Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
10 сентября 2021 года Дело № А43-13916/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б.
без проведения судебного заседания и без извещения сторон, рассмотрел апелляционную жалобу публичного акционерного общества «ТНС энерго Нижний Новгород» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021 по делу № А43-13916/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества «ТНС энерго Нижний Новгород» о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский от 20.04.2021 № 21170106.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее – Инспекция) проведена проверка в отношении публичного акционерного общества «ТНС энерго Нижний Новгород» (далее – ПАО «ТНС энерго НН», Общество, заявитель) с целью проверки фактов, изложенных в обращении потребителя, проживающего по адресу: <...>, по вопросу начисления платы за электрическую энергию.
По окончании проверки составлен акт от 12.03.2021 № 515-15266/2021.
В ходе проверки установлено, что в период с 01.06.2018 по 31.12.2020 при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению применяется величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в размере 50 кВт.ч на каждого зарегистрированного потребителя.
Согласно справке от 09.07.2018 № 4996 в указанном доме зарегистрировано пять человек, трое из которых несовершеннолетние дети - 2006, 2014, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 05.06.2018 семья, проживающая в указанном доме, является многодетной, в связи с чем применение социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в размере 50 кВт.ч приводит к завышению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский (далее – Отдел, административный орган) в отношении Общества 08.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 21170106, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).
Постановлением уполномоченного должностного лица Отдела от 20.04.2021 № 21170106 Общество привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
ПАО «ТНС энерго НН» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела от 20.04.2021 № 21170106.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021 в удовлетворении заявленного требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, 2.9, частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, либо замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
ПАО «ТНС энерго НН» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнением, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество приводит доводы о неправильной квалификации рассматриваемого административного правонарушения. Считает, что правонарушение следует квалифицировать по статье 14.7 КоАП РФ.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность оспариваемого решения суда.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объективной стороной рассматриваемого правонарушения является оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 38 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 № 310 (далее – Постановление № 310) на территории Нижегородской области установлена социальная норма потребления электрической энергии, которая применяется при оплате электрической энергии гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления с 01.06.2012 на территории Нижегородской области установлена социальная норма потребления электрической энергии населением в размере 50 кВт.ч в месяц на человека.
Социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 Постановления № 310, применяется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (пункт 3 Постановления № 310).
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 установлен Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее – Порядок), а также Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее – Положение).
К объему потребления электрической энергии, равному величине социальной нормы, предусмотренной приложением № 4 к настоящему Положению для соответствующей группы домохозяйств, применяется повышающий коэффициент, равный 1,5, в том числе, для домохозяйств в которых проживают семьи, отнесенные в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации к категории многодетных семей.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется в вину нарушение порядка расчета платы за потребленную электрическую энергию, выразившееся в неприменении повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы в отношении домовладения по адресу: <...> в период с июня 2018 года по декабрь 2020 года.
Однако, в рассматриваемом случае, административным органом ПАО «ТНС энерго НН» вменяется не факт оказания потребителю услуги, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, а нарушение порядка расчета платы за оказываемые коммунальные услуги, выразившееся в частности внеприменении повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы.
Указанные действия не касаются непосредственно порядка (правил) оказания услуг, а являются действиями по перерасчету платы за электрическую энергию, следовательно, не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае доказательств того, что оказываемые Обществом услуги по поставке электрической энергии не соответствуют установленным нормативным документам по качеству, объему, бесперебойности, безопасности и требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, Отделом не представлено.
Ни протокол об административном правонарушении, ни оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности не содержат сведения о нарушении им порядка оказания самих коммунальных услуг потребителю.
Несоблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу не является нарушением порядка оказания коммунальных услуг и не может быть квалифицировано по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
Следовательно, противоправное деяние, вменяемое Обществу не содержат признаков объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах в деянии ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Неправильная квалификация Отделом выявленного правонарушения является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены постановления.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции необоснованно отказано Обществу в удовлетворении заявленного требования.
В данном случае отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021 – отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, ввиду неправильного применения норм материального права, с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Отдела от 20.04.2021 № 21170106.
Арбитражным судом Нижегородской области нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда 15.07.2021 по делу № А43-13916/2021 отменить.
Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский от 20.04.2021 № 21170106 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
М.Б. Белышкова