ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-7536/2021 от 20.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 апреля 2022 года

Дело №А42-7536/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,

при участии:

от истца (заявителя): Чурсина А.Ю., по доверенности от 02.12.2020;

от ответчика (должника): Романов Е.Д., по доверенности от 21.10.2020 (онлайн);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6941/2022) общества с ограниченной ответственностью "Ягры" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2022 по делу № А42-7536/2021 (судья Карачева А.Е.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ягры"

к Мурманской таможне

о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ягры» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Мурманской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 05.08.2021 №10207000/210/050821/Т000004/001, а также уведомление от 09.08.2021 №10207000/У2021/0000086 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Решением суда от 26.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 26.01.2022 отменить, ссылаясь на пропуск таможенным органом трехлетнего срока, в течение которого проводится таможенный контроль, поскольку запчасти были ввезены, задекларированы и выпущены таможенным органом как часть судна 05.02.2018, в связи, с чем срок таможенного контроля истек 05.02.2021.

Податель жалобы указывает, что спорные запасные части были приобретены Обществом для технического обслуживания и ремонта судна, не предназначались для введения в гражданский оборот на территории Союза, соответственно по совокупности норм подпункта 49 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, Конвенции по облегчению международного морского судоходства (заключена 09.04.1965 в Лондоне) и приказа ГТК РФ № 892 от 12.09.2001 не подлежат самостоятельному декларированию в качестве товара.

В материалы дела Обществом предоставлены Разрешение на добычу водных биоресурсов ООО «Ягры» № 512018010034ПН от 19.12.17 и Рейсовое задание на М-0337 «Викинг» с 14.12.2017 по 25.04.18 от 07.12.2017, которые подчеркивают, что судно М0337 «Викинг» используется для рыбной ловли, а не направлено на перевозку пассажиров или грузов между двумя или более странами, то есть не является транспортным средством международной перевозки в определениях подпункта 51 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

Декларирование замененных запчастей на вывоз за пределы территории РФ на ИМО общей декларации (IMO Generaldeclaration) действующим законодательством не предусмотрено.

Мурманская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании статьи 332 ТК ЕАЭС и статьи 228 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении Общества проведена камеральная таможенная проверка на предмет осуществления контроля фактов выпуска товаров и исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении запасных частей для морского судна «Викинг», ввезенных ООО «Ягры» 05.02.20218 на указанном судне на таможенную территорию ЕАЭС через порт Мурманск.

Таможенный контроль проведен в период с 29.01.2021 по 05.07.2021.

В ходе проверки таможенным органом установлено, что 05.02.2018 через порт Мурманск на таможенную территорию ЕАЭС ввезено ранее временно вывезенное морское судно «Викинг» (ИМО 7511527, имеет статус товара ЕАЭС), принадлежащее на праве собственности ООО «Ягры». Судно перемещено как транспортное средство международной перевозки в соответствии с главой 38 ТК ЕАЭС.

Капитаном судна «Викинг» на таможенный пост Морской порт Мурманск Мурманской таможни подана ТДТС, зарегистрированная таможенным органом под номером 10207050/050218/100000392.

В приложении к ТДТС указан перечень запасных частей для судна «Викинг», которые были перемещены вместе с судном.

В ходе анализа ТДТС № 10207050/050218/100000392 (генеральная декларация и приложение к ней, поименованное как «Перечень запасных частей и оборудования по судомеханической службе М-0337 «Викинг») установлен перечень ввезенных 05.02.2018 на таможенную территорию ЕАЭС запасных частей по механической, электромеханической, рефрижераторной и технологической частям.

Согласно Перечню запасных частей и оборудования по судомеханической службе М-0337 «Викинг» 05.02.2018 на таможенную территорию ЕАЭС на морском судне «Викинг» были ввезены следующие запасные части: коленвал главного двигателя (1 шт.), крышка цилиндра главного двигателя (1 шт.), поршень главного двигателя (1 шт.), втулка главного двигателя (2 шт.), комплект мотылевых подшипников главного двигателя (1комплект из 12 шт.), комплект рамовых подшипников главного двигателя (1 комплект из 7 шт.), комплект поршневых колец главного двигателя (1 комплект из 48 шт.), эластичные муфты валогенераторов (2 шт.), фильтры топлива, масла, воздуха для главного двигателя и вспомогательного дизель-генератора (67 шт.), комплект насосфорсунок вспомогательного дизель-генератора № 2 (1 комплект из 6 шт.), светильники рыбцеха (6 шт.), фреоновый насос (1 шт.), насосы откачки колодцев рыбфабрики FLYGHT (2 шт.).

Исходя из представленных при таможенном декларировании транспортного средства международной перевозки документов таможенному органу, ввезенные запасные части заявлены в составе транспортного средства международной перевозки.

Ввезенные 05.02.2018 вышеуказанные запасные части были использованы на таможенной территории ЕАЭС при ремонте морского судна «Викинг» в рамках заключенного между ООО «Ягры» и ООО «Альбатрос» (г. Мурманск) генерального договора от 09.01.2013 № 1 А-Я и дополнительных соглашений к нему от 30.01.2018 № 31 и от 14.05.2018 № 32.

Согласно сведениям, предоставленным письмом ООО «Ягры» от 01.03.2021 № 15, запасные части, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС 05.02.2018, были использованы в ходе ремонта главного двигателя, замены эластичных муфт, работ по техническому обслуживанию ВДГ-2 в период ремонта и технического обслуживания морского судна «Викинг» компанией ООО «Альбатрос» в рамках генерального договора от 09.01.2013 № 1 А-Я.

Ввезенные светильники рыбцеха, фреоновый насос и насосы откачки колодцев рыбфабрики FLYGHT были установлены судовыми специалистами на таможенной территории ЕАЭС в период стоянки в порту Мурманск с 05.02.2018 по 14.06.2018.

С учетом установленных обстоятельств таможня посчитала, что ввезенные 05.02.2018 на судне «Викинг» запасные части, исходя из предназначения, подлежали таможенному декларированию не в составе транспортного средства международной перевозки судна «Викинг» с применением таможенной декларации на транспортное средство, а как отдельные товары в соответствии со статьями 104, 105 ТК ЕАЭС путем помещения под таможенную процедуру с использованием декларации на товары. Запасные части подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозной таможенной пошлины, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС.

Для целей расчета подлежащих уплате таможенных платежей ответчиком определена таможенная стоимость запасных частей, ввезенных 05.08.2018; для определения таможенной стоимости использован метод определения таможенной стоимости, предусмотренный статьей 45 ТК ЕАЭС (6 метод) с гибким использованием метода определения таможенной стоимости, предусмотренной статьей 39 ТК ЕАЭС (1 метод).

Вместе с тем, сведений о таможенном декларировании ООО «Ягры» с применением декларации на товары запасных частей, ввезенных 05.02.2018 на судне «Викинг», а также сведений об уплате таможенных платежей за ввезенные товары установлено не было.

Результаты проведенной камеральной проверки зафиксированы таможенным органом в соответствующем акте от 05.07.2021 № 10207000/210/050721/А000004, согласно которому таможенный орган пришел к выводу о наличии факта незаконного перемещения ООО «Ягры» на таможенную территорию ЕАЭС запасных частей при ввозе 05.02.2018 морского судна «Викинг» по ТДТС №10207000/050218/100000392, в связи с чем, таможенным органом произведен предварительный расчет сумм таможенных платежей, подлежащих уплате в размере 1 736 244,06 руб. без учета пени.

Обществом были представлены возражения на акт, по результатам, рассмотрения которых принято заключение от 05.08.2021, установлено несоответствие возражений Общества фактическим обстоятельствам, установленным материалами таможенной проверки; оснований для проведения дополнительной проверки и вынесения решения по результатам проверки об отсутствии в действиях ООО «Ягры» нарушений таможенного законодательства, не установлено.

По результатам таможенного контроля Мурманской таможней принято решение №10207000/210/050821/Т000004/001 от 05.08.2021 о признании товаров (спорных запасных частей) незаконно перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союз; исчислены суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в размере 1 736 244,06 руб.

Не согласившись с вынесенным решением и выставленном уведомлении, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований правомерно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 278 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску при вывозе, с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС таких транспортных средств международной перевозки. Декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик.

В соответствии с пунктом 3 статьи 278 ТК ЕАЭС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием таможенной декларации на транспортное средство.

Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Евразийской экономической комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС.

В соответствии со статьей 71 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ) капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца, то есть представляя в таможенный орган документы, капитан совершает действия от лица судовладельца.

Из предоставленных капитаном судна «Викинг» документов и свидетельства о регистрации судна следует, что на момент прихода судна на таможенную территорию ЕАЭС, судовладельцем судна «Викинг» и владельцем запасных частей являлось ООО «Ягры».

Таможенным кодексом в пункте 1 статьи 2 ТК ЕАЭС даны понятия, которые используются для целей ТК ЕАЭС,

Подпунктами 49 и 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС указаны понятия «Транспортного средства» и «Транспортного средства международной перевозки».

Понятие «Транспортного средства» относится к категории товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Понятие «Транспортное средство международной перевозки» относится к транспортным средствам, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Понятие «Транспортное средство» используется для целей таможенного декларирования при перемещении через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств в качестве товара посредством помещения под таможенную процедуру с использованием декларации на товары. Морское судно «Викинг» приобрело 17.08.2017 статус товара таможенного союза путем помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары № 10207050/170817/0002051.

05.02.2018 ООО «Ягры» был осуществлен обратный ввоз ранее временно вывезенного с таможенной территории ЕАЭС транспортного средства международной перевозки – морского судна «Викинг».

Глава 38 ТК ЕАЭС регулирует особенности порядка и условия перемещения через таможенную границу ЕАЭС только транспортных средств международной перевозки.

Согласно подпункту 2 пункту 2 статьи 272 ТК ЕАЭС положения настоящей главы применяются в отношении, в том числе временно вывозимых с таможенной территории ЕАЭС для завершения и (или) начала международной перевозки за пределами таможенной территории ЕАЭС транспортных средств международной перевозки, включая порожние зарегистрированных в государствах-членах за лицами государств-членов и являющихся товарами ЕАЭС либо считающихся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 настоящего Кодекса, за исключением воздушных судов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, для временного вывоза с таможенной территории ЕАЭС, нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящей главой.

Согласно подпункту 1 пункту 7 статьи 272 ТК ЕАЭС положения настоящей главы могут применяться в отношении временно вывозимых с таможенной территории ЕАЭС и обратно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС водных судов, используемых для рыболовства.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 278 ТК ЕАЭС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что применение установленного подпунктом 49 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понятия «Транспортного средства» при обратном ввозе ранее временно вывезенного морского судна «Викинг» не правомерно.

В соответствии с действующим правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, ввезенные 05.02.2018 на судне «Викинг» запасные части, исходя из предназначения, подлежали таможенному декларированию не в составе транспортного средства международной перевозки судна «Викинг» с применением таможенной декларации на транспортное средство, а как отдельные товары. Указанные запасные части подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьями 104, 105 ТК ЕАЭС путем помещения под таможенную процедуру с использованием декларации на товары.

Сведений о таможенном декларировании ООО «Ягры» с применением декларации на товары запасных частей, ввезенных 05.02.2018 на судне «Викинг», а также сведений об уплате таможенных платежей за ввезенные товары, не установлено.

Довод Общества о фактическом вывозе запасных частей подлежит отклонению, поскольку при декларировании транспортного средства М-0337 «Викинг» при временном вывозе 14.06.2018, в документах, представленных в таможенный орган, отсутствуют сведения о вывозе запасных частей.

В соответствии с пунктом 38 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" утвержденного Приказом ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 (далее -Положение), во время проведения таможенного контроля судна сотрудники таможенного органа, в том числе:

проверяют наличие на судне судового снаряжения, судовых припасов и судовых запасных частей, заявленных при приходе судна и использованных во время стоянки в порту, и их соответствие записям в Декларации о судовых припасах и журналах материального учета и др. документах;

сверяют фактическое количество погруженных судовых запасных частей, судовых припасов и судового снаряжения заявленному в судовых и таможенных документах (Декларации о судовых припасах, журналах материального учета и других документах).

В порядке подпункта б пункта 3 Положения, при отходе судна не требуется представления новой Декларации о грузе в отношении уже указанных грузов (товаров и транспортных средств) при приходе судна в порт и оставшихся на судне.

При приходе судна 05.02.2018 судна М-337 «Викинг» информация о запасных частях была указана в генеральной (общей) декларации (графа 16).

Таким образом, если бы сведения о запасных частях были указаны в грузовой декларации, то предоставление новой грузовой декларации не требовалось.

Учитывая, что при убытии судна в рейс 05.02.2018 на судне отсутствовали запасные части, то в соответствии с пунктом 38 Положения они и не были обнаружены в ходе таможенного контроля.

Представленные документы таможенному органу также свидетельствуют об отсутствии запасных частей при убытии судна 05.02.2018.

Доводы ООО «Ягры» о том, что решение Таможни вынесено за пределами срока таможенного контроля в нарушение положений статьи 310 ТК ЕАЭС, правомерно отклонен судом первой инстанции.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 310 ТК ЕАЭС установлено, что после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7-15 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Обстоятельства, указанные в пунктах 7-15 статьи 14 ТК ЕАЭС в отношении запасных частей, ввезенные 05.02.2018 на судне «Викинг», в ходе проведения мероприятий таможенного контроля, по наступлению которых начинается исчисление сроков проведения таможенного контроля, не установлены.

Подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено определение понятия «незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза» -перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Принимая во внимание отсутствие таможенного декларирования по установленной форме с подачей декларации на товары и уплате таможенных платежей, ввезенные 05.02.2018 на таможенную территорию ЕАЭС запасные части являются незаконно перемещенными товарами через таможенную границу ЕАЭС. Поскольку запасные части не были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то они имеют статус иностранных товаров, соответственно, согласно ст. 14 ТК ЕАЭС находятся под таможенным контролем.

Таким образом, решение по результатам таможенного контроля от 05.08.2021 № 10207000/210/050821/Т000004/001 вынесено в пределах срока проведения таможенного контроля.

Кроме того, трехлетний срок для проведения таможенного контроля не прошел, так как ввезенные иностранные товары по настоящее время находятся под таможенным контролем.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Судом первой инстанции не допущено нарушения нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от не имеется.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2022 по делу № А42-7536/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

А.Б. Семенова