ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-12701/2021 от 31.03.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-12701/2021

06 апреля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Домрачевой Н.Н. ,

судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л. ,

при участии представителей

от заявителя: Башевой Е.С. (доверенность от 15.03.2021; до перерыва),

Везломцевой Л.А. (председатель; паспорт, протокол от 26.02.2022 № 1),

Волковой Е.В. (доверенность от 15.03.2021; после перерыва),

от заинтересованного лица: Гельфановой Ю.И. (доверенность от 10.01.2022),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

администрации городского округа город Бор Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2021 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021

по делу № А43-12701/2021

по заявлению товарищества собственников недвижимости «Наш дом 2013»

(ИНН: 5246044487, ОГРН: 1135246002022)

о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Бор       Нижегородской области, выразившегося в непроведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

публичное акционерное общество «ТНС энерго Нижний Новгород», общество с              ограниченной ответственностью «Специнвестпроект», администрация города Нижнего Новгорода, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами    администрации города Нижнего Новгорода,

и   у с т а н о в и л :

товарищество собственников недвижимости «Наш дом 2013» (далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Бор Нижегородской области (далее – Администрация), выразившегося в непроведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры и об обязании Администрации совершить действия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении следующих объектов: сети электроснабжения от ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ и от ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4 кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164 до внешней стены многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, город Бор, улица Фрунзе, дом 21, корпус 1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество «ТНС энерго Нижний Новгород», общество с ограниченной ответственностью «Специнвестпроект», администрация города Нижнего Новгорода, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2021 заявление удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 решение суда оставлено без изменения.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Администрация указывает на отсутствие у нее обязанности по принятию бесхозяйных объектов в муниципальную собственность. Бездействие Администрации в данном случае отсутствует.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Товарищество в отзыве на кассационную жалобу, его председатель и представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, указав на законность принятых судебных актов.

ООО «Специнвестпроект» в отзыве на кассационную жалобу просило принятые судебные акты отменить и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.03.2022 объявлялся перерыв до 31.03.2022.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом 21, корпус 1, по улице Фрунзе города Бор Нижегородской области находится под управлением Товарищества.

Открытое акционерное общество «Нижегородская сбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и Товарищество (исполнитель) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2014 № 1034000, по условиям которого исполнитель приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению.

Приложением 9 к договору является Технический акт со схемой электроснабжения от 14.02.2014, а также акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 05.02.2014, подписанные между ООО «Специнвестпроект» (сетевая организация) и Товариществом (владелец).

В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон определены границы разграничения ответственности за эксплуатацию и техническое состояние тепловых сетей – границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности электросетей устанавливаются места соединений наконечников жил двух кабельных линий 0,4 кВ, отходящих в сторону жилого дома 21 корпус 1 по улице Фрунзе, с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164.

Сетевой организации принадлежит и ей эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанной границей в сторону РУ 0,4 кВ ТП-1164, в местах присоединения наконечников жил двух КЛ 0,4 кВ, отходящих к ВПУ здания жилого дома со встроенными помещениями административно-торгового назначения.

Владельцу принадлежит и им эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанное границей в сторону наконечников жил кабельных линий (КЛ) 0,4 КВ: ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ – ввод № 1 ВРУ здания жилого дома 21, корпус 1, по улице Фрунзе; ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ – ввод № 2 ВРУ здания жилого дома 21, корпус 1, по улице Фрунзе, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164.

В 2019 – 2020 годах Товарищество неоднократно обращалось в Администрацию с заявлением о необходимости проведения процедуры признания права муниципальной собственности и принятия на учет бесхозяйных вещей – участков электросетей, находящихся за внешней границей многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, город Бор, улица Фрунзе, дом 21, корпус 1.

Непроведение Администрацией каких-либо мероприятий по признанию спорных объектов бесхозяйными явилось основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 210, 225, 236, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статьей 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от10.12.2015 № 931, Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 № 105, Арбитражный суд Нижегородской области признал бездействие Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы Товарищества, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества принципам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 ГК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным; при наличии правопритязаний на объект недвижимого имущества, фактическом осуществлении правомочий собственника в отношении данного имущества каким-либо лицом недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным.

По смыслу приведенных положений для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

В статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

На основании статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

На основании пунктов 5, 6 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

По смыслу приведенных норм права граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564).

На основании пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

В пунктах 3, 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем приема в порядке межведомственного информационного взаимодействия органом регистрации прав заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления, в том числе органа местного самоуправления городского округа, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. На основании данного заявления и приложенных к нему документов осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Таким образом, законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 № 305-ЭС15-513).

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 № 105 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности.

На территории городского округа город Бор подобный порядок органом местного самоуправления не утвержден.

Вместе с тем, постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 10.11.2016 № 5283 «Об утверждении муниципальной программы «Имущественно-земельная политика городского округа город Бор» утверждена соответствующая муниципальная программа которой отмечено наличие в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений на территории городского округа город Бор несколько основных проблем, в том числе недостаточный уровень обеспечения объектов недвижимости муниципального имущества городского округа город Бор актуальной технической документацией, правоустанавливающими документами и государственной регистрацией права на недвижимое имущество. Целью и задачами программы являются эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами городского округа город Бор с учетом установленной действующим законодательством обязанности органа местного самоуправления выявлять бесхозяйное имущество, обеспечивать его государственную регистрацию и признание права муниципальной собственности на него в судебном порядке.

Таким образом, отсутствие на территории городского округа города Бор Нижегородской области утвержденного Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по осуществлению возложенных на него в соответствии с Законом № 261-ФЗ и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 функций.

На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Товарищество является обслуживающей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Бор, улица Фрунзе, дом 21, корпус 1.

Согласно акту эксплуатационной ответственности границей ответственности Товарищества является электрооборудование, расположенное за границей эксплуатационной ответственности сторон в сторону наконечников жил кабельных линий (КЛ) 0,4 КВ: ТП-1164 РУ 0,4 кВ I СШ – ввод № 1 ВРУ здания жилого дома 21, корпус 1, по улице Фрунзе; ТП-1164 РУ 0,4 кВ II СШ – ввод № 2 ВРУ здания жилого дома 21, корпус 1, по улице Фрунзе, включая болтовые соединения наконечников жил КЛ 0,4 кВ с ошиновкой РУ 0,4 кВ ТП-1164, то есть участки сетей, расположенные за внешней стеной многоквартирного дома.

Какие-либо документы, свидетельствующие о том, что застройщик этого жилого дома (общество с ограниченной ответственностью «Кварц») передал в собственность Товарищества или отдельных его членов названные участки сетей, отсутствуют, в связи с этим исключено признание Товарищества законным владельцем спорных сетей по этому основанию.

Суды установили, что спорные объекты (электросети) не входят в состав общего имущества, решение о принятии этих сетей в состав общего имущества собственниками помещений указанного дома не принималось, о чем свидетельствует протокол общего собрания собственников от 01.03.2020 № 1, в том числе содержащий вопросы утверждения состава общего имущества многоквартирного дома, а также протокол общего собрания собственников от 23.02.2021 № 2, в соответствии с которым собственники многоквартирного дома отказались принимать в собственность спорные участки сетей. Наружные сети электроснабжения не состоят на балансе Товарищества, какие-либо притязания на объекты со стороны третьих лиц либо факты владения ими кем-либо отсутствуют.

При обращении к Администрации с заявлениями от 19.11.2019 № 43, от 30.12.2020 № 67 Товарищество указало на отсутствие у него права собственности на спорные участки электросетей, неиспользование их в своей деятельности и прямо выразило свое желание на проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на спорные объекты как бесхозяйные.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в совокупности условий, предусмотренных статьей 225 ГК РФ, для признания объектов бесхозяйными.

Удовлетворяя требования заявителя и обязывая Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов Товарищества, суды исходили из необходимости Администрации провести комплекс мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, используя при этом формулировки из утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 № 105 Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, в связи с отсутствием такого порядка на территории городского округа город Бор Нижегородской области.

При этом вопреки доводам заявителя жалобы суды не установили для Администрации безусловной обязанности по оформлению права муниципальной собственности на спорные электросети. Оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи является возможным конечным результатом проведения всех мероприятий по признанию такого права.

С учетом изложенного, приняв во внимание, что у Администрации имелись правовые основания для удовлетворения заявления Товарищества, суды правомерно признали рассматриваемое бездействие Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы Товарищества.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.02.2022 о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта подлежит отмене в силу части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного          процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского      округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2021 и постановление    Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу № А43-12701/2021     оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Бор Нижегородской области – без удовлетворения.

Приостановление исполнения судебного акта, принятое определением                   Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.02.2022, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть         обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Н.Н. Домрачева

Судьи

Н.Ю. Башева

И.Л. Забурдаева