ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-11285/2013
06 июня 2014 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2013,
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу № А43-11285/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бригантина»
(ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
о признании незаконным бездействия Правительства Нижегородской области,
третьи лица – администрация городского округа город Бор Нижегородской области, Министерство инвестиционной политики Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Бригантина» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Правительству Нижегородской области (далее – Правительство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по результатам рассмотрения заявления о включении земельного участка площадью 7,25 гектара, кадастровый номер 52:20:0000000:2, в границы населенного пункта город Бор Нижегородской области, и об обязании принять соответствующее решение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа город Бор Нижегородской области (далее – Администрация), Министерство инвестиционной политики Нижегородской области (далее – Министерство).
Решением от 30.10.2013 суд признал незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения по заявлению Общества от 22.03.2013 № 304-12193/12-3-1. Обязал Правительство в месячный срок совершить все необходимые действия по принятию решения по рассмотрению заявления, изложенного в ходатайстве Администрации.
Апелляционный суд постановлением от 07.02.2014 изменил резолютивную часть решения, признав незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии мотивированного решения о включении либо об отказе во включении спорного земельного участка в границы населенного пункта город Бор по заявлению Общества, приложенному к ходатайству Администрации от 15.04.2013 № 107-459. Суд обязал Правительство в месячный срок после вступления решения в законную силу принять по указанному заявлению решение о включении либо об отказе во включении спорного земельного участка в границу города Бор.
Правительство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) в редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ, не применили закон в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 290-ФЗ). С учетом изменений, внесенных в Федеральный закон № 191-ФЗ, Правительство не является уполномоченным органом по рассмотрению заявления Общества, поступившего после 31.12.2012, и принятию соответствующих решений.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
Правительство, Министерство заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Общество, Администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 08.09.2008 № 115 и соглашения от 11.07.2011 об уступке прав и обязанностей по данному договору Общество арендует земельный участок общей площадью 7,25 гектара, кадастровый номер 52:20:0000000:2, расположенный по адресу: Нижегородская область, Борское районное лесничество, квартал 98, выдел 20, относящийся к землям лесного фонда.
Данный земельный участок предоставлен Обществу для осуществления рекреационной деятельности и используется им для организации базы отдыха.
В целях расширения базы отдыха и строительства дополнительных корпусов Общество 22.02.2012 и 19.03.2012 обратилось в Администрацию с заявлениями о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта город Бор и об изменении вида разрешенного использования.
Администрация отказала Обществу в удовлетворении заявлений, предложив обратиться в Министерство с целью согласования возможности реализации инвестиционного проекта по расширению базы отдыха (письма от 16.03.2012 № 938 и от 10.04.2012 № 1428).
Общество обжаловало решение Администрации в Арбитражный суд Нижегородской области (дело № А43-13376/2012).
Вступившим в законную силу решением суда от 24.07.2012 суд обязал Администрацию подготовить заключение по заявлению Общества о возможности и целесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта и направить это заключение в соответствующий исполнительный орган государственной власти Нижегородской области.
Во исполнение решения суда Администрация направила заявление Общества в Правительство Нижегородской области, приложив необходимые документы.
Общество в установленные законом сроки не получило информацию о результатах рассмотрения заявления и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статьями 1, 2, 3, 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 201-ФЗ), статьей 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, статьей 3 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» (далее – Закон Нижегородской области № 192-З), пунктом 3.18 Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области по вопросам реализации Федерального закона № 172-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства от 29.12.2008 № 628 (далее – Порядок), суды удовлетворили заявленное требование. Суды исходили из того, что Правительство допустило незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Общества в предпринимательской деятельности.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 7 Кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 101 Кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии со статьей 8 Кодекса перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу пунктов 1 статей 2, 3 Федерального закона № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе (пункт 2 части 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 201-ФЗ земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом № 172-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение их из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу части 4 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи
В течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности; в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
В силу части 18 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления, указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Принятие решения об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, определение порядка взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области при подготовке материалов, необходимых для принятия решения о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, относится к полномочиям Правительства (статья 3 Закона Нижегородской области № 192-З, Порядок).
Суды установили, что 16.04.2013 Администрация направила в Правительство заключение и заявление Общества о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта город Бор Нижегородской области и об изменении вида разрешенного использования, приложив необходимые документы.
В нарушение указанных норм Правительство до настоящего времени никакого решения по заявлению Общества не приняло.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Правительство проявило незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах и им не противоречат.
Ссылка заявителя на Федеральный закон № 290-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку его действие не распространяется на правоотношения сторон, сложившиеся в спорный период.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2014 о приостановлении исполнения судебных актов считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 по делу № А43-11285/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Нижегородской области – без удовлетворения.
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2014 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2013 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 по настоящему делу считать утратившим силу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю. Башева
Судьи
И.Л. Забурдаева
А.И. Чиграков