ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-5347/2017 от 06.03.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 марта 2018 года

Дело №А42-5347/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.

при участии:

от заявителя: Новикова О.В., по доверенности от 06.02.2018, Козлов С.Ю., по доверенности от 06.02.2018, Маркова Ю.В., по доверенности от 15.01.2018 (до перерыва)

от заинтересованного лица: Романов Е.Д., по доверенности от 16.01.2017, Герасимов С.В., по доверенности от 19.07.2017 (до перерыва)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-33602/2017, 13АП-33605/2017) Мурманской таможни и ОАО "Севморнефтегеофизика" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2017 по делу № А42-5347/2017 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое

по заявлению ОАО "Севморнефтегеофизика"

к Мурманской таможне

об оспаривании решения и требования

установил:

Открытое акционерное общество «Севморнефтегеофизика» (далее – заявитель, ООО «СМНГ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Мурманской таможне (далее – Таможня, таможенный орган) о признании недействительными решения по результатам таможенной проверки от 22.05.2017 № 10207000/210/220517/Т000003 и требования от 03.10.2017 № 115 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Решением суда от 30.10.2017 заявленные требования удовлетворены частично. Решение и требование Таможни признаны недействительными в части уплаты и взыскания пени за просрочку уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в общей сумме 104 062 руб.66 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Таможня ссылается на то, что ситуация, связанная с неначислением пени в связи с ошибкой таможенного органа в расчетах налогооблагаемой базы, не включена в случаи, когда пени не начисляются, уменьшение размера начисленных пеней не допускается. Кроме того, судом допущена ошибка, связанная с неверным указанием периода просрочки и суммы пени, в связи с чем за период с 23.02.2017 (вместо указанного судом 22.02.2017) по 24.05.2017 сумма незаконно начисленных, по мнению суда, пеней составит 102 622 руб. 25 коп., что на 1 161 руб. 22 коп. меньше суммы, указанной судом в решении.

В апелляционной жалобе ООО «СМНГ» просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что законодательством государств-членов Таможенного союза установлен срок проведения таможенного контроля, не превышающий 5 лет, таким образом, законодательством РФ не установлен более продолжительный срок в сравнении с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а срок хранения документов в целях таможенного контроля составляет 3 года. Не согласен податель жалобы с выводом суда о том, что судно в период выполнения им морских работ с 17.11.2005 по 03.01.2017 находилось под таможенным контролем. Общество полагает, что таможенные органы утратили в отношении судна какие-либо полномочия по таможенному контролю в 2017 году, то есть, начиная с момента прибытия судна на территорию таможенного союза. 03.01.2017 на ввезенное судно была подана Генеральная (ИМО) декларация в форме ТДТС, 22.02.2017 Общество подало в Таможню таможенную декларацию и уплатило таможенные платежи по таможенному приходному ордеру (далее также – ТПО), составленному таможенным органом, при этом таможенный инспектор самостоятельно применил курс пересчета иностранной валюты на указанную дату, нарушений сроков подачи декларации не усмотрел, пени не начислил. Общество было лишено возможности уплатить таможенные платежи и налоги без ТПО, составленного Таможней.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб (с учетом дополнений), возразили против жалоб друг друга.

В составе суда в порядке и по основаниям статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена отсутствующей по уважительной причине в связи с нахождением в отпуске судьи Лопато И.Б. судьей Протас Н.И., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.03.2018 до 06.03.2018.

После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ не служит препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 17.11.2005 принадлежащее Обществу на праве собственности научно-исследовательское судно «Академик Лазарев» убыло с таможенной территории Российской Федерации как транспортное средство международной перевозки.

В период нахождения судна «Академик Лазарев» за пределами таможенной территории Российской Федерации, а впоследствии таможенной территории Таможенного союза, в отношении данного судна выполнялись операции по его переработке.

По прибытии рассматриваемого судна в порт Мурманск 03.01.2017, Общество заявило облагаемые операции по переработке судна, однако только 22.02.2017 и только за последние 3 года, то есть за период с 01.01.2014 по 03.01.2017 (л.д.98-100, 101-105 т.1).

При этом при определении таможенной стоимости этих операций в рублевом эквиваленте был использован курс доллара США по состоянию на 22.02.2017 (дату декларирования операций), вместо 03.01.2017 (дату декларирования судна).

Таможней в отношении Общества проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин и налогов при обратном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза 03.01.2017 судна «Академик Лазарев» после проведенных с данным судном в иностранных портах операций по переработке.

Результаты проверки зафиксированы в Акте от 22.05.2017 № 10207000/210/220517/А000003, в котором таможенный орган пришел к выводу о том, что Обществом при определении таможенной стоимости облагаемых операций по переработке судна в нее не была включена стоимость установленного на этом судне нового оборудования, а именно, 31.05.2012 спутниковой станции IRIDIUM OPEN PORT (далее – спутниковая станция; л.д.137-142 т.1) и 20.12.2013 системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (далее – СКДВП; л.д.128-136 т.1), что повлекло занижение таможенной стоимости подлежащих обложению операций на 561945 руб. 46 коп.

Кроме того, таможенный орган посчитал, что в целом при определении стоимости подлежащих обложению операций был использован неверный курс доллара США по состоянию на 22.02.2017, вместо даты декларирования и выпуска переработанного судна – 03.01.2017, что занизило базу для исчисления таможенных платежей на 13934564 руб. 74 коп.

В этой связи Таможня определила неучтенную при выпуске судна базу для исчисления таможенных платежей по таможенной процедуре переработки вне таможенной территории Таможенного союза, которая составила в общей сумме 14496510 руб. 20 коп., решением от 22.05.2017 № 10207000/210/220517/Т000003 исчислила ввозную таможенную пошлину в сумме 1014755 руб. 72 коп. и НДС в сумме 2609371 руб. 84 коп. (л.д.143-160 т.1) и требованием от 24.05.2017 № 72 предъявила их к уплате Обществу, одновременно начислив пени в сумме 2745735 руб. 49 коп.

В последующем Таможней в связи с перерасчетом пеней на меньшую сумму – 1367658 руб. 72 коп. названное требование было отозвано путем выставления нового требования от 03.10.2017 № 115.

Посчитав указанные решение и требование Таможни незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

В силу пунктов 1, 2 статьи 274 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) (в редакции от 18.07.2005, действовавшей на дату вывоза спорного судна с таможенной территории Российской Федерации) временный вывоз транспортного средства допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации и зарегистрировано за российским лицом, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 названной статьи. При временном вывозе транспортных средств таможенные пошлины не взимаются.

Сроки временного вывоза транспортных средств не ограничиваются (статья 275 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 276 ТК РФ при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке.

В силу части первой пункта 1, пункта 2 статьи 345 действовавшего на момент обратного ввоза судна ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки (далее также – ТСМП) допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства-члена таможенного союза за лицом государства-члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 1 и пунктом 4 названной статьи.

Транспортные средства международной перевозки, являющиеся товарами таможенного союза, временно вывозимые с таможенной территории таможенного союза, при фактическом вывозе с этой территории сохраняют статус товаров таможенного союза, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 указанной статьи, сохраняют статус иностранных товаров.

Таким образом, в течение всего периода нахождения транспортного средства международной перевозки, в данном случае морского судна в период с 17.11.2005 по 03.01.2017, за пределами таможенной территории Российской Федерации и в последствие Таможенного союза, такое транспортное средство находится под таможенным контролем по причине статуса товара Таможенного союза и все произведенные с этим транспортным средством операции подлежат обложению таможенными платежами при отсутствии условий их освобождения.

Согласно пункту 4 статьи 98 ТК ТС в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 98 ТК ТС документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.

Иной срок установлен частью 3 статьи 166 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), который составляет три календарных года после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.

Статьей 99 ТК ТС определено, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таким образом, применительно к настоящему делу Общество обязано хранить документы, связанные с временным вывозом спорного судна в период с 17.11.2005 по 03.01.2017, при этом срок хранения таких документов оканчивается 31.12.2020 (три календарных года после года утраты статуса), а таможенный орган вправе в срок до 03.01.2020 проверить эти документы.

Учитывая изложенное, действия Таможни по проверке документов по установке на спорном судне нового оборудования – соответственно спутниковой антенны и СКДВП, совершены в пределах установленных сроков.

Судно НИС «Академик Лазарев», с установленным на нем оборудовании было ввезено на таможенную территорию ЕАЭС 03.01.2017, с данной даты таможенный контроль в отношении судна был прекращен. При этом, заявив о проведенных с судном операциях по переработке, ОАО «СМНГ» не представило подтверждающих документов, не исчислило и не уплатило таможенные пошлины и налоги, что послужило основанием для назначения камеральной таможенной проверки.

В ходе проведения таможенной проверки у ОАО «СМНГ» были затребованы сведения о проведенных с судном НИС «Академик Лазарев» операциях по переработке за пятилетний срок, предшествующий ввозу судна на таможенную территорию ЕАЭС (03.01.2017).

В соответствии со статьей 99 ТК ТС Таможня может проводить таможенный контроль в отношении данного судна в течение 3-х лет после 03.01.2017, в том числе в форме таможенной проверки.

Статья 347 ТК ТС связывает освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении обратно ввозимых морских судов с неизменным их состоянием на дату вывоза.

Чтобы установить изменения, которым подверглось НИС «Академик Лазарев» за пределами таможенной территории ЕАЭС, была назначена камеральная таможенная проверка. В соответствии со статьей 262 ТК ТС в налогооблагаемую базу ремонта судна должны включаться все операции по переработке, проведенные с судном с даты его вывоза с таможенной территории в данном случае Российской Федерации - 17.11.2005.

В соответствии с пунктом 4 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, имеющихся у таможенного органа, со сведениями бухгалтерской отчетности организации, но поскольку сроки хранения документов бухгалтерского учета в организации составляет не менее 5 лет (статья 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), то при проведении таможенной проверки в проверяемый период совершения с судном НИС «Академик Лазарев» операций по переработке был ограничен 5 годами до даты прихода судна в порт Мурманск.

В силу пункта 1 статьи 345 ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства-члена таможенного союза за лицом государства-члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью второй названного пункта и пунктом 4 названной статьи.

Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 348 ТК ТС, временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 указанного Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта.

При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Перечень операций, которые допускаются в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, содержится в пункте 1 статьи 347 ТК ТС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 347 ТК ТС операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 рассматриваемой статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.

Из совокупности приведенных норм следует, что дата ввоза транспортного средства, которая завершает временный его вывоз, является датой, когда должно быть совершено таможенное оформление совершенных с этим судном операций по его переработке и, как следствие, исчислены и уплачены приходящиеся на такую переработку таможенные платежи, то есть, в данном случае 03.01.2017.

Вопреки доводам Общества, в соответствии с пунктом 2 статья 261 ТК ТС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

03.01.2017 таможенным постом зарегистрирована таможенная декларация ТСМП на судно НИС «Академик Лазарев», соответственно, обязанность по уплате таможенных платежей возникла 03.01.2017.

Общество не учитывает, что согласно пункту 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации, в том числе:

декларация на товары;

декларация на транспортное средство.

Согласно пункту 4 указанной статьи в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

Учитывая, что Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" (вместе с "Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары") не распространяется на морские суда с таможенной стоимостью более 1 000 евро, то доводы ОАО «СМНГ» касательно декларирования 22.01.2017 необоснованны.

Общество не отрицает, что имело возможность представления документов о действительной цене операций по ремонту при подаче 03.01.2017 таможенной декларации ТСМП.

Согласно статье 315 Закона № 311-ФЗ сведения о произведенном в отношении ТСМП ремонте, запасных частях и оборудовании указываются в ТДТС.

Сведения о произведенных операциях по ремонту, реквизиты документов, подтверждающих проведение таких операций, сведения о расчете таможенных платежей указываются в графе 12 ТДТС «Дополнительные сведения». При этом, если в графах ТДТС недостаточно места для заявления сведений, допускается указание таких сведений на дополнительных листах, о чем в соответствующей графе ТДТС делается запись «СМ.ДОП.ЛИСТ».

Согласно пункту 1 статьи 161 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы.

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате исходя из курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующего на день пересечения товарами таможенной границы (пункт 4 статьи 161 ТК ТС).

Общество необоснованно ссылается на статью 170 ТК ТС, как на возможность временного хранения ввезенного ТСМП (2 месяца на декларирование).

В порядке пункта 2 статьи 345 ТК ТС транспортные средства международной перевозки, являющиеся товарами таможенного союза, временно вывозимые с таможенной территории таможенного союза, при фактическом вывозе с этой территории сохраняют статус товаров таможенного союза, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 настоящей статьи, сохраняют статус иностранных товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 ТК ТС временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, НИС «Академик Лазарев», являясь товаром таможенного союза, не помещался и не мог быть помещен на временное хранение, а обязанность по уплате таможенных платежей возникла при ввозе ТСМП -03.01.2017, дата регистрации таможенной декларации также 03.01.2017

Согласно положениям пунктов 1, 2, 4, 5 статьи 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства-члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 рассматриваемого Кодекса, в зависимости от вида транспорта.

Поданная таможенная декларация на транспортное средство регистрируется таможенным органом. По результатам проверки таможенной декларации на транспортное средство таможенный орган оформляет временный ввоз или временный вывоз транспортного средства международной перевозки либо завершение временного вывоза или временного ввоза транспортных средств международной перевозки путем проставления в таможенной декларации на транспортное средство отметок по форме и в порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

При этом согласно пункту 1 статьи 161 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы.

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате исходя из курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующего на день пересечения товарами таможенной границы (пункт 4 статьи 161 ТК ТС).

Согласно статье 78 ТК ТС в случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено указанным Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

В частности, пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к функциям Банка России отнесено установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю.

Как указывалось выше, операции по переработке судна Обществом должны были быть задекларированы 03.01.2017, следовательно, таможенная стоимость операций в иностранной валюте по отношению к рублю должна была быть определена в соответствии с действующим на 03.01.2017 курсом доллара США, что и было произведено таможенным органом, а потому такие действия также согласуются с таможенным законодательством.

Между тем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о неверном начислении Таможней пеней по эпизоду неверного определения курса иностранной валюты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 91 ТК ТС при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней установлен статьей 151 Закона № 311-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 151 Закона № 311-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных частями 5-8 данной статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

При этом пени взимаются в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов.

Из материалов дела следует, что исполнение обязанности Общества по уплате таможенных платежей с предъявленной им таможенной стоимости операций была оформлена Таможней ТПО от 22.02.2017 № 10207050/220217/ТС-0689055 (л.д.106, 107 т.1).

Порядок заполнения и применения ТПО утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 288 (далее – Порядок № 288), пунктом 3 которого определено, что ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета, в том числе прочих сумм таможенных и иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами. Особенности порядка заполнения и применения ТПО в этих случаях могут определяться законодательством государств-членов. При этом государство-член, применяющее ТПО для отражения исчисления и (или) уплаты таможенных платежей, подлежащих распределению между бюджетами государств-членов, обеспечивает надлежащий учет сумм этих платежей, уплаченных с применением ТПО (подпункт 2).

В силу пункта 6 Порядка № 288 заполнение ТПО на бланке сопровождается формированием ТПО в электронном виде. Формирование ТПО в электронном виде осуществляется должностным лицом.

Порядок заполнения граф ТПО должностным лицом регламентирован разделом 3 Порядка № 288, а именно, в графе 5 «Валюта платежа» указываются: наименование валюты платежа; курс доллара США к валюте государства-члена, установленный центральным (национальным) банком государства-члена и применяемый для целей исчисления платежей в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государства-члена (пункт 10.5).

В графе 7 «Наименование взимаемых платежей» указываются построчно коды и наименования всех видов платежей, исчисленных в ТПО.

В подграфе 7.1 «Стоимость товаров» указывается таможенная стоимость товара, описанного в подграфе 6.5 графы 6, в валюте платежа, долларах США и евро (пункт 10.7).

В графе 8 «Платежи» в числе прочего указываются сведения об исчислении и уплате платежей. Исчисление платежей, производится раздельно по каждому виду платежа. В колонках графы числовые и символьные значения вносятся без разделителей (пробелов). В колонке «Основа начисления» указывается база для исчисления платежа. В колонке «Ставка» указывается установленный размер ставки платежа. В колонке «Исчисленная сумма» указывается исчисленная сумма платежа.

В подграфе 8.1 «Всего подлежит уплате» указывается цифрами и прописью общая сумма подлежащих уплате платежей, исчисленных в ТПО (пункт 10.8).

В графе 9 «Подпись должностного лица таможенного органа» ставится подпись должностного лица, заполнившего данный ТПО, которая заверяется оттиском его личной номерной печати (при наличии) (пункт 10.9).

Схожие положения закреплены в пунктах 3, 6, 12, 20, 23, подпункте 3 пункта 31, абзаце первом пункта 32 Инструкции о применении таможенного приходного ордера, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 25.02.2013 № 350 (далее – Инструкция № 350).

Судом первой инстанции правомерно отмечено, что силу прямого указания пункта 16 названной Инструкции ответственность за достоверность заполнения граф ТПО несет уполномоченное должностное лицо, заполнившее ТПО, а согласно пункту 30 этой же Инструкции исчисленная в ТПО сумма платежей уплачивается в валюте Российской Федерации.

Из обстоятельств дела следует, что именно таможенный орган применил 22.02.2017 курс иностранной валюты в целях погашения обязанности Общества по уплате таможенных платежей путем оформления ТПО, а потому использование в указанную дату неправильного курса доллара США произошло по вине Таможни.

С учетом того, что в соответствии с частью 1 статьи 158 Закона о таможенном регулировании таможенный орган осуществляет самостоятельное (без заявления декларанта) взыскание таможенных платежей за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей и денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в установленный частью 2 той же статьи срок, несовершение или несвоевременное совершение указанных действий исключает начисление пеней за соответствующий период, поскольку потери казны в данном случае обусловлены бездействием самого таможенного органа.

Приняв во внимание положения Порядка № 288 и Инструкции № 350, а также фактические обстоятельства настоящего дела, а именно, что пени недопустимо было начислять, начиная с 22.02.2017, то есть когда Общество заявило о своей обязанности, и только на сумму заявленных операций по переработки (без учета стоимости оборудования). Таможня в апелляционной жалобе относительно неправомерного исключения судом пени с 22.02.2017 не учла конкретное обоснование выводов суда.

Суд первой инстанции, применив действующие в периоды начисления пени ставки рефинансирования, пришел к правомерному выводу о том, что сумма незаконно начисленных пеней за период с 22.02.2017 по 24.05.2017 составляет 103783 руб. 47 коп.

Кроме того, судом учтено, что вследствие ошибки таможенного органа при оформлении 22.02.2017 для Общества ТПО, применив к заявленной таможенной стоимости курс евро, вместо доллара США, на лицевой счет Общества 21.04.2017 в качестве переплаты возвращено по причине указанной ошибки 26996 руб. 82 коп., тогда как в действительности Общество по существу такой переплаты не имело. Данная ошибка Таможней была устранена путем оформления 21.04.2017 ТПО № 10207050/210417/ТС-0689058. При этом Таможня продолжила начислять пени на возникшую «переплату», что нельзя признать законным, в связи с чем по не опровергнутому сторонами расчету суда первой инстанции за период с 22.04.2017 по 24.05.2017 так же неправомерно начислены пени в сумме 279 руб. 19 коп.

Как отмечено выше, пени взимаются в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов.

В части выводов суда в удовлетворенной части требований в данном конкретном случае подлежит применению, в том числе, позиция, высказанная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2016 по делу N А05-6621/2015.

В совокупности вышеизложенных норм законодательства и обстоятельств дела апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном начислении таможенным органом пени на общую сумму 104062 руб. 66 коп., в связи с чем оспоренные решение и требование подлежат признанию недействительными в указанной части.

При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

Заявителю следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2017 по делу № А42-5347/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу «Севморнефтегеофизика» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 24.11.2017 № 5384.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

А.Б. Семенова

Н.И. Протас