ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-9309/2021 от 14.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 июля 2022 года

Дело №

А42-9309/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Кустова А.А.,

рассмотрев 14.07.2022 без проведения судебного заседания и без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества «Ситиматик» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу № А42-9309/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Ситиматик», адрес: 117447, Москва, Большая Черёмушкинская улица, дом 13, строение 4, этаж 2, помещение II, комнаты 1, 3, 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - АО «Ситиматик»), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к акционерному обществу «Мурманскавтотранс», адрес: 183034, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - АО «Мурманскавтотранс»), о взыскании 79 184 руб. 03 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за период с января по август 2020 года.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением от 29.01.2022 (принятым в виде резолютивной части 22.12.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2022, в иске отказано.

В кассационной жалобе АО «Ситиматик», ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 29.01.2022 и постановление от 25.03.2022, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении иска.

По мнению подателя жалобы, с начала деятельности регионального оператора (01.01.2019) собственники ТКО на территории Мурманской области лишены возможности по своему усмотрению распоряжаться ТКО и вынуждены прибегать к услугам регионального оператора; доказательств реального оказания услуг по обращению с ТКО акционерным обществом «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» (далее – Завод) не представлено, акт сверки взаимных расчетов таким доказательством не является; вывод судов о незаключенности договора на оказание услуг по обращению с ТКО неправомерен; договор на оказание услуг по обращению с ТКО №70/312/0000821 (далее – Договор) считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором.

В отзыве на кассационную жалобу АО «Мурманскавтотранс» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 288.2 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, АО «Ситиматик» на основании соглашения об организации по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2019, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее – Соглашение), наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Мурманской области. Обязанности регионального оператора АО «Ситиматик» стало выполнять с 01.01.2019.

Текст договора с предложением его заключить собственникам отходов был размещен в газете «Мурманский вестник» от 08.02.2018 и на интернет-сайте http://reqoperator.ru/doqovora-s-potrebitelvami-murmansk.

Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2018 № 49/9 установлены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с отходами, которые применяются с учетом последующих изменений, внесенных постановлениями Комитета по тарифному регулированию Мурманской области.

АО «Мурманскавтотранс» направило в адрес регионального оператора заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

АО «Ситиматик» (региональный оператор) 19.08.2020 направило АО «Мурманскавтотранс» (потребителю) проект Договора, по условиям которого региональный оператор обязался обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены Договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа, в течение 30 дней с даты подписания последним акта сдачи-приемки оказанных услуг или универсального передаточного документа, выставляемого до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Согласно пункту 2.1 расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц.

В соответствии с пунктом 1.5 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2020.

В силу пункта 5.1 Договора учет объема и (или) массы ТКО следует производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505), расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или ином законном основании.

В период с января по август 2020 года АО «Ситиматик» оказало АО «Мурманскавтотранс» услуги по обращению с ТКО на общую сумму 79 184 руб. 03 коп., в подтверждение чего представило универсальные передаточные документы (счета-фактуры).

Указывая на наличие задолженности за оказанные услуги по вывозу ТКО, АО «Ситиматик» направило АО «Мурманскавтотранс» претензию от 16.03.2021 № Т-705 с требованием погасить задолженность в добровольном порядке.

Неисполнение требований претензии и неуплата задолженности послужили основанием для обращения АО «Ситиматик» в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности факта оказания истцом услуг в заявленный период и отказали в иске.

Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.

На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89?ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ правила обращения с ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила № 505 утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, а правила обращения с ТКО и форма типового договора – постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).

Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8(17) Правил № 1156.

Указано, что региональный оператор осуществляет извещение всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте, а также в средствах массовой информации.

Названным пунктом также определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.

Пунктом 8(12) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названых Правил.

В силу пункта 8.18 Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, с 01.01.2019 АР «Ситиматик»» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Мурманской области.

Апелляционный суд установил, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан, поэтому считается заключенным на условиях типового договора.

Вместе с тем, указание в статье 24.6 Закона № 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, сама по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 № 306-ЭС21-8811 по делу № А57-4118/2020).

Судами установлено, что АО «Мурманскавтотранс» (заказчик) заключило с Заводом (исполнителем) договор от 01.01.2013 № 115-С на услуги по сбору, транспортировке и обезвреживанию (путем термической обработки) опасных отходов; в материалы дела представлен акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 21.12.2020. Ответчик также указывал, что истец был лишен фактической возможности оказывать услуги по вывозу ТКО в силу отсутствия в его зоне деятельности мест накопления ТКО по адресу: <...>.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что в спорный период АО «Мурманскавтотранс» не передавало региональному оператору ТКО, какие-либо доказательства вывоза ТКО региональным оператором не представлены, констатировав, что фактически вывоз ТКО производился силами Завода, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку взыскание спорной суммы в пользу лица, не предоставлявшего фактически соответствующие услуги, является необоснованным. Факт заключения ответчиком с Заводом договора в обход закона с целью уклонения от оплаты соответствующих услуг судами не установлен.

Суды также выяснили, что адрес ответчика: город Мурманск, Ленинский округ, Транспортная улица, дом 12, - был внесен в территориальную схему обращения с отходами Мурманской области, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10, в качестве места накопления ТКО на территории муниципального образования город Мурманск постановлением Правительства Мурманской области от 08.12.2020 № 855-ПП (пункт 491 адресного перечня), вступившим в силу с 01.01.2021. Таким образом, до 01.01.2021 и в период с января по август 2020 года адрес ответчика не являлся местом накопления ТКО, следовательно, по указанному адресу в спорный период не мог осуществляться вывоз ТКО в соответствии с Договором

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела.

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены ими.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу № А42-9309/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Ситиматик» - без удовлетворения.

Судья

А.А. Кустов