ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«03» июля 2018 года Дело № А43-1590/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.07.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ТД «Витаон-НН» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2018 по делу № А43-1590/2018, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТД «Витаон-НН» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «ТД «Витаон-НН» – ФИО1 по доверенности от 05.12.2017;
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - ФИО2 по доверенности от 06.03.2018 № 68.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление, административный орган) в ходе проведения совместных мероприятий с Управлением Министерства внутренних дел по Нижегородской области по адресу: <...>, где осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам спиртосодержащей непищевой (парфюмерно-косметической) продукции общество с ограниченной ответственностью «ТД «Витаон-НН» (далее - ООО «ТД ВИТАОН-НН», Общество), обнаружено основное технологическое оборудование, не введенное в эксплуатацию в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).
На момент осмотра линия розлива, расположенная в помещении №2 находилась в рабочем состоянии, в автомате розлива были зажаты стеклянные флаконы с разлитой в них спиртосодержащей жидкостью. На транспортерной ленте имелись пустые стеклянные флаконы для подачи в автомат розлива. В укупорочном автомате так же были зажатые стеклянные флаконы с укупоркой (алюминиевым колпачком).
Общество имеет лицензию регистрационный номер 52 ПНП0006027 от 26.10.2016, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, на осуществление производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметической).
Изложенные обстоятельства зафиксированы административным органом в протоколе осмотра от 17.10.2017 №06-12/518/2017-1.
По выявленному факту Управление 17.10.2017 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении № 06-12/518/2017 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ произведено изъятие образцов спиртосодержащей непищевой жидкости (лосьон «Веснушка»), обнаруженной при проведении осмотра, в количестве 54 стеклянных флаконов, о чем был составлен протокол изъятия проб и образцов от 17.10.2017 №06-12/518/2017-2.
Оставшаяся продукция, а также основное технологическое оборудование изъяты по протоколу изъятия от 17.10.2017 №06-12/518/2017-3 и переданы на ответственное хранение в акционерное общество «Росспиртпром» по актам приема-передачи от 19.10.2017 №у4-102937 и №у4-102946(1).
Согласно экспертному исследованию от 08.11.2017 № 978, проведенному Республиканским центром независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка, лосьон «Веснушка» не является косметическим средством, а представляет собой этиловый спирт, разбавленный водой, с объемной долей этилового спирта 60,2%, и не соответствует требованиям ГОСТ 31679-2012 «Продукция косметическая жидкая. Общие технические условия» по органолептическому показателю и ГОСТ 5962-2-13 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия» по объемной доле этилового спирта.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, уполномоченное лицо Управления 26.12.2017 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 06-12/518/2017.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2018 в привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ отказано. Одновременно суд решил изъять из незаконного оборота и уничтожить в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» три пластиковые емкости объемом по 1000 дал каждая; одну пластиковую емкость объемом 500 дал, одну пластиковую емкость объемом 100 дал; прозрачную, бесцветную жидкость с характерным запахом спирта в количестве 320 дал; комплектующие: укупорка – 44 коробки («колпачок алюминиевый с перфорацией», в одной коробки находится 4500 штук); стеклянные флаконы (флакон ФВ-100-В-28-1-ОС-1) в примерном количестве 74204 штук; этикетки - лосьон «Веснушка» в количестве 71000 штук; готовую продукцию, а именно: лосьон «Веснушка», объем 100 мл, в количестве 38 коробок по 108 штук в каждой; 2 насоса марки DAB: 1-й насос - заводской серийный номер Sn 029955, 2-й насос - заводской серийный номер Sn 029954; линия розлива, состоящая из: автоматического ополаскивателя бутылок; автоматического блока розлива №б/н на 24 головки; укупорочного автомата №б/н на 8 головок; этикетировочного автомата марки LABELX 140/EX/SX серийный №11202Е034, изготовитель Италия; автоматического укупора; накопительного стола с транспортёрной лентой.
Управление и Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
Общество в своей жалобе просит отменить судебный акт в части изъятия из незаконного оборота комплектующих: укупорка – 44 коробки («колпачок алюминиевый с перфорацией», в одной коробки находится 4500 штук); стеклянные флаконы (флакон ФВ-100-В-28-1-ОС-1) в примерном количестве 74204 штук; этикетки - лосьон «Веснушка» в количестве 71000 штук; готовую продукцию, а именно: лосьон «Веснушка», объем 100 мл, в количестве 38 коробок по 108 штук в каждой; 2-х насосов марки DAB: 1-й насос - заводской серийный номер Sn 029955, 2-й насос - заводской серийный номер Sn 029954; линии розлива, состоящей из: автоматического ополаскивателя бутылок; автоматического блока розлива №б/н на 24 головки; укупорочного автомата №б/н на 8 головок; этикетировочного автомата марки LABELX 140/EX/SX серийный №11202Е034, изготовитель Италия; автоматического укупора; накопительного стола с транспортёрной лентой.
Общество утверждает, что административным органом не произведен отбор образцов продукции с линии розлива, не производился анализ жидкости, то есть не имеется оснований считать, что спиртосодержащая продукция произведена на оборудовании, не введенном в эксплуатацию в установленном законом порядке. Одновременно Общество пояснило, что спорный лосьон изготавливается по техническим условиям, экспертом не выявлены отклонения в качестве продукции от технических условий.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Управление отзыв на апелляционную жалобу Общества не представило.
Представитель административного органа в судебном заседании просил оставить апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Управление в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что обнаруженное оборудование не зарегистрировано Обществом как основное технологическое оборудование для производства спиртосодержащей продукции, тем самым Общество осуществляет оборот (производство) спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы своей апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу Управления не представило.
Представитель Общества в судебном заседании просил оставить апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 26.12.2017 №06-12/518/2017, в рассматриваемом деле Управление вменяет в вину Обществу использование основного технологического оборудования для производства спиртосодержащей непищевой продукции незарегистрированного в установленном порядке, что, по мнению административного органа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Законом № 171-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 14.1 Закона №171–ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ) основное технологическое оборудование для производства этилового спирта (за исключением основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) с производственной мощностью более 4000 декалитров подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке и (или) не зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем Управлением не представлено доказательств того, что обнаруженное в помещении №2 основное технологическое оборудование Обществом использовалось для производства этилового спирта, производственная мощность которого составляла более 4000 декалитров. Технические характеристики спорного оборудования не исследованы административным органом в ходе осмотра. Иное не зафиксировано в процессуальных документах Управления по делу об административном правонарушении № 06-12/518/2017.
В отсутствие информации о производственной мощности оборудования, находящегося в помещении №2 не представляется возможным бесспорно установить наличие у Общества обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14.1 Закона №171–ФЗ.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, материалами дела не доказана.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
По факту несоответствия продукции требованиям ГОСТа составлен отдельный протокол от 26.12.2017 №06-12/578/2017 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являющийся предметом рассмотрения по делу №А43-2030/2018.
Кроме того, в ходе проведения проверочных мероприятий административный орган установил отсутствие у Общества лицензии на производство обнаруженной продукции, не являющейся косметическим средством, содержание спирта в которой превышает 25% и составляет 60,2 %.
Лицензия на осуществление производства спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, изготовление которой выявлено административным органом в ходе проведения осмотра, у Общества отсутствует.
Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
При этом санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание в сравнении с санкцией вмененной административным органом Обществу в вину по протоколу от 26.12.2017 №06-12/518/2017.
Изложенные обстоятельства в силу разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 и в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5, свидетельствуют об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для переквалификации действий Общества.
Одновременно судом первой инстанции правомерно разрешил вопрос об изъятии у Общества комплектующих и технологического оборудования, которое используется для производства спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта более 25%, на производство которой у Общества отсутствует лицензия, в полном соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, и в порядке, определенном Законом № 171-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Утверждение Общества о том, что административным органом не произведен отбор образцов продукции с линии розлива, не производился анализ жидкости, то есть не имеется оснований считать, что спиртосодержащая продукция произведена на оборудовании, не введенном в эксплуатацию в установленном законом порядке, несостоятельно.
Как следует из протокола осмотра от 17.10.2017 №06-12/518/2017-1 и протокола изъятия проб и образцов от 17.10.2017 №06-12/518/2017-2, отбор проб производился из емкостей №2, №4, №5, расположенных в помещении №2 и обвязанных полипропиленовым трубопроводом с двумя насосами марки DAB: 1-й насос - заводской серийный номер Sn 029955, 2-й насос - заводской серийный номер Sn 029954. Подробное описание линии розлива в помещении №2 свидетельствует о том, что оно находилось в рабочем состоянии и непосредственно использовалось для производства исследованной экспертом жидкости, заявленным Обществом как лосьон «Веснушка».
Довод Общества, что спиртосодержащая непищевая продукция производится по техническим условиям, для рассмотрения настоящего дела существенного значения не имеет.
С учетом изложенного апелляционные жалобы по приведенным в ним доводам удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2018 по делу № А43-1590/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ТД «Витаон-НН» и Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М. Гущина
Судьи
М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева