ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-8078/2021 от 24.08.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 августа 2022 года

Дело №

А42-8078/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,

рассмотрев 24.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу № А42-8078/2021,

у с т а н о в и л:

Государственное областное автономное учреждение здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница», адрес: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр. Кирова, д. 6, ОГРН 1135107000082, ИНН 5107914486 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным вынесенного Управлением Федерального казначейства по Мурманской области, адрес: 183010, г. Мурманск, пр. Кирова, д. 14/2, ОГРН 1025100849663, ИНН 5191501406 (далее – Казначейство), представления от 07.07.2021 № 25 об устранении нарушений бюджетного законодательства. Кроме того, Учреждение просило признать обстоятельства, зафиксированные актом проверки от 20.05.2021, связанные в тексте акта с нормативным регулированием, не относимым регулированием к деятельности Учреждения и не доказывающим его вину в нецелевом расходовании бюджетных средств.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 1 (далее - Министерство) и Комитет по конкурентной политике Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 71, ОГРН 1095190000916, ИНН 5190198362 (далее – Комитет).

Решением суда первой инстанции от 11.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.04.2022, заявленные Учреждением требования удовлетворены частично: представление от 07.07.2021 № 25 признано недействительным; на Казначейство возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Учреждения; в части требования о признании обстоятельств, зафиксированных актом проверки от 20.05.2021, производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения требований Учреждения и принять в этой части новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что межбюджетные трансферты, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинский организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции методами амплификации нуклеиновых кислот, могут расходоваться исключительно на приобретение медицинских изделий, приведенных в закрытом перечне, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764 (далее – Перечень). При этом, выбор допускается только из поименованных в этом Перечне изделий из позиций номенклатуры классификации медицинских изделий, приведенных в данном Перечне, и их производителей с рекомендацией отдавать предпочтение российским производителям. Как указывает Казначейство, приобретенный Учреждением процессор магнитных частиц не входит в Перечень медицинских изделий, приобретение которых, с возможно за счет средств, выделенных Министерству из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году.

В отзывах на кассационную жалобу Учреждение и Министерство просят отказать в ее удовлетворении, полагая принятые по делу судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными.

Отзыв Комитета на основании разъяснений, приведенных в абзаце четвертом пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» принятию не подлежит, поскольку лицами их направившими не соблюдены положения пунктов 3 и 4 части 4 статьи 277 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах заявленных Казначейством доводов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Казначейством на основании приказа от 02.04.2021 № 123 в период 27.04.2021 по 20.05.2021 проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения Учреждением целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2805?р и № 2806-р.

В ходе проверки Казначейством установлено, что Учреждением в целях дооснащения своей клинико-диагностической лаборатории заключен с обществом с ограниченной ответственностью «ИнтерЛабСервис» договор от 04.12.2020 № 03/12-20 (далее – договор) на сумму 5 755 077 руб. на поставку процессора магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher в соответствии со спецификацией - приложением № 1.

Во исполнение условий договора данный процессор поставлен Учреждению 16.12.2020 в соответствии с товарной накладной № 34045.

На рассматриваемый процессор имелось регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 13.02.2019 № ФСЗ 2009/05562, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

В государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.roszdravnadzor.gov.ru, процессору магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher присвоен числовой код вида медицинского изделия 318650.

Денежные обязательства по договору исполнены Учреждением в сумме 428 677 руб. 40 коп. за счет собственных средств и в сумме 5 326 400 руб. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставленных в рамках дополнительного соглашения от 16.11.2020 № 49 к соглашению от 09.01.2020 № А-09/01/2020-01-14 о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, заключенному между Министерством и Учреждением.

Изучив представленные документы, Казначейство пришло к выводу, что Учреждение допустило нарушение пункта 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764 (далее - Правила № 1764), поскольку использовало средства субсидии в сумме 5 326 400 руб. на закупку медицинского изделия, не включенного в Перечень № 1764.

Результаты проверки оформлены актом от 20.05.2021.

На основании акта Казначейством вынесено представление от 07.07.2021 № 25, которым на Учреждение возложена обязанность, среди прочего, в срок до 10.09.2021 устранить выявленное нарушение путем возврата неправомерно использованных средств субсидии в сумме 5 326 400 руб.

Считая представление от 07.07.2021 № 25 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, удовлетворили требование Учреждения.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии со статьей 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Удовлетворяя в данном случае требование заявителя об признании представления недействительным, суды обеих инстанций исходили из того, что спорные 5 326 400 руб. субсидии использованы Учреждением в соответствии с пунктом 2 Постановления № 1764.

Так судами установлено, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2806-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году Министерству здравоохранения Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 1 000 060 000 руб. на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020
№ 1764 утверждены правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Мурманской области подписано соглашение от 03.11.2020 № 056-17-2020-1128 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (далее - соглашение № 056-17-2020-1128).

Пунктом 4.3.1 соглашения № 056-17-2020-1128 на Мурманскую область возложена обязанность обеспечивать выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных пунктом 3.2 настоящего соглашения.

В соответствии с пунктом 3.2 соглашения № 056-12-2020-1128 иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующего условия: наличие в Мурманской области не менее 1 лаборатории медицинской организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.

На основании Дополнительного соглашения от 16.11.2020 № 49 к соглашению от 09.01.2020 № А-09/01/2020-01-14 о порядке и условиях предоставления из областного бюджета Учреждению субсидий на иные цели, заключенному между Министерством и Учреждением, в раздел 3 «Направление расходования и сроки предоставления субсидий» включен пункт 23 об оснащении (переоснащении) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (код - 20-58450-00000-00000) в сумме 5 326 400 руб.

Как установлено судами на основании материалов дела, денежные средства, полученные на основании дополнительного соглашения, направлены Учреждением на приобретение на приобретение процессора магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков 9 KingFisher в целях дооснащения клинико-диагностической лаборатории Учреждения.

В соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764 в перечень медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входит устройство для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД, автоматическое (код в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий - 318660).

Согласно государственному реестру медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения к коду 318660 в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий относятся изделия с различными наименованиями: прибор для преаналитической подготовки ПЦР-анализов; система автоматическая для выделения нуклеиновых кислот; прибор для выделения и очистки нуклеиновых кислот и подготовки реакционных смесей; экстрактор нуклеиновых кислот; станция автоматическая для пробоподготовки и выделения нуклеиновых кислот и белков; устройство пробоподготовки для выделения нуклеиновых кислот вирусов из биологического материала; комплекс аппаратный для автоматизированного выделения и очистки нуклеиновых кислот из биологических образцов; система автоматизированной пробоподготовки; станция для автоматического выделения нуклеиновых кислот и т.д.

Все перечисленные медицинские изделия используются на стадии выделения нуклеиновых кислот (их функции направлены на организацию одного процесса).

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, что все перечисленные в Государственном реестре медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения к коду 318660 медицинские изделия используются на стадии выделения нуклеиновых кислот (их функции направлены на организацию одного процесса).

Как установлено судами, по своему функциональному назначению процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher соответствует описанию по коду 318660 в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий, поскольку предназначается для процессинга магнитных частиц в 96-луночных плашках с глубокими ячейками для выделения ДНК/РНК, клеток и белков, а сам метод основывается на технологии сорбции нуклеиновых кислот на магнитных частицах.

Кроме того, суды правомерно указали, что пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764 допускает оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций медицинскими изделиями с эквивалентными технологическими характеристиками.

Потребность в оснащении (переоснащении) лабораторий медицинских организаций связана с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID19 и необходимостью увеличения количества исследований.

С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснащение (переоснащение) Учреждения осуществлено медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели в действиях Учреждения нарушений бюджетного законодательства, в связи с чем правомерно признали представления Казначейства от 07.07.2021 № 25 недействительным.

Поскольку суды полно и всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства, дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты не нарушают нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Казначейства суд кассационной инстанции не находит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу № А42-8078/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.Н. Александрова

О.Р. Журавлева