ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-15819/14 от 02.04.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-15819/2014

08 апреля 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,

при участии представителей

от заявителя: Эминова Д.С. (доверенность 31.03.2015),

от заинтересованного лица: Ивановой А.В. (доверенность от 25.12.2014),

от третьего лица: Ивановой А.В. (доверенность от 18.12.2014)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

администрации города Нижнего Новгорода

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2014,

принятое судьей Мустафаевым Г.И., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014,

принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,

по делу № А43-15819/2014

по заявлению Благотворительного фонда «Приволжье»

(ИНН: 5260985486, ОГРН: 1125200000408)

к администрации города Нижнего Новгорода

о признании недействительным постановления от 06.05.2014 № 1604,

третье лицо – Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода,

и у с т а н о в и л :

Благотворительный фонд «Приволжье» (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода (далее – Администрация) от 06.05.2014 № 1604 «Об отмене постановления администрации города Нижнего Новгорода от 18.02.2014 № 447 «О предоставлении в аренду нежилых помещений» и об обязании Администрации предоставить в аренду заявителю на неопределенный срок для использования под офисы: нежилое встроенное помещение № 3 общей площадью 37,7 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Литвинова, д. 14 (литера А), нежилое помещение № 1 общей площадью 68,2 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Литвинова, д. 16 (литера Б), нежилое помещение № 2 общей площадью 66,0 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Литвинова, д. 16 (литера Б1).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее – Комитет).

Решением суда от 08.10.2014 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 решение оставлено без изменения.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

По мнению заявителя жалобы, в соответствии с действующим законодательством Администрация имеет право на предоставление некоммерческой организации муниципального нежилого фонда без проведения торгов, которым она может воспользоваться по своему усмотрению, и не обязана в безусловном порядке предоставить муниципальное имущество.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Фонд в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Администрация постановлением от 18.02.2014 № 447 предоставила Фонду в аренду на неопределенный срок в Канавинском районе города Нижнего Новгорода для ведения уставной деятельности следующие нежилые помещения: нежилое встроенное помещение № 3 общей площадью 37,7 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Литвинова, д. 14 (литера А); нежилое помещение № 1 общей площадью 68,2 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Литвинова, д. 16 (литера Б); нежилое помещение № 2 общей площадью 66,0 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Литвинова, д. 16 (литера Б1).

Указанным постановлением Комитету поручено выполнить расчет арендной платы за данные объекты в соответствии с действующим законодательством и заключить с Фондом договоры аренды на неопределенный срок.

Администрация приняла постановление от 06.05.2014 № 1604 «Об отмене постановления администрации города Нижнего Новгорода от 18.02.2014 № 447 «О предоставлении в аренду нежилых помещений».

Письмом от 08.05.2014 № 20-05/2-6606/14ис Администрация отказала Фонду в заключении договоров аренды, указав на востребованность спорных помещений для муниципальных нужд.

Общество, посчитав, что постановление от 06.05.2014 № 1604 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 197, 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 48, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статьями 6, 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьями 6, 7 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», статьей 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества города Нижнего Новгорода в аренду или безвозмездное пользование», утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода 21.01.2010 № 249, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Фонда, и удовлетворил заявленные требования.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого ненормативного акта, возлагается на соответствующий орган.

В силу подпунктов 3, 35 пункта 1 статьи 8 Устава города Нижнего Новгорода, статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода относятся в частности владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

В части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.

В пункте 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определены формы некоммерческих организаций, передача государственного имущества которым может осуществляться без проведения торгов.

На основании статьи 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Суды установили, что на основании устава Фонд является некоммерческой организацией, преследующей социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели, поэтому орган местного самоуправления на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции вправе без проведения торгов передать в безвозмездное пользование Фонду нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества города Нижнего Новгорода в аренду или безвозмездное пользование», утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода 21.01.2010 № 249, основанием для предоставления муниципальной услуги является письменное обращение заявителя, имеющего основания на заключение договоров аренды или безвозмездного пользования муниципальным имуществом, за исключением имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями или на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода, в соответствии с действующим законодательством, направленное в администрацию города Нижнего Новгорода либо в комитет с приложением необходимых документов.

Рассмотрев обращение в порядке, предусмотренном указанным регламентом, Администрация издала постановление о том, что согласна на заключение договора аренды, и не усмотрела оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, перечисленных в пункте 3.3.3 данного регламента.

Как установили суды, последующий отказ в предоставлении муниципальной услуги мотивирован Администрацией тем, что имущество востребовано для муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае решение вопроса о предоставлении Фонду на праве аренды нежилых помещений для осуществления уставной деятельности, одним из направлений которой является решение социально значимых задач, относится к вопросам местного значения органа местного самоуправления. В этой связи предоставление Фонду спорных нежилых помещений в аренду не искажает содержания принципа предоставления имущества для муниципальных нужд.

Ссылка Администрации на то, что спорные помещения включены в список подлежащего приватизации имущества на основании решения Городской Думы города Нижнего Новгорода от 25.06.2014 № 104, была отклонена судами, так как данное обстоятельство возникло после обращения Фонда в арбитражный суд с иском к администрации и Комитету об обязании заключить договоры аренды спорных нежилых помещений и за один день до обращения с настоящим заявлением. Кроме того, суды пришли к выводу о том, что данные действия Администрации направлены на воспрепятствование уставной деятельности благотворительной организацией, ущемили права и законные интересы Фонда на осуществление уставной деятельности путем использования помещений для размещения офиса.

На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что у Администрации отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого постановления, последнее издано органом местного самоуправления с превышением полномочий и нарушает права и интересы Фонда как социально ориентированной некоммерческой организации, являющейся в данном случае единственным претендентом на спорные помещения, предоставление в аренду которых возможно без проведения торгов.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Фонда.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу № А43-15819/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

Н.Ю. Башева

Н.Ш. Радченкова