.07.2022, Сетевая организация проинформировала Заявителя об отсутствии возможности рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств нежилого здания, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003204:982, по причине отсутствия предусмотренных пунктами 9-14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) документов, необходимых Обществу для разработки технических мероприятий, а именно: наименование энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; копии паспортов граждан РФ или иного документа, удостоверяющего личность заявителей; план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (точное расположение места установки вводно-распределительного устройства на плане).

Также Заявитель проинформирован о том, что заявка будет рассмотрена после предоставления недостающих документов в установленный разделом II Правил № 861 срок. При этом ФИО5 организацией в адрес Заявителя направлена анкета по составу нагрузок потребителя.

В письме о предоставлении информации по запросу № 1-06/6015 от 06.07.2022, Заявитель сообщил, что в соответствии с правилами технологического присоединения заполнение и подача заявки осуществлялась согласно форме заявления, при подаче заявки указаны все необходимые сведения, подлежащие заполнению.

При этом, Заявителем отмечено, что в разделе заявки «энергопринимающие устройства» указаны, в том числе: наименование энергопринимающего устройства, местоположение устройства, сроки проектирования, а также технические характеристики, а именно: максимальная мощность присоединяемых устройств - 150 кВт, при напряжении 0,4 кВ, максимальная мощность устройств (всего) - 150 кВт, при напряжении 0,4 кВ, категория надежности III, тип нагрузки бытовая.

Кроме того, Заявитель отметил, что перечень, мощность и наименование энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики указаны в заявке разделе «энергопринимающие устройства»; план расположения энергопринимающего устройства приобщен к заявке (план-схема). В приложении повторно приложен план-схема расположения объекта; представлены копии паспортов заявителей.

Вместе с тем, Сетевая организация, по результатам рассмотрения направленных документов, направляет в адрес Заявителя запрос недостающих сведений (письмо № 1-06/7437 от 29.08.2022), в котором, сославшись на содержащийся в разделе II Правил №861 порядок заключения и выполнения договора об осуществлении технологического присоединения, указывает, что для разработки технических условий и оформления договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств необходимо корректно, в соответствии с фактическими условиями, заполнить заявку в части обозначения наименования энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.

В ответ на указанный запрос Заявителем повторно сообщено, что при подаче заявки заполнены все необходимые сведения; план расположения энергопринимающего устройства приобщен к заявке (план-схема), отмечено, что при получении технических условий схема может быть дополнительно согласована исходя из схемы подключения, определенной сетевой организацией для указанного подключения.

Письмом от 19.01.2023 № 1-1309 АО «МОЭСК» сообщено заявителю о принятом в порядке пункта 15 Правил № 861 решении об аннулировании заявки, ввиду непредставления заявителем недостающих сведений/документов.

В соответствии с позицией Общества, здание нежилое (домик охраны) не является энергопринимающим устройством потребителя в понятии, предаваемом пунктом 2 Правил №861.

Вместе с тем, в соответствии с положениями пунктов 2, 25(1) Правил № 861, пункта 24 ГОСТ 19431-84, пункта 11.1 ГОСТ 30331.1-2013, у заявителя имеется право на подачу заявки об осуществлении технологического присоединения в отношении заявленного объекта - домик охраны (нежилое здание административноскладского назначения), на котором впоследствии будут располагаться энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии.

Кроме того, ФИО4 в своей заявке и неоднократно направленных во исполнение запросов ФИО5 организации ответов, было указано энергопринимающее устройство, которое необходимо присоединить к электрическим сетям и которое может быть присоединено к устройствам противоаварийной автоматики. План-схема расположения спорного объекта на земельном участке №51:20:0003204:982, была приложена в составе документов с заявкой, кроме того, заявителем представлена выписка из ЕГРН, содержащая раздел № 4 «Схема расположения объекта недвижимости с кадастровым номером 51:20:0003204:1350». Также Заявителем в ответах на запросы сетевой организации сообщалось, что при получении технических условий схема подключения может быть дополнительно согласована исходя из схемы, определенной сетевой организацией в технических условиях.

Также Заявителем были даны пояснения относительно объектов, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики, после чего, запрос ФИО5 организации № 1-06/7437 требований о необходимости представления сведений (документов) в указанной части не содержал; решение об аннулировании № 1- 13009 от 19.01.2023 принято после направления указанного уведомления.

Кроме того, подпункт «в» пункта 10 Правил № 861, Постановлением Правительства РФ от 18.03.2023 № 423 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», принят в следующей редакции: к заявке прилагаются следующие документы: перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил).

Таким образом, исключение законодателем необходимости представления заявителем, относящимся к категории, указанной в пункте 12(1) Правил №861, с заявкой перечня и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, свидетельствует о том, что отсутствие такого перечня, не является препятствием для разработки сетевой организацией технических условий к договору на технологическое присоединение.

Кроме того, в ходе рассмотрения Арбитражным судом Мурманской области дела № А42-4764/2023 представителем ФИО5 организации сообщено, что Обществом заключен Договор технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств - здание с кадастровым номером 51:20:0003204:1350, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003204:982; по адресу: <...> в отсутствие тех сведений, которые ранее запрашивались ФИО5 организацией и непредставление которых послужило основанием для аннулирования заявки Заявителя.

Указанное обстоятельство опровергает доводы Общества о том, что отсутствие технических характеристик энергопринимающих устройств лишает сетевую организацию возможности разработать технические условия.

Таким образом, Обществом применен формальный подход к требованию по составлению заявки, который не основан на положениях Правил № 861, а равно статусе Общества как профессионального участника правоотношений в сфере электроэнергетики, который в процессе технологического присоединения может и должен понимать не столько формальные процедурные требования сами по себе, сколько законные потребности обратившихся к нему лиц в относительно скором и эффективном присоединении энергопринимающих устройств к объектам сетевой организации.

Норма пункта 15 Правил № 861 носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед гражданином - потребителем услуги.

Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается и судом первой инстанции установлен факт нарушения сетевой организации при рассмотрении заявки ФИО4 предусмотренного пунктами 11, 15, 105 Правил № 861 порядка, что, с учетом образует событие правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Суд первой инстанции также не установил оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции так же не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 300 000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.

В связи с изложенным, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 100 000 руб.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08 сентября 2023 года по делу № А42-4764/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Мурманская областная электросетевая компания» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева