ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-9355/2021 от 16.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 июня 2022 года

Дело №А42-9355/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12241/2022) АО «Ситиматик» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2022 по делу № А42-9355/2021, принятое по заявлению акционерного общества «Ситиматик»

к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

об оспаривании предписания в части,

установил:

акционерное общество «Ситиматик» (далее – заявитель, Общество, АО «Ситиматик») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным предписания Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление, Росприроднадзор) от 12.08.2021 № 7268/24/2021 «Об устранении выявленных нарушений обязательных требований» в части пунктов 2, 4, 5, 7, 8.

Решением суда от 16.03.2022 в удовлетворении заявления Обществу отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, нарушение по пункту 5 предписания было выявлено только посредством визуального осмотра, экспертиза проб размещаемых отходов с целью определения класса их опасности не проводилась, к какому виду (подвиду) они относятся, их морфологический, компонентный, химический состав ответчиком не устанавливался, не проведено сравнение с банком данных об отходах с целью присвоения им конкретного наименования для сравнения с перечнем отходов, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-Р. Кроме того, Общество полагает, что в ходе проверки были зафиксированы отходы, образованные в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами в результате смешения различных материалов и изделий, при этом судом первой инстанции не учтено, что указанная «смесь материалов и изделий» (ТКО), в Перечень видов отходов производства и потребления, утвержденный Распоряжением правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-Р, не включена (далее Перечень). Также Общество ссылается на решение Кольского районного суда Мурманской области от 23.06.2022 по делу №12-42/2022, в соответствие с которым постановление Росприроднадзора №03-192/2021 от 25.08.2021 о привлечении Общества к административной ответственности за нарушение требований пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещено», признано незаконным и отменено, что также свидетельствует о незаконности пункта 5 оспариваемого Предписания. В отношении иных нарушения, отраженных в оспариваемом предписании, апелляционная жалоба доводов не содержит.

В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.

Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке в обжалуемой Обществом части.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с решением Росприроднадзора от 27.07.2021 № 015-03/Рш, должностными лицами Управления с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» «ЦЛАТИ по Мурманской области» в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду АО «Ситиматик» с.п.Междуречье – код объекта 47-0151-001122-П от 12.12.2019, I категория НВОС, чрезвычайно высокая категория риска, по адресу места нахождения: Мурманская обл., с.п.Междуречье Кольского района (в 7 км северо-западнее пос. Междуречье), севернее озера Лавненское-4 (полигон ТКО), в период с 30.07.2021 по 12.08.2021 проведена плановая выездная проверка, по результатам проведения которой выявлены следующие нарушения:

- в нарушение пункта 1 статьи 15, пунктов 1-4 статьи 22, пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, отсутствуют документы, полученные в результате проведения инвентаризации (пункт 2);

- в нарушение абзаца 1 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено загрязнение грунта за пределами обвалования карты № 1 размещения отходов полигона отходами производства и потребления, ТКО, в том числе отходы полиэтилена, бумаги, картона, пленки, а также за территорией (за забором – ограждением) полигона, а именно непосредственно прилегающей к полигону с северной стороны легкими фракциями отходов: полиэтилена, бумаги, картона, пленки (пункт 4);

- в нарушение пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляется захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты (отходы бумаги, картона, полиэтилена) (пункт 5);

- в нарушение пунктов 1, 4 статьи 18, абзаца 5 статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» выявлено, осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно, в том числе: в зоне разгрузки ТКО отсутствуют переносные секции сетчатых ограждений высотой – 4,0 м, шириной – 2,0м, сетка ячейками 50х50мм; отсутствуют вентиляционные разгрузочные скважины дегазации; фильтрат, образовавшийся на карте захоронения № 1, не проходит очистку (пункт 7);

- в нарушение пунктов 3, 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2017 № 74; пункта 12 методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 16.10.2018 № 522 программа ПЭК не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также отсутствуют сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов из размещения, о контроле очистных сооружений ЛОС «Дамба» (план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков) (пункт 8).

Результаты проверки отражены в акте № 7268/03/55 от 12.08.2021, протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.07.2021 с приложенной фототаблицы.

12.08.2021 Управлением по результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание №7268/24/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Не согласившись с выданным предписанием в части пунктов 2, 4, 5, 8, Общество обратилось в суд с уточненным заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания в обжалуемой части, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89) - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствие с абзацем 5 статьи 1 Закона № 89-ФЗ размещение отходов представляет собой хранение (содержание вобъектах размещения отходов вцелях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах вцелях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду), накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствия с требованиями законодательства вобласти охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Пунктом 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что захоронение отходов, всостав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589-р.

Классификация видов отходов, в том числе включенных в перечень, определяется Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017.

Таким образом, действующее законодательство запрещает захоронение отходов, содержащих полезные, утилизируемые компоненты и перечисленных в указанном выше перечне.

В статье 1 Закона № 89-ФЗ под твердыми коммунальными отходами, понимаются, в том числе, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее - ТКО). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам.

Указанные разъяснения также содержатся в письме Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733.

Разрешенные к размещению отходы ТКО, к которым согласно ФККО относятся отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) - 7 31 110 01 72 4; мусор и смет уличный - 7 31 20001 72 4, мусор и смет производственных помещений малоопасный - 7 33 210 01 72 4; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 7 33 100 01 72 4; мусор и смет уличный - 7 31 200 01 72 4; отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов, вокзалов, портов, аэропортов - 7 34 121 11 72 4, в соответствии с Банком данных об отходах, опубликованном на сайте Росприроднадзора Российской Федерации («http://db.wastebase.ru/wastebase.aspx»), имеют следующие составы:

- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 731 11001 72 4 - в состав отхода входят пищевые отходы, бумага/картон, полимерные материалы, стекло, черные и цветные металлы, текстиль, древесина, резина и прочие материалы в смеси;

- отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов, вокзалов, портов, аэропортов код по ФККО 7 34 121 11 72 4 - в состав отхода может входить: грунт/песок, пищевые остатки, полимерные материалы, металлические отходы, стекло, бумага/картон и прочие материалы (а также изделия из них), отходы которых по ФККО отнесены к IV-V классам опасности;

- мусор и смет уличный код по ФККО 7 31 200 01 72 4 - в состав отхода могут входить материалы, незагрязненные отходы которых по ФККО отнесены к IV-V классам опасности, например, грунт, песок, почва, материалы природного растительного происхождения (древесина, части растений), бумага, картон, полиэтилен, стекло, текстиль, металлы, прочие материалы;

- мусор и смет производственных помещений малоопасный код по ФККО 7 33 210 01 72 4 - в состав отхода могут входить материалы, незагрязненные отходы которых по ФККО отнесены к IV-V классам опасности (грунт, песок, древесина, растительные остатки, бумага, картон, полиэтилен, стекло, текстиль); в состав отхода также могут входить материалы, отходы которых по ФККО отнесены к III классу опасности, но в количестве, не превышающем в сумме 10%;

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 33 100 01 72 4 - в состав отхода могут входить пищевые отходы, бумага/картон, полимерные материалы, текстиль, стекло, древесина, черные и цветные металлы и прочие материалы (а также изделия), отходы которых по ФККО отнесены к IV-V классам опасности.

Согласно представленным документам АО «Ситиматик» осуществляет деятельность по обработке отходов I-IV класса опасности на основании лицензии № 64-00126/П, выданной 17.07.2019 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области.

Лицензия № 64-00126/П содержит перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность АО «Ситиматик». В данный перечень входят отходы III-IV класса опасности и относящиеся к 4, 7 и 8 блокам кодов отходов по ФККО, в частности: отходы бумаги и картона, содержащие отходы фотобумаги - код по ФККО 4 05 810 01 29 4; тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) - 4 38 111 02 51 4; тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%); отходы асбестовой бумаги - 4 55 320 01 20 4; отходы из жилищ несортированные (включая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор и смет производственных помещений малоопасный - 7 33 210 01 72 4; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) -7 33 100 01 72 4; мусор и смет уличный - 7 31 200 01 72 4; отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов, вокзалов, портов, аэропортов - 7 34 121 11 72 4.

В доказательство наличия выявленных должностными лицами административного органа на полигоне, эксплуатируемым Обществом, отходов, подлежащих утилизации и захоронение которых запрещено, к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.08.2021 приложены цветные фотоснимки.

Из данных фотоснимков усматривается наличие на поверхности полигона бытового мусора, в составе которого имеются, в том числе фрагменты пластиковых, бумажных изделий, полиэтилена.

Наличие на данных снимках указанных материалов, не содержащих соответствующее загрязнение, при котором указанные виды отходы можно отнести к V классу опасности, выявить не представляется возможным.

При этом обнаруженные отходы, которые, по мнению административного органа, являются отходами V класса опасности и подлежат вторичной переработке для исследования на предмет соотносимости и тождественности выявленных на полигоне фрагментов бумаги и картона, полиэтиленовой тары именно тем видам отходов, которые содержатся в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, с указанием конкретных пунктов Перечня (от 1 до 182) и установлением их соответствующего кода (номера) Федерального классификационного каталога отходов, не производилось.

Таким образом, установленные административным органом компоненты отходов ТКО, которые представлены в виде полиэтиленовой тары, бумаги, картона, могут являться компонентами отходов ТКО, а именно отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 31 110 01 72 4; мусор и смет уличный код по ФККО 7 31 20001 72 4, мусор и смет производственных помещений малоопасный - 7 33 210 01 72 4; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 7 33 100 01 72 4; мусор и смет уличный - 7 31 200 01 72 4; отходов (мусор) от уборки пассажирских терминалов, вокзалов, портов, аэропортов - 7 34 121 11 72.

Экспертиза на предмет отнесения их к соответствующему коду административным органом также не проводилась.

Таким образом, учитывая изложенное, материалами дела не подтвержден факт размещения (захоронения) отходов, в состав которых входят полезные компоненты и захоронение которых запрещено.

Более того, за нарушение требований пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещено» Общество постановлением №03-192/2021 от 25.08.2021 было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Решением Кольского районного суда Мурманской области от 23.03.2022 по делу №12-42/2022 постановление №03-192/2021 от 25.08.2021 признано незаконным и отменено, что также подтверждает неправомерность выводов Управления в части допущенного Обществом нарушения.

При указанных обстоятельствах пункт 5 оспариваемого постановления подлежит признанию недействительным, а решение суда первой инстанции в указанной части подлежащим отмене, как основанном на ненадлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, что привело к неправильному применении норм материального права.

При подаче апелляционной жалобы Обществом уплачена государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании платежного поручения от 05.04.2022 №12563. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 марта 2022 года по делу № А42-9355/2021 в обжалуемой части отменить.

Признать недействительным пункт 5 предписания Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.08.2021 № 7268/24/2021 «Об устранении выявленных нарушений обязательных требований».

Взыскать с Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу акционерного общества «Ситиматик» 1500 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

А.Б. Семенова