ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-16041/2021 от 17.08.2022 АС Волго-Вятского округа

160/2022-22640(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А43-16041/2021  18 августа 2022 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,

при участии представителя
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 17.12.2021 № 302)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2021 и  на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 

по делу № А43-16041/2021

по заявлению Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения  Фонда социального страхования Российской Федерации 

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным решения

Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –  федеральное государственное унитарное предприятие «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской  Федерации, 

и у с т а н о в и л :

Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда  социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) обратилось в  Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения 


[A1] Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее –  Управление) от 27.04.2021 № 54-АВ. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное  унитарное предприятие «Московское протезно-ортопедическое предприятие»  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Предприятие). 

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2021 заявленное  требование удовлетворено. 

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2020  решение суда оставлено без изменения. 

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

По мнению Управления, установленное заказчиком требование о количестве  исполненных участником закупки контрактов (договоров) на оказание услуг  сопоставимого характера за последние три года, предшествующие дате подачи заявки на  участие в конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 11 436 859 рублей  69 копеек, является нарушением части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и препятствует победе  участников закупки. 

Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его  представителем в судебном заседании. 

Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании  не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и  обоснованными. 

Определением от 11.05.2022 производство по кассационной жалобе Управления  приостановлено. 

Определением от 11.07.2022 на основании пункта 2 части 3 статьи 18  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи  Радченковой Н.Ш., находящейся в отпуске, на судью Домрачеву Н.Н. для рассмотрения  кассационной жалобы Общества. 

Определением от 11.07.2022 производство по кассационной жалобе возобновлено,  дело к судебному разбирательству в судебном заседании назначено на 17.08.2022. 

Определением от 16.08.2022 на основании пункта 2 части 3 статьи 18  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судей  Башевой Н.Ю. и Домрачевой Н.Н., находящихся в отпуске, на судей Александрову О.В. и  Радченкову Н.Ш. для рассмотрения кассационной жалобы Управления. 

После возобновления производства по кассационной жалобе заинтересованное  лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не  обеспечило явку представителя в суд, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела без  его участия. 

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления  Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, Управление провело внеплановое контрольное  мероприятие на предмет соответствия требованиям законодательства Российской  Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения 


[A2] нужд организации в отношении извещения о проведении закупки (номер извещения  0232000000121000092). 

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в единой информационной  системе и на сайте электронной площадки «РТС-тендер» 08.03.2021 размещена  документация о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки:  «Выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов протезами нижних  конечностей в 2021 году» (номер извещения 0232000000121000092). 

Заказчик закупки – Фонд, оператор электронной площадки – РТС-тендер.

Конкурсная комиссия заказчика подвела итоги закупки, о чем составила протокол  подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 08.04.2021 № ППИ1, в  соответствии с которым Предприятие в лице филиала «Нижегородский» и его заявка  признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и Закона № 44-ФЗ. 

По результатам проведения закупки Учреждение и Предприятие заключили  контракт от 19.04.2021 № 02320000001210000920001 на выполнение работ по  изготовлению и обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году. 

По состоянию на 27.04.2021 контракт находился в стадии исполнения. 

По результатам контрольного мероприятия Управление пришло к выводу, что  установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации участников закупки  «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов  сопоставимого характера и объема», учитывающий объем выполненных работ,  исчисляемый в рублях, в каждом контракте/договоре не менее 11 436 859 рублей  69 копеек, не соответствует требованиям части 1 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ. По мнению  Управления, установление критериев оценки подобным образом противоречит  требованиям Закона № 44-ФЗ и может привести к ограничению конкуренции. 

Решением Управления от 27.04.2021 № 54-АВ Фонд признан нарушившим часть 1  статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ при проведении данной закупки. 

Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в арбитражный суд. 

Руководствуясь Законом № 44-ФЗ, Правилами оценки заявок, окончательных  предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила № 1085), постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий  федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в  некоторые акты Правительства Российской Федерации», Обзором судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденным Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020, суд первой инстанции пришел к  выводу о недоказанности материалами дела фактов нарушения части 1 статьи 54.3 Закона   № 44-ФЗ и ограничения конкуренции. 

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для ее удовлетворения. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения  требований о признании недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их  закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных  интересов заявителя. 


[A3] Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица  надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств,  послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных  нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок  товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких  закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,  регулирует Закон № 44-ФЗ.  

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы  определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у  единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ). 

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков,  исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием,  двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием,  закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион),  запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ). 

На основании части 1 статьи 54.1 Закона № 44-ФЗ в редакции, действовавшей на  момент проведения спорной закупки, под открытым конкурсом в электронной форме  понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком  неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе  извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной  документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. 

В силу части 1 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ в редакции, действовавшей на момент  проведения спорной закупки, конкурсная документация наряду с информацией, указанной  в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в  том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии  со статьей 33 данного закона, а также предусмотренные статьей 54.4 закона требования к  содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в  электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной  форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление  требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или  ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме. 

В рассматриваемом случае предметом спора является установленный Фондом  нестоимостной критерий квалификации участников закупки «Опыт участника конкурса по  успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и  объема», учитывающий объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом  контракте/договоре не менее 11 436 859 рублей 69 копеек. 

Из части 8 статьи 32 Закона № 44-ФЗ следует, что порядок оценки заявок  участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия,  устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации. 

На момент проведения спорного конкурса порядок оценки заявок, окончательных  предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения  контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого  критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки были  установлены в Правилах № 1085. 


[A4] На основании пункта 3 Правил № 1085 оценка представляет собой процесс  выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков,  исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке  в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта,  указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. 

В силу пункта 4 Правил № 1085 для оценки заявок (предложений) заказчик  устанавливает в документации о закупке, в том числе, критерии оценки,  характеризующиеся как нестоимостные, в том числе, квалификация участников закупки и  опыт работы, связанный с предметом контракта. 

Согласно пункту 10 Правил № 1085 в документации о закупке в отношении  нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие  содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки  закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. 

Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников  закупки могут быть, в том числе, показатели опыт участника по успешной поставке товара,  выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (пункт 27 Правил   № 1085). 

На основании пункта 28 Правил № 1085 оценка заявок (предложений) по  нестоимостному критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе  наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов,  принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта  работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных  работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в  документации о закупке в соответствии с пунктом 10 данных правил показателей,  раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при  необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального  значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил № 1085. 

Таким образом, в конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия  при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерий  «опыт работы, связанной с предметом контракта». 

Правила № 1085 не содержат ограничений в части стоимостного выражения такой  характеристики. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к  выводу о том, что установленный заказчиком критерий и показатели (подкритерии) для его  оценки соответствуют требованиям Закона № 44-ФЗ и Правил № 1085. 

Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к  составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для  подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям,  руководствуясь собственными потребностями. Предусмотренные в документации  критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход  закупки, не создают преимущества конкретному лицу и направлены на определение  победителя конкурса – лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при  выполнении работ по объекту закупки. 

Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, Управление не  установило, каким образом спорное описание показателя спорного критерия ограничивает  конкуренцию и в чем заключается нарушение заказчиком части 1 статьи 54.3 Закона № 44- ФЗ. 


[A5] Ссылка Управления на то обстоятельство, что подтверждение в спорном порядке  наличия опыта участника создает преимущественное положение хозяйствующим  субъектам, которые имеют опыт выполнения работ в рамках Закона № 44-ФЗ,  противоречит материалам дела. В конкурсной документации отсутствует указание на  необходимость представления контрактов/договоров, заключенных исключительно в  порядке, установленном в законодательстве о закупках. 

Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование. 

Иное толкование Управлением положений законодательства не является  основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в  судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов  судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. 

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной  инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм  процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены  принятых судебных актов. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной  жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной  пошлины. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2021 и постановление  Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу № А43-16041/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной  антимонопольной службы по Нижегородской области – без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в  статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  И.Л. Забурдаева 

 Судьи  О.В. Александрова 

Н.Ш. Радченкова