АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А43-15207/2020 |
06 июня 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 24.09.2021 № ЛШ/20968/21),
ФИО2 (в судебном заседании от 25.04.2022, доверенность от 12.07.2021 № ЛШ/14481/21)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022
по делу № А43-15207/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Иллион»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным представления
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Иллион» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управления) от 27.04.2021 по делу № 052/04/14.55-457/2020.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Управление указывает, что генеральный директор Общества действует от имени Общества и имеет право принимать меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Ответственность за руководство юридическим лицом возлагается на его руководителя. Выдача представления юридическому лицу, руководитель которого привлечен к административной ответственности, является законной. Причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, изложены в оспариваемом представлении.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 25.04.2022 рассмотрение дела отложено до 23.05.2022.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 30.05.2022.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения требований законодательства о государственном оборонном заказе, проведенной Прокуратурой Свердловского района города Перми, постановлением Управления от 24.04.2020 № 052/04/14.55-457/2020 генеральный директор Общества ФИО3 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ Управление вынесло представление от 27.04.2020, которым на Общество возложена обязанность разработать и принять конкретные меры по контролю за выполнением условий договоров (контрактов), заключенных в рамках исполнения государственного оборонного заказа, обеспечивающие выполнение их условий в строгом соответствии с договором и законодательством о государственном оборонном заказе; разработать план мероприятий по предупреждению нарушений условий договоров (контрактов), заключенных в рамках исполнения государственного оборонного заказа, с последующей его реализацией; принять меры, направленные на недопущение нарушения условий договоров (контрактов) по государственному оборонному заказу.
Не согласившись с принятым представлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2.1, 19.6, 24.1, 26.1 и 29.13 КоАП РФ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд первой инстанции установил, что оспариваемое представление Управления не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из анализа данной нормы следует, что представление, вносимое в соответствии с указанной нормой права, связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление направлено на предупреждение совершения подобных административных правонарушений.
Спорное представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесено Управлением по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, возбужденном в отношении ФИО3 как должностного лица Общества.
То обстоятельство, что Общество не привлекалось к административной ответственности по данной статье, послужило основанием для признания судами первой и апелляционной инстанций спорного представления неправомерным.
Вместе с тем, выводы судебных инстанций о том, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может быть внесено только в адрес лица, совершившего административное правонарушение, необоснованны и противоречат статье 29.13 КоАП РФ.
Согласно статье 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
В силу статьи 44 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества при осуществлении прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Согласно статье 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Таким образом, интересы юридического лица в правоотношениях представляет единоличный исполнительный орган. Следовательно, в рамках рассматриваемого дела генеральный директор ФИО3 уполномочен действовать от имени Общества.
Представление, выданное в порядке статьи 29.13 КоАП РФ, может быть направлено как должностному лицу, так и организации.
Принятие мер по контролю за выполнением условий договоров (контрактов), заключенных в рамках исполнения государственного оборонного заказа, разработка плана мероприятий по предупреждению нарушений таких обязательств и совершение иных действий, направленных на недопущение нарушения таких обязательств, обязанность осуществить которые возложена спорным представлением на Общество, адресованы заявителю как хозяйствующему субъекту.
Конкретные действия, которые хозяйствующий субъект предпримет в целях устранения причин нарушения действующего законодательства, являются усмотрением хозяйствующего субъекта.
Возложение на Общество обязанности осуществить действия, направленные на устранение причин административного правонарушения, совершенного лицом, осуществляющим организационно-распорядительные полномочия, и условий, способствовавших совершению такого правонарушения, не свидетельствует о незаконности такого представления.
С учетом изложенного кассационный суд полагает правомерным внесение представления в адрес юридического лица. Данное представление является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на факт совершения неправомерных действий (бездействия) лицом, привлекаемым к административной ответственности, и направлено на предупреждение и недопущение совершения административных правонарушений в будущем.
В рассматриваемом случае представление, внесенное в связи с привлечением генерального директора Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, содержит указание на конкретные причины и условия, на устранение которых направлено его действие; формулировка мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является определенной, что обуславливает их фактическую исполнимость.
При таких обстоятельствах решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительным представления подлежат отмене на основании частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое решение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу
№ А43-15207/2020 отменить.
Отказать в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27.04.2021 по делу № 052/04/14.55-457/2020.
Арбитражному суду Нижегородской области осуществить поворот исполнения решения от 07.12.2021 по делу № А43-15207/2020 в части распределения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в
статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | О.В. Александрова | |
Судьи | Н.Н. Домрачева Н.Ш. Радченкова |