ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-5762/2021 от 26.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года

Дело №

А42-5762/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

при участии от жилищно-строительного кооператива «Мурманск - 28» Бойкова В.М. (доверенность от 24.07.2021),

рассмотрев 25.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива «Мурманск – 28» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу № А42-5762/2021,

у с т а н о в и л:

жилищно-строительный кооператив «Мурманск-28», адрес: 183008, г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 16, ОГРН 1035100165210, ИНН 5193701009 (далее - ЖСК «Мурманск - 28», Кооператив), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Мурманска, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), по включению в Реестр мест (площадок) твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Мурманска, размещенный на сайте https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=1162#descr, недостоверной информации о нахождении по адресу: ул. Зои Космодемьянской, д. 16, с графическими координатами: широта 68.56.071, долгота Е 033.07.634, площадки, являющейся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, а также об обязании Администрации в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда исключить указанную информацию из Реестра.

Решением суда первой инстанции от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2021, в удовлетворении заявления отказано.

Кооператив не согласился с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, обратился в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе Кооператив указывает, что фактически не существует контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 16; ни заявитель, ни собственники помещений в многоквартирного дома (далее - МКД) заявки на включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в Реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее - Реестр) не подавали; оспариваемые сведения внесены произвольно и входят в противоречие с положениями Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), а также с Положением о порядке согласования и создания мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденным постановлением Администрации города Мурманска от 20.05.2019 № 1720 (далее - Положение № 1720).

Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Кооператив осуществляет управление МКД № 16 по ул. Зои Космодемьянской в г. Мурманске.

Между акционерным обществом «Управление отходами» (региональным оператором) и ЖСК «Мурманск-28» (потребителем) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 № 73/315/0000256. Согласно приложению к договору в качестве места (площадки) накопления ТКО указан адрес: 183008, г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 16 (л.д. 56).

При ознакомлении с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на сайте https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=1162#descr Кооперативом 07.04.2021 установлен факт включения в него ранее отсутствующей записи о площадке, находящейся по ул. Зои Космодемьянской, д. 16, и являющейся общим имуществом собственников помещений МКД (используемое покрытие "грунт", установлен 1 контейнер объемом 1,1 куб. м).

Ссылаясь на то, что сведения о спорной контейнерной площадке в Реестре не соответствуют действительности, Кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт размещения спорной контейнерной площадки для сбора ТКО объективно подтвержден. Сведения о размещении площадки внесены уполномоченным органом в порядке актуализации сведений территориальной схемы обращения с ТКО, а несоблюдение требований к оборудованию площадки не свидетельствует о недостоверности внесенных сведений.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

В силу пункта 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Порядок согласования и создания мест (площадок) накопления ТКО, порядок включения сведений в реестр мест (площадок) накопления ТКО в г. Мурманске регулируется положением № 1720.

Согласно пункту 4.1 Положения № 1720 Реестр формируется и ведется в соответствии с разделом III Правил № 1039.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 1039 информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), закреплено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил.

Согласно пункту 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, спорная контейнерная площадка постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10 (далее постановление № 492-ПП/10) включена в адресный перечень мест накопления ТКО, внесена в Реестр и является местом накопления отходов согласно условиям заключенного Кооперативом с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 73/315/0000256.

Поскольку постановление № 492-ПП/10 в установленном процессуальном порядке не отменено, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 73/315/0000256 не оспорен, не признан не заключенным, в отсутствие иных правовых пороков для его оценки судом как не порождающего для истца прав и обязанностей (пункт 1 статьи 425 ГК РФ), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии основания для признания недостоверными сведений о спорной контейнерной площадке в Реестре по иску Кооператива.

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.

Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Кооперативу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу № А42-5762/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива «Мурманск – 28» – без удовлетворения.

Возвратить жилищно-строительному кооперативу «Мурманск - 28», адрес: 183008, г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 16, ОГРН 1035100165210, ИНН 5193701009, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.02.2022 № 31.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин