ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-12185/2021 от 25.07.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-12185/2021

29 июля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В. ,

судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.

при участии представителя       

от заявителя: Новосельцевой А.В. (доверенность от 10.01.2022)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации

по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022

по делу № А43-12185/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кварц-НН»

(ИНН: 5202012512, ОГРН: 1145243001606)

о признании недействительным уведомления государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Арзамасском районе Нижегородской

области (межрайонное) (ИНН: 5243017171, ОГРН: 1025201335631)

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Кварц-НН» (далее – ООО «Кварц-НН», Общество) обратилосьв Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным уведомления государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) (далее – Управление, Фонд) от 05.03.2021 № 06-19/893 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

            Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2021 заявленное требование удовлетворено; в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) на его правопреемника – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее – Отделение).

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.  

Отделение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, оспариваемое уведомление от 05.03.2021 № 06-19/893 является законным и обоснованным, направлено Обществу в связи с выявленными расхождениями между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, и зафиксированными в протоколе проверки полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, от 04.03.2021                      № 320. Суды не учли, что недостоверность сведений выявлена при обращениизастрахованного лица – Безбородова В.В. в пенсионный орган 17.04.2020 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в ходе документальной проверки, результаты которой отражены в акте от 11.08.2020 № 16. Вывод судов о пропуске Фондом срока для проведения проверки является ошибочным.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.06.2022.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 25.07.2022. 

            Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.07.2022 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Бердникова О.Е. 

Представленные Обществом в суд округа дополнительные документы подлежат возврату с учетом компетенции суда округа, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Управление направило Обществу уведомление от 05.03.2021 № 06-19/893 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, со ссылкой на протокол проверки полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, от 04.03.2021 № 320.

   Согласно данному протоколу Управление, рассмотрев сведения, имеющиеся в его распоряжении и представленные страхователем ООО «Кварц-НН» в отношении Безбородова В.В., установило несоответствие в части страхового и специального стажа за периоды 01.01.2016 – 31.12.2016, 01.01.2017 – 31.12.2017, 01.01.2018 – 31.12.2018. В этой связи Фонд указал на необходимость устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

   Не согласившись с вынесенным уведомлением, ООО «Кварц-НН» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Руководствуясь статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 11, 15, 16, 17, 45 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации», статьями 2, 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о незаконности оспариваемого уведомления и удовлетворил заявленное требование.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел  ее подлежащей удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

В пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», разделом 1 «Горные работы» предусмотрены машинисты экскаваторов и водители погрузчиков, занятые погрузкой горной массы, если они заняты в техпроцессе открытых горных работ и работ на поверхности.

    В силу части 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее – Закон                       № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

           Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (пункт 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).

   В статье 3 Закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

    На основании пунктов 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

   Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона № 27-ФЗ).

   В статье 16 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

  Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее – Инструкция № 766н), в пункте 36 которой установлено, что контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

            Согласно пункту 37 Инструкции № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

            Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

   Аналогичные нормы установлены в пунктах 37, 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н.

   В соответствии с пунктом 20 приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила № 884н) предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»); оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (подпункт «в»).

   В пункте 22 Правил № 884н определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (пункт «а»); проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (пункт «б»); принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения (пункт «д»).

            Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил № 884н).

  При этом правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, предусмотрены в разделе VIПравил № 884н.  

  Удовлетворив заявленное требование о признании недействительным уведомления Фонда от 05.03.2021 № 06-19/893, суды исходили из того, что Общество в установленные действующим законодательством сроки представляло в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2016, 2017, 2018 годы; срок для проведения проверки представленных страхователем сведений за 2016, 2017, 2018 годы истек, а документы, подтверждающие фактическую занятость Безбородова В.В. на работах с вредными условиями труда, Фонд в материалы дела не представил.

  Между тем суды не учли следующее.

  Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной в отношении Общества документальной проверки перечня рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ, Фонд составил акт от 03.06.2019 № 5, в соответствии с которым страхователю рекомендовано документально закрепить водителей погрузчиков на погрузке горной массы (копии приказов о закреплении с указанием конкретных работников и техники представить в Фонд); вести строгий учет рабочего времени водителей самосвалов.

  В связи с обращением Безбородова В.В. 17.04.2020 в Управление с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ специалист Управления в присутствии начальника отдела кадров ООО «Кварц-НН» 11.08.2020 провел проверку факта работы Безбородова В.В. за периоды с 01.06.2007 по 02.11.2015 в качестве водителя погрузчика, занятого погрузкой горной массы; с 03.11.2015 по 02.12.2018 – в качестве машиниста экскаватора. По результатам проверки составлен акт от 11.08.2020 № 16.

  В результате проведенного аудита индивидуальных сведений, представленных в пенсионный орган на Безбородова В.В., и на основании актов документальной проверки ООО «Кварц-НН» от 03.06.2019 № 16, от 11.08.2020 № 16, а также лицевых счетов по заработной плате Фонд выявил несоответствия в части страхового и специального стажа застрахованного лица, отсутствие сведений об особых условиях труда, а также неуказание и неверное указание кода льготы, проставляемого в случае уплаты дополнительного тарифа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

   На основании выявленных расхождений Управление составило протокол проверки полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, от 04.03.2021 № 320.

            Таким образом, с целью устранения данного нарушения страхователю на законных основаниях было направлено уведомление от  05.03.2021 № 06-19/893 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

   При указанных обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявления Общества о признании недействительным оспариваемого уведомления Фонда.

   Ссылка судов на статью 113 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерной, поскольку к данном случае Общество к ответственности за совершение правонарушения не привлекалось.

   Указание судов на доначисление Обществу страховых взносов является необоснованным, так как оспариваемое уведомление такого вывода не содержит, решение о доначислении Обществу страховых взносов в материалах дела отсутствует.

  Вывод судов о том, что Управление должно было обнаружить недостоверность сведений после ежегодного представления отчетности по форме СЗВ-СТАЖ, к рассматриваемым обстоятельствам отношения не имеет, поскольку данный факт установлен в связи подачей застрахованным лицом заявления о назначении пенсии в связи с наличием специального стажа.                                                      

   С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по настоящему делу подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм права.

   Суд округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным уведомления Управления от 05.03.2021 № 06-19/893.

   Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

   В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, подлежат отнесению на Общество.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области удовлетворить.

            Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу № А43-12185/2021 отменить.

            Обществу с ограниченной ответственностью «Кварц-НН» в удовлетворении заявленного требования отказать.

            Арбитражному суду Нижегородской области рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения о взыскании с государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кварц-НН» расходов по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

О.Е. Бердников

О.А. Шемякина