ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
15 марта 2022 года
Дело №А42-5955/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
ФИО2, по доверенности от 24.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2059/2022) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 по делу № А42-5955/2021 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК»
к Мурманской таможне
Северо-Западной электронной таможне
о признании недействительным решения от 17.06.2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене (о признании недействительным) решения Мурманской таможни (далее также – Таможня, таможенный орган) б/н от 17.06.2021.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Северо-Западная электронная таможня.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 заявление удовлетворил частично, признал недействительным решение Северо-Западной электронной таможни б/н от 17.06.2021 как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров). Обязал Северо-Западную электронную таможню устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК». В части требования к Мурманской таможне в удовлетворении заявления отказал.
Северо-Западная электронная таможня не согласившись с решением суда от 29.11.2021 обратилась с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалось на то, что представленный Обществом сертификат о происхождении товаров от 30.10.2019 № А520231, как правильно установлено судом, заполнен на немецком языке, что является нарушением пункта 2 Требований, а следовательно, в силу подпункта 2 пункта 34 Правил, подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, пункта 4 статьи 31 ТК ЕАЭС не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, и происхождение товаров считается неподтвержденным.
Податель жалобы считает, что направления запроса в компетентный орган страны, выдавшей сертификат (запрос о верификации) является правом таможенного органа, но не его обязанностью. Факт не направления такого запроса не подтверждает действительность сертификата происхождения товара, оформленного с нарушением Правил.
Кроме того заполнение сертификата о происхождении товара на языке, отличном от установленных пунктом 2 Требований, не может быть признано ошибкой, это свидетельствует о несоответствии Требованиям, предусмотренным приложением к Правилам, в связи с чем положения пункта 9 Требований в рассматриваемом случае неприменимы.
Общество и Мурманская таможня надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представители в судебное заседание не явились, в связи, с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей.
В судебном заседании представитель Северо – Западной электронной таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в рамках внешнеторгового контракта от 18.09.2018 № АК 18.09-18 у компании «Amandus Kahl GMBH&CO.KG» (Германия) приобретены различных видов и типов роликоподшипники и подшипники и 07.11.2019 помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с декларацией на товары № 10210200/071119/0190812 (л.д.33-37), поданной на Санкт-Петербургский таможенный пост (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни действующим в интересах Общества таможенным представителем.
После выпуска названных товаров Мурманской таможней проведена камеральная таможенная проверка, результаты которой оформлены актом от 21.05.2021 № 10207000/210/210521/А000017, а Северо-Западной электронной таможней осуществлена проверка документов и сведений, о чем составлен акт от 11.06.2021 № 10228000/213/110621/А0238.
По результатам указанных мероприятий таможенного контроля таможенные органы пришли к выводу, что представленный в составе сопроводительной документации сертификат от 30.10.2019 № 520231 (л.д.32) о происхождении товара в республике Германия ненадлежаще оформлен, так как выполнен на немецком языке, тогда как следовало на английском, французском или русском языках, чем нарушен пункт 2 Требований к сертификату происхождения товара (далее – Требования) к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальным правилам определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее – Правила).
Установив данные обстоятельства, Северо-Западной электронной таможней вынесено решение б/н от 17.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные Обществом в вышеназванной декларации на товары, что повлекло применение к ввезенным Обществом по такой декларации роликоподшипникам и подшипникам антидемпинговой пошлины по наибольшей ставке в размере 41,5 % от их таможенной стоимости.
Спора по фактическим обстоятельствам дела, а равно по стране происхождения товара – Германии стороны не имеют.
Вместе с тем, признавая, что текст сертификата выполнен на ненадлежащем языке, Общество, одновременно полагая, что названный недостаток носит сугубо формальный характер, не отменяет и не ставит под какое-либо сомнение само происхождение спорных товаров, а равно подлинность самого сертификата, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования с Северо – Западной электронной таможни удовлетворил. В удовлетворении требований к Мурманской таможне отказал.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Северо – Западной электронной таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Согласно статье 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.
Пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или: правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. При вывозе товаров с таможенной территории Союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными государственными органами или уполномоченными организациями государств-членов, если сертификат о происхождении товара необходим по условиям контракта, по правилам страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) ввоза товаров или если наличие сертификата о происхождении товара предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Комиссией.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее - Правила N 49).
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, они применяются для целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Договора, при ввозе товаров на таможенную территорию Союза из стран, не являющихся членами Союза.
Таможенный контроль происхождения товаров осуществляется при ввозе товаров на таможенную территорию Союза в соответствии с ТК ЕАЭС. Приложением к Правилам N 49 установлены требования к сертификату о происхождении товара (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 6 Требований указанные в пункте 5 Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.
На основании пункта 34 Правил N 49 сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Согласно пунктам 1, 2 и 5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам N 49) сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Сертификат должен содержать следующую информацию: наименование страны происхождения товара; номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; наименование и адрес экспортера и (или) производителя; наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В силу пункта 9 Требований к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
В соответствии с приложением к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973; далее - конвенция) "сертификат о происхождении" означает документ определенной формы, идентифицирующий товары, в котором орган власти или орган, уполномоченный его выдавать, однозначно подтверждает, что товары, к которым относится этот сертификат, происходят из определенной страны. Этот сертификат может также включать декларацию изготовителя, производителя, поставщика, экспортера или иного компетентного лица; "декларация о происхождении" означает соответствующую отметку о происхождении товаров, сделанную в связи с их экспортом изготовителем, производителем, поставщиком, экспортером или иным компетентным лицом в коммерческом счете или любом другом документе, имеющем отношение к этим товарам; "документальное подтверждение происхождения" означает сертификат о происхождении, удостоверенную декларацию о происхождении или декларацию о происхождении.
Документальное подтверждение происхождения должно требоваться только в тех случаях, когда оно необходимо для применения преференциальных таможенных пошлин, мер экономического или торгового характера, принимаемых в одностороннем порядке или в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, либо мер, принимаемых в целях обеспечения здоровья населения или общественного порядка.
Исходя из положений главы 2 конвенции "Документальное подтверждение происхождения" применяется понятие "сертификат о происхождении" (означает документ определенной формы, идентифицирующий товары, в котором орган власти или орган, уполномоченный его выдавать, однозначно подтверждает, что товары, к которым относится этот сертификат, происходят из определенной страны).
Положения конвенции предусматривают рекомендации к форме и содержанию сертификата о происхождении.
Бланки сертификата о происхождении должны быть напечатаны на языке (языках), выбранном (выбранных) страной экспорта и, если такими языками не являются ни английский, ни французский, также на английском или французском языках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в случае, если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом, по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ (далее - Порядок внесения изменений).
Согласно пункту 27 Порядка внесения изменений при выявлении по результатам таможенного контроля необходимости внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товаров в виде электронного документа или документа на бумажном носителе (в зависимости от формы подачи ДТ).
В рассматриваемом случае, при принятии решения б/н от 17.06.2021 Таможня пришла к выводу, что страна происхождения товара №№1, 3 по ДТ №10210200/071119/0190812 считается неподтвержденной.
Судом установлено, что во исполнение внешнеторгового контракта от 18.09.2018 №АК 18.09-18, у компании «Amandus Kahl GMBH&CO.KG» Обществом приобретены и ввезены на территорию Российской Федерации следующие товары:
Товар №1 (Германия):
- роликоподшипник с цилиндрическими роликами, артикул К6210-0063;
- роликоподшипник с цилиндрическими роликами, артикул К6210-0035;
- подшипник с цилиндрическими роликами, артикул К6210-0243.
Товар №3 Германия:
- осевой самоустанавливающийся роликоподшипник, артикул К6211-0024;
- конический роликоподшипник артикул К6215-0216.
Товары были помещены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ40) и задекларированы по ДТ №10210200/071119/0190812 на Санкт – Петербургский таможенный пост Санкт – Петербургской таможни.
В указанной ДТ были заявлены сведения о товарах, классифицируемых в товарной позиции 8482500009 (товар №1), 8482200009 (товар №3), отражена страна происхождения Германия, код страны происхождения DE, условия поставки FCA BEINBEK, GERMANY.
По результатам камеральной таможенной проверки Таможней установлен факт отсутствия надлежащего происхождения товаров №1 и №3 по ДТ №10210200/071119/0190812, поскольку представленный в составе сопроводительной документации сертификат от 30.10.2019 № 520231 (л.д.32) о происхождении товара в республике Германия оформлен ненадлежащим образом, так как выполнен на немецком языке, тогда как следовало на английском, французском или русском языках, чем нарушен пункт 2 Требований к сертификату происхождения товара и в связи, чем принято оспариваемое решение.
Действительно, пункт 2 Требований обязывает заполнять сертификат на английском, французском или русском языке печатным способом, в то время как в рамках настоящего спора сертификат выполнен на немецком языке, что отражено в акте от 11.06.2021 № 10228000/213/110621/А0238.
Однако как правильно указано судом первой инстанции, таможенными органами не было выявлено случаев неподтверждения страны происхождения спорных товаров, перечисленных в пункте 34 Правил и пункте 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, поскольку фактов отсутствия сертификата либо внесения в этот сертификат недостоверных сведений не выявлялось, каких-либо запросов о верификации не направлялось.
Пунктом 29 Правил N 49 установлено, что при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (запрос о верификации). В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными.
Кроме того, непринятие таможенным органом сертификата о качестве надлежащего документа, подтверждающего страну происхождения товаров, выданного уполномоченным органом ,возможно только при наличии таких нарушений в его оформлении и заполнении, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения.
В пунктах 1,3 Сертификата указаны отправить – AMANDUS KAHLGMBH&CO.KG(Германия) и страна происхождения товара – Федеративная республика Германия (Европейский Союз). Сертификат имеет печать торгово – промышленной палаты в Любеке и подпись уполномоченного лица.
По результатам проверки Северо-Западной электронной таможней и Мурманской таможней установлена как страна происхождения спорных подшипников – Германия, так и орган, выдавший спорный сертификат, – Торгово-промышленная плата города Любек (Германия), а равно не отрицается сама подлинность этого сертификата, в связи, с чем выполнение рассматриваемого сертификата именно на немецком языке представляется вполне последовательным (учитывая страну происхождения и орган сертификации).
В силу пункта 9 Требований наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара, носит чисто формальный подход со стороны таможенного органа, поскольку представленные Обществом сертификаты о происхождении товара как уже указано выше содержат всю информацию, предусмотренную в п. 5 Требований к сертификату о происхождении товара, оформлены уполномоченным органом, что не оспаривается и не ставится под сомнение таможенным органом.
Таможенный орган в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара, не обращался в компетентный орган страны, выдавшей сертификат.
Фактически доводы Таможни не свидетельствуют о наличии нарушений требований к оформлению или заполнению сертификата, которые влекут отказ в его рассмотрении в качестве основания для подтверждения страны происхождения в соответствии со ст. ст. 31 и 314 ТК ЕАЭС.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заполнение подлинного сертификата на немецком языке с реальными сведениями о товаре, его происхождении и выдавшем данный сертификат органе не может свидетельствовать об ошибке и не влечет за собой неподтверждение происхождения товара и применения антидемпинговой пошлины.
В связи с вышеизложенным, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы таможенного органа, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие таможенного органа с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 по делу № А42-5955/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Г.В. Лебедев
А.Б. Семенова