ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-14865/14 от 29.07.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-14865/2014

04 августа 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л. ,

судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И. ,

при участии представителей

от заявителя: Апряткина А.В. (доверенность от 01.01.2015 № 3),

Рекунова М.А. (доверенность от 01.01.2015 № 10),

от заинтересованного лица: Родионова С.В. (доверенность от 04.02.2015 № 53)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014,

принятое судьей Леоновым А.В.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015,

принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

по делу № А43-14865/2014

по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал»

(ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)

к Волжско-Окскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору

о признании недействительным предписания

и   у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Нижегородский водоканал» (далее – ОАО «Нижегородский водоканал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору (далее – Управление Ростехнадзора, надзорный орган) от 30.05.2014                                         № Пр-1070/14/П/14.

Решением суда от 15.12.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 решение оставлено без изменения.

ОАО «Нижегородский водоканал» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ). Общество считает, что насосные станции 1-го подъема, иловые поля и биологические пруды являются объектами единой и целостной системы водоснабжения и водоотведения и их нельзя рассматривать отдельно и признавать гидротехническими сооружениями.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.

Управление Ростехнадзора в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного  суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 05.05.2014 по 30.05.2014 на основании распоряжения заместителя руководителя от 24.04.2014 № Пр-1070/14 уполномоченное должностное лицо Управления Ростехнадзора осуществило проверочные мероприятия в отношении ОАО «Нижегородский водоканал» в целях проверки соблюдения юридическим лицом обязательных требований действующих нормативных правовых актов и технических документов в области безопасности гидротехнических сооружений.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 30.05.2014                                          № Пр-1070/14/А/14.

По итогам проверки Управление Ростехнадзора выдало предписание от 30.05.2014 № Пр-1070/14/П/14, согласно которому обязало ОАО «Нижегородский водоканал» в срок до 30.12.2014 устранить выявленные нарушения.

Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 13 Федерального закона № 117-ФЗ, статьями 1, 2 Федерального закона № 416-ФЗ, Сводом правил «СП 58.13330.2012. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», утвержденным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 623 (далее – СП 58.13330.2012), ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» (далее – ГОСТ 19185-73), Межгосударственным стандартом ГОСТ 30813-2002 «Вода и водоподготовка. Термины и определения», Сводом правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*», утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/14 (далее – СП 31.13330.2012), суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности выданного Инспекцией предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом № 117-ФЗ.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 117-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 3 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу пункта 3.2 СП 58.13330.2012 гидротехническими сооружениями являются сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов.

На основании статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод. Объект централизованной системы водоотведения – инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения.

Ограждающие дамбы и иловые поля непосредственно не предназначены для приема, транспортировки и очистки сточных вод. Их функциональное назначение совершенно иное.

В пункте 21 ГОСТ 19185-73 определено, что дамба – гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды, то есть дамба служит ограждением биологических прудов.

Согласно пункту 30* Межгосударственного стандарта ГОСТ 30813-2002 «Вода и водоподготовка. Термины и определения» централизованная система питьевого водоснабжения: Комплекс устройств, сооружений и трубопроводов, предназначенных для забора, подготовки (или без нее), хранения, подачи к местам потребления питьевой воды и открытый для общего пользования.

В части 2 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ указано, что забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

Вместе с тем в пункте 29 статьи 2 данного закона разъяснено, что централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи водоподготовка – это обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды. Подготовка воды осуществляется на станциях водоподготовки, тогда как водозаборные сооружения - это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника (ГОСТ, СНиП).

В связи с принятием Федерального закона № 416-ФЗ сооружения, предназначенные для забора воды из поверхностного водного объекта, в перечень инженерных сооружений централизованных систем холодного водоснабжения, на которых не распространяются требования Федерального закона № 117-ФЗ, не включены, поскольку в силу пункта 11 ГОСТ 25151-82 «Водоснабжение. Термины и определения» (введен в действие 01.07.1983) водозаборное сооружение по ГОСТ 19185-73 – «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» (пункт 55) – это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника.

Согласно СП 31.13330.2012 инженерные сооружения централизованных систем холодного водоснабжения делятся на водозаборные сооружения (раздел 8), сооружения водоподготовки (раздел 9), водоводы, водопроводные сети и сооружения на них (раздел 11).

Проанализировав указанные нормы права, суды пришли к выводу о том, что положения Федерального закона № 117-ФЗ распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного закона и повреждения на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. При этом в число таких гидротехнических сооружений не могут входить объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Перечень гидротехнических сооружений, указанный в названной статье, не является исчерпывающим. По смыслу закона к гидротехническим сооружениям относятся любые сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Суды установили, что напорные водоводы от водозаборных сооружений, а также установка аммонизации не подвергались проверке, не проверялись и другие сооружения, расположенные после станций водоподготовки (осветлители, водоводы, водопроводные сети и сооружения на них).

На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что спорные объекты, указанные в предписании надзорного органа и находящиеся в эксплуатации Общества, являются гидротехническими сооружениями.

При проведении проверки надзорный орган установил нарушения Федерального закона № 117-ФЗ; Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и автономному надзору; Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводных станций «Малиновая гряда», «Слудинской», «Ново-Сормовской»; Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений водопроводных станций «Малиновая гряда», «Слудинской», «Ново-Сормовской».

В статье 9 Федерального закона № 117-ФЗ предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 данного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно пункту 1 оспоренного предписания Общество не обеспечивает соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующих гидротехнические сооружения. Руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений, не аттестованы по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Не аттестованы в установленном порядке главный инженер водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал» Ильин А.И.; главный инженер Слудинской водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал» Аксючиц А.О.; начальник заречного цеха водоснабжения ОАО «Нижегородский водоканал» Кальгин И.Н.; начальник Нижегородской станции аэрации ОАО «Нижегородский водоканал» Новожилов О.Е.

Документы, подтверждающие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, при проведении проверки не представлены.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ; пунктов 1, 3, 10, 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37.

Согласно пункту 2 предписания Общество не разработало и не утвердило перспективный (многолетний) план по проведению капитальных ремонтов гидротехнических сооружений ОАО «Нижегородский водоканал».

Суды и надзорный орган установили, что разработанных заявителем и согласованных 24.01.2012 Управлением Ростехнадзора Правилах эксплуатации гидротехнических сооружений станций (пункт(ы) 11.4 раздела(ов) 11) определена необходимость разработки перспективного (многолетнего) плана по проведению капитальных ремонтов гидротехнических сооружений ОАО «Нижегородский водоканал», но при проведении проверки такие планы не были представлены.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ, раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда», Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции, Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Ново-Сормовской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

В пункте 3 предписания Обществу вменено неосуществление осмотра комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» после прохождения паводка с составлением акта.

В пункте 6.1 раздела 6 согласованных 24.01.2012 Управлением Ростехнадзора Правил эксплуатации гидротехнических сооружений станций установлено, что после прохождения паводка комиссия вторично осматривает сооружения и составляет акт.

Фактически осмотр гидротехнических сооружений станций после прохождения паводка с составлением акта Общество не проводило; соответствующие акты не представило.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ, раздела 6 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных Управлением Ростехнадзора 24.01.2012.

Согласно пункту 4 предписания Обществом не организован в полном объеме мониторинг безопасности комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал», установленный положениями инструкциями по ведению мониторинга ГТС. Периодичность наблюдений за состоянием ГТС не соответствует требованиям приложения «А» Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда», согласованной Управлением Ростехнадзора 03.03.2014. Не проводятся комиссионные осмотры здания насосной станции 1-го подъема. Журналы визуальных наблюдений не соответствуют формам, установленным в приложении «Б».

На основании изложенного Общество нарушило требования статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ, Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда», согласованной с Управлением Ростехнадзора 03.03.2014.

В силу пункта 5 предписания ремонт и обслуживание зданий, сооружений и оборудования комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» (насосная станция 1-го подъема) проводятся с нарушением требований Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов в МП «Нижегородский водоканал», утвержденного генеральным директором: не составляются дефектные ведомости с указанием неисправностей и мер, необходимых для их устранения; записи о выполнении ремонтов в журнале ремонтов не в полной мере соответствуют регламентным работам, утвержденным графиком выполнения планово-предупредительных ремонтов на 2014 год.

В пункте 11.2 раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал» установлено, что ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.

В пункте 11.4 раздела 11 данных правил определено, что проведение ремонтных работ проводится в соответствии с планами работ, которые в свою очередь, составляются по результатам систематических осмотров, записей в журналах, актов плановых осмотров.

Согласно пункту 2.4 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов в процессе осмотра производится опись всех замеченных дефектов, которая заносится в журнал осмотров и ремонтов оборудования и сооружений.

Как следует из пункта 2.6 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов, на основании записей в журналах составляется дефектная ведомость, в которой указываются меры по их устранению.

Суды и надзорный орган установили, что дефектные ведомости на участки просадки и разрушения ж/б конструкций плит (карт) 1-го яруса, разделительного парапета, горизонтальной террасы с образованием под ними значительных пустот; растрескивание ж/б конструкции террасы, разрушение разделительного парапета, раскрытие швов наклонных ж/б конструкций в месте крепления стального каната в процессе проверки не представлены. Работы по их устранению Обществом не планировались и не проводились.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ, раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных с Управлением Ростехнадзора 24.01.2012.

В силу пункта 6 предписания Обществом не обеспечивается технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда»: на берегоукрепительных сооружениях насосной станции 1-го подъема наблюдаются участки просадки и разрушения ж/б конструкций плит (карт) 1-го яруса, разделительного парапета, горизонтальной террасы с образованием под ними значительных пустот; на горизонтальной террасе, в месте крепления стального каната наблюдается растрескивание ж/б конструкции террасы, разрушение разделительного парапета, раскрытие швов наклонных ж/б конструкций; на берегоукрепительных сооружениях наблюдаются места зарастания межплитных швов древесной и кустарниковой растительностью.

В пункте 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал» определено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными процессами, в том числе нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.

В пункте 10.4 данных правил установлено, что дефекты – просадки, оползни, повреждения бетонных плит – должны устраняться немедленно.

При проверке установлено, что гидротехнические сооружения водопроводной станции «Малиновая гряда», а именно берегоукрепительные сооружения, не защищаются от повреждений, вызываемых неблагоприятными процессами, в том числе нагрузками и водой; повреждения своевременно не устраняются; мероприятия по приведению гидротехнических сооружений к исправному состоянию в должной мере не планируются и не проводятся.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ, пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных с Управлением Ростехнадзора 24.01.2012.

Согласно пункту 7 предписания не вносятся в журналы технических осмотров нарушения технически исправного состояния комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда». В журнал не внесены записи по участкам просадки и разрушения ж/б конструкций плит (карт) 1-го яруса, разделительного парапета, горизонтальной террасы с образованием под ними значительных пустот; на горизонтальной террасе, в месте крепления стального каната, наблюдается растрескивание ж/б конструкции террасы, разрушение разделительного парапета, раскрытие швов наклонных ж/б конструкций. Указанное не позволяет планировать и осуществлять комплекс ремонтных мероприятий.

В пункте 8.3 раздела 8 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений станций, согласованных с Управлением Ростехнадзора 24.01.2012, установлено, что на гидротехнических сооружениях должны вестись наблюдения за просадками, оползневыми явлениями, размерами откосов и состоянием железобетонных конструкций. Согласно пункту 8.4 данных правил результаты осмотров заносятся в журнал технических осмотров.

Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ; пункта 8.4 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда» ОАО «Нижегородский водоканал» согласованной с Управлении Ростехнадзора 24.01.2012.

В силу пункта 8 предписания ремонт и обслуживание зданий, сооружений и оборудования комплекса гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции на 2014 год (насосная станция 1-го подъема) проводится с нарушением требований Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов в МП «Нижегородский водоканал», утвержденного генеральным директором: не составляются дефектные ведомости с указанием неисправностей и мер, необходимых для их устранения; записи о выполнении ремонтов в журнале ремонтов не в полной мере соответствуют регламентным работам, утвержденным графиком выполнения планово-предупредительных ремонтов на 2014 год.

В пункте 11.2 раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал» установлено, что ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.

В пункте 11.4 раздела 11 данных правил определено, что проведение ремонтных работ проводится в соответствии с планами работ, которые в свою очередь, составляются по результатам систематических осмотров, записей в журналах, актов плановых осмотров.

Согласно пункту 2.4 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов в процессе осмотра производится опись всех замеченных дефектов, которая заносится в журнал осмотров и ремонтов оборудования и сооружений.

В силу пункта 2.6 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов, на основании записей в журналах составляется дефектная ведомость, в которой указываются меры по их устранению.

В процессе проверки Общество не представило дефектные ведомости на коррозию фланцевых и болтовых соединений задвижек на кольцевом трубопроводе насосной станции 1-го подъема, металлической части пола промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 71.42, нарушение целостности пола из керамической плитки промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 66.42, фильтрацию воды, следы выщелачивания бетона, коррозию металлических конструкций в месте расположения щита управления ПЭХ № 4 насосной станции 1-го подъема. Работы по их устранению Общество не планировало и не проводило.

Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ и раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных с Управлением Ростехнадзора 24.01.2012.

Согласно пункту 9 предписания не организован в полном объеме мониторинг безопасности комплекса гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал», установленный положениями инструкции по ведению мониторинга ГТС. Отсутствует журнал осмотров строительных конструкций гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции (насосной станции 1-го подъема) «Нижегородский водоканал». Периодичность наблюдений за состоянием ГТС не соответствует требованиям приложения «А» Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции, согласованной Управлением Ростехнадзора 03.03.2014. Не проводятся комиссионные осмотры здания насосной станции 1-го подъема.

Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона                    № 117-ФЗ, пункта 8.4 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных с Управлением Ростехнадзора 24.01.2012.

В силу пункта 10 предписания коррозия фланцев и болтовых соединений задвижек на кольцевом трубопроводе насосной станции 1-го подъема «Слудинской» водопроводной станции в уровне отметки 66.42.

В пункте 1.2 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал» установлено, что при эксплуатации гидротехнических сооружений должны быть обеспечены надежность и безопасность их работы, а также бесперебойная и экономичная работа технологического оборудования.

В пункте 1.3 данных правил установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды.

Согласно пункту 11.10 раздела 11 указанных правил, окраска металлоконструкций относится к текущим ремонтам. Ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций (пункт 11.2).

При проведении проверки установлено, что работы по предохранению от коррозии фланцев и болтовых соединений задвижек на кольцевом трубопроводе насосной станции 1-го подъема «Слудинской» Обществом не проведены.

Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ, пунктов 1.2, 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных с Управлением Ростехнадзора 24.01.2012.

В силу пункта 11 предписания Общество не обеспечивает технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции. Коррозия металлической части пола промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 71.42 Слудинской водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

В пункте 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных с Управлением Ростехнадзора 24.01.2012 установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды.

Согласно пункту 11.10 раздела 11 данных правил окраска металлоконструкций относится к текущим ремонтам. Ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций (пункт 11.2).

В пункте 12.8 указанных правил определено: площадки обслуживания и лестницы должны быть в исправном состоянии, чистыми, сухими и не должны загромождаться посторонними предметами.

Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона                № 117-ФЗ и пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

В силу пункта 12 предписания Общество не обеспечивает технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции. Нарушение целостности пола из керамической плитки промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 66.42 Слудинской водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

В пункте 12.8 указанных правил определено: площадки обслуживания и лестницы должны быть в исправном состоянии, чистыми, сухими и не должны загромождаться посторонними предметами.

При проведении проверки установлено, что нарушена целостность пола из керамической плитки промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 66.42 Слудинской водопроводной станции.

Следовательно, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона                № 117-ФЗ и пункта 12.8 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

Согласно пункту 13 оспоренного предписания не обеспечивается технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции: на берегоукрепительных сооружениях наблюдаются места зарастания межплитных швов древесной и кустарниковой растительностью.

В пункте 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал», согласованных Управлением Ростехнадзора 24.01.2012, установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.

На берегоукрепительных сооружениях наблюдаются места зарастания межплитных швов древесной и кустарниковой растительностью, что нарушает целостность и водонепроницаемость конструктивных элементов сооружений.

Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона               № 117-ФЗ; пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

Как следует из пункта 14 предписания Общество не обеспечивает технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции. Фильтрация воды, следы выщелачивания бетона, коррозия металлических конструкций в месте расположения щита управления ПЭХ № 4 насосной станции 1-го подъема.

В пункте 1.3 указанных правил определено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.

При проведении проверки установлено, что гидротехнические сооружения не предохраняются от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Не обеспечивается их водонепроницаемость и механическая прочность. В частности, выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем состоянии строительных конструкций насосной станции.

Следовательно, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона               № 117-ФЗ и пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

Согласно пункту 15 предписания не обеспечивается технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции: наблюдается разрушение штукатурного слоя стеновых конструкций и цокольной части фасада насосной станции 1-го подъема.

В пункте 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал» установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.

При проведении проверки установлено, что гидротехнические сооружения не предохраняются от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения стеновых конструкций и цокольной части фасада насосной станции 1-го подъема своевременно устранены.

Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона               № 117-ФЗ, пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Слудинской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

В силу пункта 16 предписания установлено неудовлетворительное состояние металлических решеток водозаборного оголовка «Ново-Сормовской» водопроводной станции (акт водолазного обследования водозаборных оголовков от 28.02.2014).

В пункте 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Ново-Сормовской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал» установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.

При проведении проверки установлено, что гидротехнические сооружения не предохраняются от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Водолазным обследованием выявлено неудовлетворительное состояние водозаборных оголовков от 28.02.2014. Меры по устранению повреждений Общество не приняло.

Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона                       № 117-ФЗ и пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений «Ново-Сормовской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал».

Согласно пункту 17 предписания Обществом не организован в полном объеме мониторинг безопасности комплекса гидротехнических сооружений «Ново-Сормовской» водопроводной станции ОАО «Нижегородский водоканал», установленный положениями инструкциями по ведению мониторинга ГТС. Периодичность наблюдений за состоянием ГТС не соответствует требованиям приложения «А» Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений Ново-Сормовской водопроводной станции, согласованной с Управлением Ростехнадзора 03.03.2014. Не проводятся комиссионные осмотры здания насосной станции 1-го подъема. Журналы визуальных наблюдений не соответствуют формам, установленным в приложении «Б».

Таким образом, Общество нарушило требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ.

Как следует из пункта 18 оспоренного предписания Общество не обеспечило разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнических сооружений биологических прудов Нижегородской станции аэрации ОАО «Нижегородский водоканал».

Согласно статье 3 Федерального закона № 117-ФЗ критерии безопасности гидротехнического сооружения – предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

При проведении проверки не представлены критерии безопасности.

Таким образом, Общество нарушило требования статьи 9 Федерального закона                       № 117-ФЗ.

В силу пункта 19 предписания Обществом не обеспечена разработка и согласование в установленном порядке правил эксплуатации гидротехнических сооружений биологических прудов Нижегородской станции аэрации ОАО «Нижегородский водоканал», что не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ.

Обществом не разработаны предельные значения состояния сооружения (критерии безопасности), и, как следствие, не ведется мониторинг (контроль) технического состояния ограждающих дамб иловых полей и прудов биологической очистки Нижегородской станции аэрации ОАО «Нижегородский водоканал», что не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ (пункта 20 оспоренного предписания).

Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что предписание Управления Ростехнадзора на момент его выдачи было законным, обоснованным, исполнимым и выданным в рамках полномочий по осуществлению государственного контроля, является правомерным.

Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о незаконности оспоренного предписания Управления Ростехнадзора.

Иное, нежели у суда, толкование норм права не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу №  А43-14865/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

Н.Ю. Башева

А.И. Чиграков