ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-16384/2017 от 06.03.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-16384/2017

15 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2018.

Текст постановления в полном объеме изготовлен 15.03.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Жегловой О.Н.,

судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П.,

при участии представителей

в судебном заседании 01.03.2018

от общества с ограниченной ответственностью «Бор Инвест»:

ФИО1 по доверенности от 02.10.2017 № 6.2/17,

от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Волга-Бор»:

ФИО2 по доверенности от 11.10.2017,

ФИО3 по доверенности от 20.02.2018

в судебном заседании 06.03.2018

от общества с ограниченной ответственностью «Бор Инвест»:

ФИО1 по доверенности от 02.10.2017 № 6.2/17

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –

общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Волга-Бор»

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.08.2017,

принятое судьей Полозовой Д.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017,

принятое судьями Долговой Ж.А., Логиновой О.А., Фединской Е.Н.,

по делу № А43-16384/2017

по иску общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Волга-Бор»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Бор Инвест»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о понуждении к совершению действий

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Волга-Бор» (далее – общество УК «Волга-Бор») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Бор Инвест» (далее – общество «Бор Инвест») о понуждении ответчика в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, имеющих техническую возможность: городской округ город Бор, <...>.

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.08.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017, отказал в удовлетворении иска. Суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания ответчика установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах. При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон об энергосбережении) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество «УК «Волга-Бор» обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.08.2017 и постановление от 07.11.2017 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении ресурсоснабжающая организация обязана установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах. Заявитель полагает, что суды необоснованно указали на обязанность управляющей организации осуществить установку приборов учета, поскольку данные мероприятия выполняются при проведении работ по капитальному ремонту, которые осуществляются только по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общество «УК «Волга-Бор» указывает, что суды, ссылаясь на подпункты «и» и «к» пункта 11 Правил № 491, не учли пункт 18 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, которым утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в котором отсутствуют общедомовые (коллективные) приборы учета. Истец считает, что если собственники многоквартирных домов не приняли решения об установке общедомового прибора учета, то управляющая организация не вправе осуществлять установку прибора учета, поскольку в данном случае это является обязанностью ресурсоснабжающей организации.

В письменном отзыве на жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, общество «Бор Инвест» не согласилось с доводами заявителя, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения

В заседании окружного суда представители истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 11 часов 45 минут 06.03.2018.

Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, общества «УК «Волга-Бор» и «Бор Инвест» заключили договоры теплоснабжения № БИ000000277 и горячего водоснабжения № БИ000000278 от 01.01.2017 (с протоколами разногласий от 01.07.2017) в целях обеспечения соответствующими ресурсами находящегося в управлении истца жилого фонда.

Истец 22.05.2017 направил ответчику претензию с требованием, основанным на части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, в течение 30 дней установить общедомовые приборы учета тепловой энергии на спорный жилой фонд.

Общество «Бор-Инвест» в ответе на претензию от 26.05.2017 отказался добровольно исполнить содержащиеся в ней требования, поскольку отсутствуют правовые основания для возложения на ресурсоснабжающую организацию обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества УК «Волга-Бор» с иском в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела и изучив обоснованность кассационной жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа принял постановление исходя из следующего.

В силу части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (часть 11 статьи 2 Закона об энергосбережении).

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии включаются в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 6 Правил № 491).

В соответствии с подпунктами «и» и «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.

В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 9 указанной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Данные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 (далее – Порядок № 149).

В пункте 3 Порядка № 149 определено, что договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее – заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее – объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

С учетом перечисленных правовых норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что ресурсоснабжающая организация обязана заключить с обратившейся к ней управляющей организацией договор на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, однако она не должна осуществлять установку общедомового прибора учета за свой счет без соответствующего обращения управляющей организации о заключении договора на такую установку.

Вопреки доводам истца законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении, Закон об энергосбережении). Общество «УК «Волга-Бор» как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) должно принимать меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета. Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 302-КГ15-9608, от 18.08.2016 № 305-ЭС16-3833, от 22.06.2016 № АКПИ16-375.

Судебные инстанции установили, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств обращения в адрес ответчика с заявкой на заключение соответствующего договора по установке приборов учета и отказа ресурсоснабжающей организации в заключении такого договора. Позиция истца, занимаемая им при рассмотрении дела в судах двух инстанций, сводилась к тому, что в силу закона заключение договора на установку приборов учета на спорный жилой фонд не требуется.

На основании изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных судами обстоятельств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалованных судебных актов, судом округа не выявлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.08.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу № А43-16384/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Волга-Бор» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Н. Жеглова

Судьи

В.А. Ногтева

В.П. Прыткова