ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 сентября 2023 года
Дело №А42-507/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 24.01.2023 (онлайн);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26249/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.06.2023 по делу № А42-507/2023 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
3-е лицо: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры "Первомайский" г. Мурманска"
общество с ограниченной ответственностью «Архитектурно-реставрационная мастерская №1»
о признании недействительным решения и предписания,
установил:
Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление, УФАС) о признании недействительными решения и предписания от 28.12.2022 по делу № 051/06/106-805/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры "Первомайский" г. Мурманска" (далее – заказчик, МБУК "ДК "Первомайский"), а также общество с ограниченной ответственностью «Архитектурно-реставрационная мастерская № 1».
Решением суда от 30.06.2023 заявленные требования Учреждения удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, полагая, что в перечне видов работ по инженерным изысканиям отсутствуют виды работ, которые необходимо выполнить по условиям контракта. Считает, что для проведения в последующем работ проектирования по капитальному ремонту может быть достаточно обмерных работ. Законодательством не установлен запрет на формирование проектной документации без проведения инженерных изысканий. По условиям контракта работы по обследованию строительных конструкций зданий не производятся.
Управление и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.12.2022 Учреждение в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение об осуществлении в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) следующей закупки:
- номер извещения об осуществлении закупки: 0849300004922000733;
- идентификационный код закупки: 223519018222851900100100090017112244;
- наименование объекта закупки: выполнение обмерных работ здания МБУК ДК «Первомайский», расположенного по адресу: <...>;
- наименование работы в соответствии с позицией 71.12.39.000-00000015 Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации объекта капитального строительства в сфере культуры;
- начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора: 1 096 000 руб.;
- заказчик - МБУК ДК «Первомайский»;
- способ определения подрядчика – запрос котировок в электронной форме.
23.12.2022 УФАС принята к рассмотрению жалоба ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская №1» на действия Учреждения при осуществлении закупки, согласно которой в извещении об осуществлении закупки необоснованно установлены требования о том, что участником может быть только член саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, так как работы, являющиеся объектом закупки, не являются инженерными изысканиями.
Учреждением были представлены письменные возражения на жалобу (исх. № 01-05/308 от 26.12.2022)
В ходе рассмотрения приведенных в жалобе доводов, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что Учреждение неправомерно установило требования о том, что участником закупки может быть только участник саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, о чем принято решение от 28.12.2022 по делу №051/06/106-805/2022, которым решила:
- признать жалобу ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская №1» обоснованной;
- признать ММКУ «Управление закупок» нарушившим часть 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ;
- выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
УФАС также вынесено предписание от 28.12.2022, в соответствии с которым:
1) Учреждению необходимо устранить нарушение части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, путем отмены всех протоколов, составленных при проведении закупки, внести изменения в извещение о проведении аукциона (электронные документы в составе извещения), либо аннулирования определения поставщика.
2) Оператору электронной площадки обеспечить возможность выполнения пункта 1 настоящего предписания.
3) Оператору электронной площадки, Учреждению исполнить предписание, и в срок до 30.01.2023 представить в адрес Управления доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что в данном случае участнику закупки необходимо было иметь членство в СРО в области инженерных изысканий, в связи, с чем в действиях Учреждения отсутствуют нарушения части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникамзакупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчик устанавливает требования к участникам закупки, включая соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В рассматриваемом случае положениями закупочной документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, в том числе:
а) быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом – членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При этом совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящей электронной процедуры) предельный размер обязательств, исходя из которого, участник закупки внес в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
б) иметь право выполнять работы по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объекта капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Соответствующая информация об участнике закупки должна быть включена в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, предусмотренный статьей 55.17 ГрК РФ.
Требование установлено на основании статей 47, 55.8, 55.17 ГрК РФ и не распространяется на участников закупки, указанных в части 2.1 статьи 47 ГрК РФ.
Пункт 15 статьи 1 ГрК РФ относит к инженерным изысканиям изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии со статьей 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
При этом пунктом 2 части 6 статьи 48 ГрК РФ установлено, что в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить проектировщику результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий).
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Для осуществления капитального ремонта с привлечением бюджетных средств форма задания на проектирование утверждена Минстроем России (часть 12.4 статьи 48 ГрК РФ, приказ Минстроя России от 21.04.2022 № 307/пр).
Пунктом 14 указанной формы предусмотрено, что в задании на проектирование указывается необходимость выполнения инженерных изысканий в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации, или указываются реквизиты (прикладываются) материалов инженерных изысканий, необходимых и достаточных для подготовки проектной документации, а пунктом 46.2, что к заданию на проектирование прилагаются результаты инженерных изысканий (при их отсутствии заданием на проектирование предусматривается необходимость выполнения инженерных изысканий в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации).
Таким образом, применительно к объектам капитального строительства проведение изысканий является обязательным этапом подготовки проектной документации и даже если заказчик решит разрабатывать только один раздел проектной документации на капитальный ремонт здания, а именно смету на капитальный ремонт, то для закупки работ по архитектурно- строительному проектированию он будет обязан составить задание на проектирование в соответствии с частью 12.4 ГрК РФ по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 21.04.2022 № 307/пр, передать проектировщику все предусмотренные нормативными правовыми актами документы, а также утвердить акт, содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно - технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, в зависимости от содержания работ, на которые будет разрабатываться проектная документация на капитальный ремонт объекта капитального строительства или один ее раздел.
Пунктом 1 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20, установлено, что данное положение устанавливает порядок выполнения инженерных изысканий для изучения природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и расположенных на них земельных участков, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для подготовки обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты посозданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для формирования государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, извещением об осуществлении закупки предусмотрено: наименование объекта закупки: выполнение обмерных работ здания МБУК ДК «Первомайский», расположенного по адресу: <...>; наименование работы в соответствии с позицией 71.12.39.000-00000015 Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации объекта капитального строительства в сфере культуры.
В описании объекта закупки указано, что обмерные работы с определением высотных отметок, обмеры узлов сопряжения конструкций, с последующим формированием чертежей здания должны быть выполнены в объеме достаточном для проведения проектирования по капитальному ремонту (фасады, поэтажные планы, разрезы). Обмерные работы включают в себя этап полевых работ (проведение измерений, сбор пространственных данных об объекте, мероприятия по полевому контролю) – камеральные работы (обработка данных, создание отчетного графического материала).
В числе особых условий задания на инженерные изыскания указано, что обмерные работы должны выполняться с использованием наземного лазерного сканера с последующей камеральной обработкой данных (пункт 2). Перед началом работ по наземному лазерному сканированию должно быть создано исходное геодезическое съемочное обоснование (пункт 2.1).
Съемочное обоснование – специально проставленные знаки, от которых геодезисты подробно измеряют все объекты, чтобы получить координаты земельного участка, дорог, строений на них, прочих объектов на изучаемой территории. Эта процедура позволяет привязать по координатам объект к местности.
При этом, результаты работ в рамках оспариваемой закупки требовались заказчику для подготовки проектной документации объекта капитального строительства в сфере культуры, что следует из описания объекта закупки.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Пунктом 12 Перечня установлено, что работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, относятся к работам по подготовке проектной документации.
При этом необходимо учитывать также, что приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 с 01.07.2017 не применяется для целей саморегулирования и принят во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 №148- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которой предусмотрено что в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Аналогичное положение содержалось в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на день издания приказа Минрегиона России), закрепляющей, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ) с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Письмом № 38887-ЛС/02 от 20.09.2018 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъясняется, что работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
То есть, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства и архитектурно-строительное проектирование являются, безусловно, взаимосвязанными, но самостоятельными видами градостроительной деятельности, проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации регламентировано статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а разработка проектной документации – статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 47 предусматривает выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, участнику закупки необходимо было иметь членство в СРО в области инженерных изысканий, в связи с чем, такое требование в документации правомерно было установлено Учреждением к участнику закупки. Следовательно, в действиях Учреждения отсутствуют нарушения части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Изыскательные работы – это комплексное изучение застраиваемой территории ее природных особенностей техногенных факторов, то есть сбор исходных данных о местности для проектирования Объекта строительства (реконструкции).
Учитывая, что в комплекс работ по обмеру входил также этап полевых работ (проведение измерений, сбор пространственных данных об объекте, мероприятия по полевому контролю) – камеральные работы (обработка данных, создание отчетного графического материала), то данный вид работ относится исключительно к изыскательным работам, что в свою очередь предполагает наличие членства в СРО.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительными решение и предписание Управления от 28.12.2022 по делу № 051/06/106-805/2022.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу и влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.06.2023 по делу № А42-507/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова