ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-8009/20 от 02.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 марта 2022 года

Дело №А42-8009/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,

при участии:

от истца (заявителя): Акбаев М.А., по доверенности от 10. 11.2021 (онлайн);

от ответчика (должника): Покровский А.В., по доверенности от 31.05.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9693/2021) акционерного общества «Северо-Западная фосфорная компания» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.02.2021 по делу № А42-8009/2020, принятое

по иску Центральной акцизной таможни

к акционерному обществу «Северо-Западная фосфорная компания»

о взыскании,

установил:

Центральная акцизная таможня (далее - истец, таможенный орган, Таможня) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Северо-Западная фосфорная компания» (далее - ответчик, общество, АО «СЗФК») о взыскании 205 233 рублей 02 копеек пеней, начисленных за общий период с 05.01.2020 по 18.06.2020 в связи с несвоевременной уплатой АО «СЗФК» утилизационного сбора.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.02.2021 исковые требования удовлетворены.

АО «СЗФК» не согласившись с решением суда и посчитав, что оно принято с нарушением норм материального права обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что с учетом действия моратория пени должны быть начислены за период 05.01.2020 по 05.04.2020. Кроме того отнесение транспортных средств к категории транспортных средств, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор, должно производиться не только на основе кода ТН ВЭД, но и с учетом их физических характеристик, указанных в Перечне. Ввезенные ответчиком горно – шахтные машины не соответствуют иным. Помимо кода ТН ВЭД характеристикам, установленным в Перечне, в связи с чем не относятся к категории товаров, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор.

Определением от 28.07.2022 суд апелляционной инстанции приостановил производство по делу № А42-8009/2020 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-30876/2021-147-213, по спору о правомерности уплаты самого утилизационного сбора.

Определением от 02.03.2022 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, АО «СЗФК» на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни поданы декларации на товары (далее - ДТ) по которым задекларирована самоходная техника различных наименований, в том числе:

- № 10009190/181219/0006838 - новая горно-шахтная машина - бетоновоз-миксер, самоходная, для доставки бетонной смеси для торкретирования горных выработок «NORMET UTIMEC LF 600 TRANSMIXER», 2019 года выпуска, серийный номер НЕ464;

- № 10009190/181219/0006847 - новая горно-шахтная машина - бетоновоз-миксер, самоходная, для доставки бетонной смеси для торкретирования горных выработок «NORMET UTIMEC LF 600 TRANSMIXER», 2019 года выпуска, серийный номер НЕ465,

- № 10009190/201219/0006955 - новая самоходная подземная горно-шахтная машина «NORMET CHARMEC 1610 ВЕ», 2019 года выпуска, серийный номер DB249;

- № 10009190/271219/0007203 - новая самоходная подземная горно-шахтная машина «PAUS UNI 50-2 LP-TB-HV», 2019 года выпуска, серийный номер 12443955.

Самоходные транспортные средства, заявленные в указанных ДТ, были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 21.12.2019, 22.12.2019, 27.12.2019, 30.12.2019, соответственно.

Заявление Общества об уплате утилизационного сбора поступило в таможенный орган, согласно штампу входящей корреспонденции 18.06.2020 (вх. № 1448), на основании которого таможенный орган осуществил списание утилизационного сбора.

Полагая, что Обществом нарушены положения пункта 11(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 06.02.2016 № 81), Таможня начислила пени в сумме 205 233 рублей 02 копеек, в том числе:

- по ДТ №№ 10009190/181219/0006838 - 81061 руб. 34 коп.,

- по ДТ № 10009190/181219/0006847 - 80540 руб. 25 коп.,

- по ДТ № 10009190/201219/0006955 - 22036 руб. 73 коп.,

- по ДТ № 10009190/271219/0007203 - 21594 руб. 70 коп.

В адрес Общества таможенным органом была направлена претензия от 25.06.2020 исх. № 45-09-10/1834 с требованием об уплате начисленных пеней в добровольном порядке.

Поскольку претензия оставлена Обществом без удовлетворения, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, посчитав их обоснованными, как по праву, так и по размеру.

ОДНАКО. суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда от 03.02.2021 подлежит отмене на основании следующего.

Согласно требованиям статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

При этом утилизационный сбор является особым видом обязательного платежа, введенного в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

В силу статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 3).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).

Согласно положениям пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81 (пункт 5 Правил N 81).

Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты приведен в разделе II Правил (пункты 11 - 14).

Пунктом 11 раздела II Правил предусмотрен перечень документов, которые представляет в таможенный орган плательщик утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

Согласно пункту 11 (1) Правил документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 Правил должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках рассмотрения дела №А40-30876/2021-147-213 Обществом оспаривалось решение Центральной акцизной таможни от 26.11.20 N 13-12/23149 на основании которого таможенный орган в настоящем деле просит взыскать 205 233 рублей 02 копеек пеней, начисленных за общий период с 05.01.2020 по 18.06.2020 в связи с несвоевременной уплатой АО «СЗФК» утилизационного сбора

Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2021 по делу №А40-30876/2021-147-213, оставленным без изменения постановлением №09АП-79624/2021 Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу №А40-30876/2021-147-213 решение Центральной акцизной таможни от 26.11.20 N 13-12/23149 признано незаконным и отменено.

Судами установлено, что в раздел X Перечня включены машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств, классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0.

Однако отнесение транспортных средств к категории транспортных средств, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор, лишь на основе кода ТН ВЭД и без учета их физических характеристик является неверным, так как, помимо классификации по соответствующему коду ТН ВЭД, товар должен относиться к соответствующему разделу вышеуказанного Перечня в зависимости от его назначения.

Ввезенные Обществом горно-шахтные машины не соответствуют иным, помимо кода ТН ВЭД, характеристикам, установленным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 №81.

Самоходные горно-шахтные машины, ввезенные Обществом, созданы на базе колесного транспортного средства и предназначены для использования в подземных выработках для заряжания шпуров и скважин гранулированными взрывчатыми веществами, доставки взрывчатых материалов до места производства работ.

Однако, хотя указанные машины и классифицированы Обществом по кодам ТН ВЭД 8705 90 800 5 и 8704 23 910 8, вместе с тем они не предназначены для содержания дорог и созданы на базе шасси колесных транспортных средств, в связи с чем не могут быть отнесены к включенным в Перечень машинам для содержания дорог.

Как установлено судами, в отношении спорных товаров утилизационный сбор уплате не подлежит, и поэтому требование Таможни уплатить утилизационный сбор в отношении товара не основано на нормативных актах в области таможенного регулирования и противоречит статье 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Перечню, видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Поскольку решение Центральной акцизной таможни от 26.11.20 N 13-12/23149 по делу №А40-30876/2021-147-213 признано незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общества, основания для взыскания 205 233 рублей 02 копеек пеней, начисленных за общий период с 05.01.2020 по 18.06.2020 в связи с несвоевременной уплатой Обществом утилизационного сбора отсутствуют.

При этом, суд считает необходимым отметить, что неустойка в силу ее правовой природы, определенной ст. ст. 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, является акцессорным (дополнительным) обязательством, которое не может существовать отдельно от основного обязательства и следует его судьбе.

Следовательно, в силу своей природы неустойка не может быть начислена на сумму долга, который фактически был начислен неправомерно и уплате не подлежит, что установлено вступившим в законную силу судебным актом

На основании изложенного решение суда от 03.02.2021 подлежит отмене, с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.02.2021 по делу № А42-8009/2020 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Центральной акцизной таможни в пользу акционерного общества «Северо – Западная фосфорная компания» 3000 рублей расходов по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

М.И. Денисюк

А.Б. Семенова