ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-8807/20 от 22.02.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 февраля 2022 года

Дело №

А42-8807/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В.,
Константинова П.Ю.,

при участии от акционерного общества «Мурманскавтотранс» Матюшова К.В. (доверенность от 15.09.2021),

рассмотрев 21.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Мурманскавтотранс» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 по делу
№ А42-8807/2020,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Мурманскавтотранс», адрес: 183034, г. Мурманск, Транспортная ул., д. 12, ОГРН 1025100850037, ИНН 5190400194 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному образованию город Кировск с подведомственной территорией в лице администрации муниципального округа «Город Кировск» с подведомственной территорией Мурманской области, адрес: 184250,
Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д. 16, ОГРН 1025100561661, ИНН 5103020946 (далее – Администрация), о взыскании 11 400 416,63 руб. в счет возмещения убытков в виде недополученных доходов в связи с занижением предельных (максимальных) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в 2019 году, 1 042 863,06 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.05.2019 по 01.06.2021, а также процентов, подлежащих начислению с 02.06.2021 по день фактической уплаты задолженности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление Кировским городским хозяйством», адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д. 16, ОГРН 1095103000365, ИНН 5103021298 (далее – Учреждение).

Решением суда первой инстанции от 09.06.2021 иск удовлетворен частично: с Администрации в пользу Общества взыскано 9 046 373,12 руб. убытков, 496 158,93 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также проценты, подлежащие взысканию с 02.06.2021 по день фактической уплаты долга; требования в части взыскания 2 354 043,51 руб. задолженности и начисленных на указанную сумму процентов оставлены без рассмотрения; в удовлетворении иска в остальной части отказано.

Постановлением апелляционного суда от 07.10.2021 решение от 09.06.2021 отменено, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить означенное постановление и принять новый судебный акт – о взыскании с Администрации 11 400 416,63 руб. убытков, 734 144 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.06.2021, а также процентов, подлежащих начислению с 02.06.2021 по день фактической уплаты денежных средств.

Податель жалобы указывает на правильность приведенного им расчета понесенных убытков в виде межтарифной разницы в связи с применением регулируемых тарифов на перевозку, а также расчета процентов по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Заявитель считает неправомерным применение апелляционным судом при рассмотрении спора о взыскании убытков норм бюджетного законодательства. Кроме того, по мнению подателя жалобы, подлежат взысканию в его пользу убытки в части, оставленной судом первой инстанции без рассмотрения, поскольку эта часть убытков не являлась самостоятельным требованием, и в их отношении не требовалось соблюдение отдельного претензионного порядка.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между Учреждением (организатором) и Обществом (перевозчиком) 24.12.2015 заключен договор о транспортном обслуживании населения муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией по муниципальным, в том числе социально значимым маршрутам, по условиям которого перевозчик обязался осуществлять перевозки автомобильным транспортом на маршрутах согласно приложению № 2, по установленным Правительством Мурманской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а организатор обязался возместить затраты или недополученные доходы в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.

Постановлением Администрации от 08.11.2018 № 1434 (далее – Постановление № 1434) Обществу установлены предельно максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в 2019 году: городские перевозки – в размере 38,68 руб. за одну поездку, пригородные муниципальные перевозки – 3,73 руб. за 1 пассажира за 1 км.

Постановлением Администрации от 27.12.2018 № 1660 на 2019 год установлены следующие тарифы на перевозки пассажиров и багажа на территории муниципального образования город Кировск: городские перевозки –
32 руб. за одну поездку, пригородные муниципальные перевозки – 3,10 руб. за
1-го пассажира за 1 км.

Между Обществом и Учреждением, действующим от имени муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, в соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета города Кировска на возмещение недополученных доходов перевозчикам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных затрат, утвержденным постановлением администрации города Кировска от 13.04.2018 № 589 (далее - Порядок предоставления субсидии), заключено соглашение от 05.04.2019 № 2/589 (далее - Соглашение № 2/589) о предоставлении из бюджета города Кировска субсидии перевозчикам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки, на возмещение затрат (недополученных доходов).

В силу пункта 2.1 Соглашения № 2/589 субсидия предоставляется на очередной финансовый год за счет средств бюджета города Кировска в соответствии со сводной бюджетной росписью (бюджетной росписью) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и установленных лимитов бюджетных обязательств в 2019 году, доведенных до получателей бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I Соглашения, в размере 6 958 463,94 руб.

Кроме того, субсидия за декабрь 2019 года составляет 718 505,49 руб. и предоставляется в 2020 году.

Субсидия в размере 6 958 463,94 руб. выплачена перевозчику в полном объеме.

В рамках дела № А42-314/2019 по иску Общества было признано недействительным Постановление № 1434 и на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем перерасчета предельных (максимальных) тарифов.

Во исполнение судебного акта Администрацией было принято постановление от 28.02.2020 № 272 «Об утверждении предельно максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией» (далее – Постановление № 272), в соответствии с которым были установлены предельно максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в 2019 году: 48,98 руб. за одну поездку пассажира, провоз одного места багажа в городском сообщении; 4,34 руб. составила стоимость проезда пассажиров за каждый километр пути в пригородном сообщении.

На основании утвержденных тарифов Общество и Учреждение дополнительным соглашением от 11.02.2020 № 2 внесли соответствующие изменения в Соглашение от 05.04.2019 № 2/589.

Дополнительным соглашением от 10.03.2020 № 3 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589 Общество и Учреждение установили, что за период с января по декабрь 2019 года с учетом изменения тарифов, предусмотренного Постановлением от 28.02.2020 № 272, перевозчику дополнительно предоставляется субсидия в 2020 году в размере 9 046 373,12 руб.

Бюджетные ассигнования Учреждению не были выделены.

С предельным размером установленных тарифов Общество не согласилось, обратилось в арбитражный суд с иском и в рамках дела № А42-4324/2020 просило признать недействительным Постановление № 272.

Суд удовлетворил иск и обязал Администрацию произвести перерасчет предельных (максимальных) тарифов в соответствии с действующим законодательством.

Во исполнение решения суда по делу № А42-4324/2020 Администрация произвела перерасчет предельных (максимальных) тарифов в 2019 году и приняла постановление от 29.04.2021 № 454 «Об утверждении предельно максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией» (далее – Постановление № 454), в соответствии с которым предельно максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в 2019 году составили 48,52 руб. за одну поездку пассажира, провоз одного места багажа в городском сообщении; 4,67 руб. - за проезд пассажиров за каждый километр пути в пригородном сообщении.

По расчету Общества, в связи с неисполнением Администрацией обязанности перечислить перевозчику субсидию на покрытие межтарифной разницы в 2019 году у него возникли убытки в размере 11 400 416,63 руб., в том числе 9 046 373 руб. не полученной от Администрации субсидии, предусмотренной дополнительным соглашением от 10.03.2020 № 3 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589, а также 2 354 043,51 руб. дополнительно заявленных убытков, рассчитанных Обществом на основании измененных Постановлением № 454 предельных тарифов.

Наличие указанных убытков послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.

В свою очередь в рамках дела № А42-831/2021 Администрация просила признать незаконным дополнительное соглашение от 10.03.2020 № 3 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589, устанавливающее размер предоставляемой субсидии за 2019 год. Судебными актами трех инстанций иск удовлетворен, указанное дополнительное соглашение в части предоставления субсидии в размере 9 046 373 руб. признано недействительным.

Суд первой инстанции признал доказанными убытки Общества в размере 9 046 373 руб., составившие сумму не перечисленной Администрацией субсидии за 2019 год, а требование в части взыскания 2 354 043,51 руб. убытков оставил без рассмотрения по причине несоблюдения Обществом досудебного претензионного порядка. Кроме того, с учетом частичного взыскания убытков суд уменьшил сумму процентов, начисленных по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Апелляционный суд отменил решение суда и отказал в удовлетворении иска, посчитав недоказанным факт причинения и размер заявленных убытков.

Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества), если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания вреда необходимо установление наличия вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Общество обратилось к Администрации с требованием о возмещении причиненных убытков. Под убытками Общество понимает недополученные денежные средства от перевозок пассажиров и багажа в 2019 году по причине межтарифной разницы, возникшей после введения Администрацией ограничительных тарифов на пассажирские перевозки.

На основании пункта 2 статьи 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» (далее - Закон № 1133-01-ЗМО).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 6.2 Закона № 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.

Согласно абзацу пятому статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Из положений пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В силу пункта 3 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Возмещение перевозчикам недополученных доходов по причине введения регулируемых тарифов на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией предусмотрено Администрацией в утвержденном Порядке предоставления субсидии.

Соглашением № 2/589 утвержден порядок предоставления из бюджета города Кировска субсидий перевозчикам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки, на возмещение затрат (недополученных доходов).

Как было указано ранее, Администрацией в Постановлении № 1434 Обществу были установлены предельно максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в 2019 году: 38,68 руб. за одну поездку в городском сообщении, 3,73 руб. за 1-го пассажира за 1 км пути пригородных муниципальных перевозок.

После признания Постановления № 1434 недействительным в рамках дела № А42-314/2019 Администрация установила предельно максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в Постановлении № 272: 48,98 руб. за одну поездку пассажира, провоз одного места багажа в городском сообщении; 4,34 руб. за проезд пассажиров за каждый километр пути в пригородном сообщении.

Дополнительным соглашением от 10.03.2020 № 3 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589 Общество и Учреждение установили, что за период с января по декабрь 2019 года с учетом изменения тарифов, предусмотренного Постановлением № 272, перевозчику дополнительно предоставляется субсидия в размере 9 046 373,12 руб. в 2020 году.

По результатам рассмотрения дела № А42-4324/2020 суд признал недействительным Постановление № 272 и обязал Администрацию произвести перерасчет предельных (максимальных) тарифов в соответствии с действующим законодательством.

Во исполнение решения суда по делу № А42-4324/2020 Администрация произвела перерасчет предельных (максимальных) тарифов на 2019 год и приняла Постановление № 454, установив предельно максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в 2019 году: 48,52 руб. за одну поездку пассажира, провоз одного места багажа в городском сообщении; 4,67 руб. - за проезд пассажиров за каждый километр пути в пригородном сообщении.

В рассматриваемом случае исковые требования Общества обоснованы разницей между экономически сбалансированными тарифами для Общества и тарифами для населения и отсутствием компенсации разницы в тарифах со стороны Администрации. Размер причиненных в связи с тарифной разницей убытков определен Обществом в размере 11 400 416,63 руб. исходя из суммы неполученной им субсидии, которая была установлена Дополнительным соглашением от 10.03.2020 № 3 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589, а также тарифов, утвержденных Постановлением от 29.04.2021 № 454.

Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, Постановление № 272 и Дополнительное соглашение от 10.03.2020 № 3 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589 были признаны недействительными по результатам рассмотрения дел № А42-4324/2020 и А42-831/2021.

Кроме того, в настоящее время в рамках дела № А42-5575/2021 судом первой инстанции рассматривается спор между Обществом и Администрацией о признании недействительным Постановления № 454.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд правомерно исходил из того, что расчет заявленных Обществом убытков произведен на основании недействующих тарифов и положений о выплате субсидии на возмещение тарифной разницы.

Апелляционный суд также принял во внимание, что Постановлением Администрации от 24.08.2021 № 840 Обществу был установлен предельный тариф на 2019 год: стоимость разовой поездки пассажиров, провоза одного места багажа в городском сообщении составила 48,66 руб., проезд пассажиров за каждый километр пути в пригородном сообщении – 4,69 руб.

Согласно расчету тарифная разница в 2019 году для перевозчика составила 11 613 395,32 руб.

Общество и Учреждение заключили дополнительное соглашение № 4 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589, согласно которому для возмещения указанной тарифной разницы Обществу выплачивается субсидия в размере
11 613 395,32 руб.

Пунктом 2 этого дополнительного соглашения стороны признали утратившим силу абзац четвертый пункта 1 Дополнительного соглашения от 10.03.2020 № 3 к Соглашению от 05.04.2019 № 2/589 о доплате субсидии в размере 9 046 373,12 руб.

Исходя из указанных обстоятельств, апелляционный суд обоснованно признал, что стороны урегулировали спорный момент возмещения тарифной разницы в 2019 году, в связи с чем правомерно отклонил заявленные Обществом доводы о наличии у него убытков, вызванных применением Администрацией регулируемых тарифов на пассажирские перевозки в 2019 году.

Апелляционный суд также обратил внимание Общества на возможность взыскания в рамках отдельного искового производства убытков, причиненных в результате длительной невыплаты субсидии в связи с неоднократным установлением Администрацией несоответствующего требованиям законодательства тарифа, с предоставлением документального подтверждения несения убытков в заявленном размере.

С учетом недоказанности факта и размера убытков апелляционный суд обоснованно отказал во взыскании в пользу Общества процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основания иначе оценивать представленные в материалы дела доказательства отсутствуют.

Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.

Оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы Общества кассационная инстанция не находит.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 по делу № А42-8807/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Мурманскавтотранс» - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н. Малышева

Судьи

В.В. Дмитриев

П.Ю. Константинов