ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-9269/2021 от 01.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 августа 2022 года

Дело №А42-9269/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Баженовой Ю.С., Кротова С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен,

от ответчика: представитель не явился, извещен,

от 3-их лиц: представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-18017/2022) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2022 по делу № А42-9269/2021, принятое по иску:

истец: Администрация муниципального округа город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области (адрес: Россия, 184250, Мурманская область, город Кировск, проспект Ленина, 16, ОГРН: 1025100561661, Дата присвоения ОГРН: 20.11.2002, ИНН: 5103020946)

ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (адрес: Россия,183038, Мурманская область, город Мурманск, Пушкинская улица, 12, ОГРН: 1105190003049, Дата присвоения ОГРН: 18.03.2010, ИНН: 5190915348)

третьи лица: 1. открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (адрес: Россия,107078, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН: 1037739877295, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: 7708503727); 2. Министерство имущественных отношений Мурманской области (адрес: Россия,183006, Мурманская область, город Мурманск, улица Карла Маркса, дом 18, ОГРН: 1025100866768, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2002, ИНН: 5190800097)

об обязании,

установил:

Администрация муниципального округа город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области, с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) об обязании принять здание бывшего пассажирского железнодорожного вокзала станции Кировск, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Кировск, в казну РФ и произвести снос аварийного нежилого здания бывшего пассажирского железнодорожного вокзала, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Кировск, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – Общество) и Министерство имущественных отношений Мурманской области.

Решением от 11.05.2022 суд обязал Управление принять в казну Российской Федерации по передаточному акту здание бывшего пассажирского железнодорожного вокзала, расположенное по адресу: Мурманская область, г. Кировск, Апатитское шоссе; в удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, Управление подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, в иске отказать полностью, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права; по мнению Управления, на спорное здание возникло право муниципальной собственности муниципального образования город Кировск.

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Истец, ответчик и третьи лица возражений против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части не заявили.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией находится здание бывшего пассажирского железнодорожного вокзала станции Кировск.

Здание расположено на землях государственной неразграниченной собственности, свободных от прав третьих лиц, в границах кадастрового квартала с номером 51:16:0040101.

В соответствии с постановлением администрации города Кировска от 15.04.1996 № 218 здание было передано Мурманской дистанцией гражданских сооружений Мурманского отделения Октябрьской железной дороги на баланс Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Кировска без изменения формы собственности (федеральной) с 01.04.1996.

Передача здания из федеральной собственности в муниципальную собственность города Кировска так и не состоялась (копия письма от 05.04.1996 № М-800).

В период с 1997 года здание не эксплуатировалось. В целях сохранения имущества Администрацией города Кировска в адрес главы Администрации Мурманской области Евдокимова Ю.А. было направлено обращение с просьбой принятия решения о консервации неиспользуемого здания (копия письма от 06.03.1997 № 01-171). Решение по данному вопросу принято не было. В результате пожара, произошедшего в том же году, здание полностью сгорело.

В сентябре 2019 года обществом с ограниченной ответственностью «МПК «Гудвилл» было проведено инструментальное обследование строительных конструкций здания, по результатам которого составлен технический отчет № 1467-19-ИО о состоянии строительных конструкций здания, установлено следующее: размораживание и разрушение кирпичной кладки наружных и внутренних стен здания; разрушение деревянных перегородок на уровне 1-го этажа и подвала; разрушение перекрытия подвала и 1-го этажа здания, замачивание и отслоение защитного слоя балок перекрытия с коррозией в арматуре; отсутствие перекрытий в здании 15 целом; отслоение и размораживание защитного слоя колонн здания; заполнение оконных и дверных заполнений отсутствует; разрушение и биоповреждение бетонного пола здания; крыша и кровля здания отсутствует; отмостка здания отсутствует. Анализ результатов обследования, а также характер обнаруженных дефектов и повреждений строительных конструкций свидетельствует о том, что здание находится в аварийном состоянии.

Администрация обращалась к ответчику о необходимости принятия мер в отношении здания, на что были получены ответы о том, что в реестре федерального имущества здание не учитывается, на балансовом учете подразделений Общества не состоит.

Письмом от 16.04.2020 ответчик сообщил истцу, что объект может носить признаки бесхозяйной вещи.

Письмом от 02.07.2021 № 01-1937 истец направил ответчику письмо, в котором указал, что железнодорожный вокзал станции Кировск не относится к объектам городского пассажирского транспорта, и, соответственно, с учетом Постановления от 27.12.1991 № 3020-1 относится исключительно к федеральной собственности и не мог быть передан в собственность муниципального образования. Здание находится в неудовлетворительном, аварийном состоянии (сохранились только наружные стены и лестничные пролеты). Согласно статье 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения, собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. В целях предотвращения возникновения на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией чрезвычайной ситуации необходимо принять меры, предусмотренные статьей 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, в отношении здания железнодорожного вокзала, находящегося в федеральной собственности. Одновременно направил акты приема-передачи имущества.

Принять указанное имущество с баланса Комитета по управлению имуществом администрации города Кировска ответчик отказался, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в суд.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что решение в обжалуемой части отмене не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 4 раздела IV приложения № 1 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», имущество предприятий железнодорожного транспорта относится исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 3 письма Госкомимущества РФ № ОК-36/10170, МПС РФ № А-12284 от 06.12.1995 «О распоряжении имуществом предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта» распоряжение недвижимым имуществом, принадлежащим учреждениям федерального железнодорожного транспорта на праве оперативного управления, производятся непосредственно МПС России без изменения права федеральной собственности на это имущество.

Повторно проанализировав представленные в дело доказательства, с учетом того, что передача спорного здания из федеральной собственности в муниципальную не была осуществлена, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об обязании принять в казну РФ указанное имущество.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2022 по делу № А42-9269/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

Ю.С. Баженова

С.М. Кротов