АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-10003/2023
09 февраля 2024 года
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 26.09.2023),
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 10.01.2024)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.08.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023
по делу № А43-10003/2023
по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17.01.2023 № 052/01/18.1-19/2023,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –
общество с ограниченной ответственностью «КК 2Б Диалог»,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление) от 17.01.2023 № 052/01/18.1-19/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «КК 2Б Диалог» (далее – ООО «КК 2Б Диалог»).
Решением суда от 29.08.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в силу пункта 1 части 3.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ закупка является конкурентной. Со стороны ОАО «РЖД» допущено нарушение антимонопольного законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
ОАО «РЖД» в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенное о времени и месте ее рассмотрения, явку представителей в судебное заседание не обеспечило; в отзыве на жалобу поддержало позицию Управления.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.12.2022 ООО «КК 2Б Диалог» обратилось в Управление с жалобой на неправомерные действия ОАО «РЖД» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке имущества ОАО «РЖД».
С целью проверки поступившей информации антимонопольный орган возбудил дело № 052/01/18.1-19/2023.
По окончании проверки комиссия Управления приняла решение от 17.01.2023 по делу № 052/01/18.1-19/2023, в соответствии с которым жалоба ООО «КК 2Б Диалог» признана обоснованной (пункт 1); ОАО «РЖД» признано нарушившим часть 17 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ (пункт 2); выдано предписание об устранении нарушений (пункт 3).
ОАО «РЖД» оспорило решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона № 223-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее – Постановление № 301), а также письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301», суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого решения, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц и оспаривания их результатов регламентированы положениями Закона № 223-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Закона № 223-ФЗ контроль соблюдения требований данного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 18.1 Закона № 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке) (статья 2 Закона № 223-ФЗ).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
Согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В силу части 3.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами: 1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); 2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
В части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ определено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Порядок осуществления конкурентной закупки установлен статьей 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ.
В частности, частью 17 статьи 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ предусмотрено, что заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее – Постановление № 301) и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301» заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках.
В пункте 3 названного письма указано, что с учетом положений частей 3-3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, а также пункта 2 настоящего письма заказчики, указанные в Постановлении № 301, осуществляют закупки, в том числе, путем проведения неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в единой информационной системе (то есть при которых не выполняется условие осуществления закупки о размещении в единой информационной системе, предусмотренное подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление посчитало, что проводимая Обществом закупка являлась конкурентной, поскольку в силу пункта 79 раздела 12 параграфа 1 Положения Общества о закупках открытый конкурс относится к конкурентным закупкам, и пришло к выводу о необходимости применения к порядку проведения такой закупки в части требования об извещении участников закупки части 17 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, согласно которой извещение о проведении конкурса и документация о закупке должны быть размещены в единой информационной системе не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Управление с учетом наименования проводимой закупки в ее буквальном истолковании, но без учета положений Постановления № 301 и того, что извещение о проведении закупки № 2315/ОКЭ-ГОРЫС/22 не размещалось Обществом в единой информационной системе, посчитало закупку конкурентной.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае закупка не являлась конкурентной ввиду неопубликования в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц. Извещение о закупке Общество разместило только на сайте электронной площадки, что не позволяет признать закупку конкурентной, несмотря на то, что по своему наименованию она относится к конкурентной, поскольку не выполняется одновременное соблюдение условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (не подпадает под действие подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Порядок проведения неконкурентных закупок устанавливается заказчиками в Положении о закупке (часть 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Обществом Положение о закупках разработано и утверждено.
Пунктом 481 (2) Положения о закупке, утвержденного Обществом определено, что во исполнение Постановления № 301 заказчик проводит неконкурентные закупки, сведения о которых не размещаются в единой информационной системе. Подпунктом 2 пункта 481.2 Положения о закупке предусмотрено проведение неконкурентного конкурса.
Срок подачи заявок на участие в неконкурентном конкурсе установлен не менее 7 календарных дней, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 30 миллионов рублей.
Данный срок Обществом при размещении информации о закупке на сайте электронной площадки был соблюден.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о соблюдении заказчиком требований действующего законодательства, Закона № 223-ФЗ, об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого решения и удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.08.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу № А43-10003/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Ш. Радченкова
Судьи
О.В. Александрова
Н.Ю. Башева