АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А43-16784/2020 |
21 октября 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В. ,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» и
товарищества собственников жилья «Верхнепечерская, 15\1»
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022
по делу № А43-16784/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к товариществу собственников жилья «Верхнепечерская, 15/1»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании неустойки
и по встречному иску товарищества собственников жилья «Верхнепечерская, 15/1»
к обществу с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –
общество с ограниченной ответственностью «Марс-ОВ»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (далее – ООО «Нижэкология-НН», Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к товариществу собственников жилья «Верхнепечерская, 15/1» (далее – ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1», Товарищество) о взыскании 16 204 рублей 45 копеек пеней, начисленных с 12.02.2019 по 31.03.2020.
Товарищество обратилось в суд со встречным иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ООО «Нижэкология-НН» об обязании заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) от 15.11.2018 № НМ/227/18 (изменении преамбулы договора, пунктов 1, 2, 4, 5, 5.1, 5.2, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 33, приложений № 1, 2, исключении из договора пунктов 3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 8, 9, 10, дополнении пунктами 5.3, 16.1, 16.2, 24.1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Марс-ОВ» (далее – ООО «Марс-ОВ»).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2022 первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, встречный иск удовлетворен частично.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО «Нижэкология-НН» не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного требования Товарищества и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Региональный оператор не согласен с утвержденной судами редакцией приложения № 1 к договору, а именно разделов «Периодичность вывоза ТКО», «Периодичность вывоза крупногабаритных отходов», а также ввиду отсутствия в приложении № 1 к договору информации о том, что на месте накопления ТКО расположен, помимо прочих, один контейнер-сетка желтого цвета объемом 1,1 кубического метра, предназначенный для раздельного накопления ТКО Товарищества. По мнению заявителя, предлагаемый Товариществом вариант вывоза отходов (ежедневно, кроме среды и пятницы) основан исключительно на финансовой экономии средств, не является безопасным для населения и окружающей среды и не соответствует действующему законодательству, которое не предусматривает такую периодичность вывоза ТКО, при которой исключались бы определенные дни недели. Ссылаясь на пункт 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), пункт 13 СанПиН 2.1.3684-21, заявитель полагает, что действующие нормы допускают транспортировать крупные габаритные отходы (далее – КГО) по заявке, однако такие заявки должны подаваться потребителем с регулярностью, не нарушающей действующие нормы и правила. В этой связи заявитель предлагает дополнить спорный пункт словами «но не реже периодичности вывоза, установленной действующими санитарными нормами и правилами». Кроме того, заявитель считает, что Товарищество нарушает процедуру передачи раздельно накопленных ТКО на утилизацию, установленную пунктом 39 Правил № 1156, поскольку передает их по договору от 01.11.2020, заключенному с ООО «Марс-ОВ», которое не имеет права принимать раздельно накопленные ТКО ни на обработку, ни на утилизацию. Подробно позиция Регионального оператора изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Товарищество посчитало незаконными принятые судебные акты и также обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По его мнению, при определении объема ТКО необходимо применять формулу, предусмотренную в пункте 9 (4) приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Требование Товарищества в части порядка расчета платы за обращение с ТКО исходя из количества и объема контейнеров, фактически вывезенных Региональным оператором с места накопления, основано на действующем законодательстве и судебной практике. Кроме того, заявитель полагает неправомерным включение в приложение № 1 к договору условие об определении объема КГО (одна специальная площадка объемом 23,6 кубического метра), что влечет дополнительную оплату услуг за вывоз КГО исходя из геометрических размеров площадки для их накопления и необоснованное увеличение стоимости услуг. Заявитель также считает, что суды не отразили в договоре положение о раздельном сборе отходов и неправомерно отклонили предложенные Товариществом изменения в пункт 15 договора; оплата услуг по спорному договору должна осуществляться по цене, определенной для сортированных отходов; установление периодичности вывоза ТКО в зависимости от среднесуточной температуры со ссылкой на СанПиН 2.1.3684-21 является необоснованным. Подробно позиция Товарищества изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
ООО «Нижэкология-НН» в отзыве на кассационную жалобу Товарищества возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы ООО «Нижэкология-НН» откладывалось на 18.10.2022.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО «Нижэкология-НН» (региональный оператор) и ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» (исполнитель коммунальных услуг) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 15.11.2018 № НЖ/227/18, по условиям которого Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Полный перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании Исполнителя коммунальных услуг, установлен сторонами в приложении № 2 к договору.
Согласно пункту 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 01.01.2019.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Начисление платы по договору производится с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора (пункты 5, 5.1 договора).
Исполнитель коммунальных услуг оплачивает оказанную региональным оператором коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с ТКО, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации – ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункт 6 договора).
Стороны в пункте 15 договора согласовали условие о произведении учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов», следующим способом – расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО, устанавливаются нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате договора Региональный оператор вправе потребовать от Исполнителя коммунальных услуг уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день, предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 договора).
Договор заключается на срок один год и вступает в силу с даты начала оказания услуг – 01.01.2019, а в части взаиморасчетов – до полного их завершения. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 26, 27 договора).
В период с 01.01.2019 по 30.09.2019 ООО «Нижэкология-НН» оказало Товариществу услуги по вывозу ТКО, по оплате которых у последнего возникла задолженность в сумме 168 354 рублей 62 копеек.
ООО «Нижэкология-НН» направило в адрес ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» претензию от 15.11.2019 № 10732 с требованием об оплате долга и пеней.
В связи с погашением Товариществом суммы основанного долга ООО «Нижэкология-НН» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, приняли 20.02.2016 решение о раздельном сборе ТКО.
Названное решение послужило основанием для обращения ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» к ООО «Нижэкология-НН» с предложением о заключении дополнительного соглашения к договору от 15.11.2018 № НЖ/227/18.
Указанное обращение оставлено Региональным оператором без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд со встречным иском.
Руководствуясь статьями 166, 307, 309, 310, 329, 330, 421, 422, 445, 446, 450, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 № 407, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил первоначальный иск в полном объеме, применив к Товариществу предусмотренную договором меру ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства. Встречное требование Товарищества, связанное с осуществлением раздельного учета, удовлетворено (внесены изменения в пункты 5, 6, 15, приложения № 1, 2 к договору, исключены пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 8, 9, 10 договора). В удовлетворении остальной части встречного требования отказано.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В статье 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила № 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила № 505, регулирующие порядок коммерческого учета объема (или) и массы ТКО.
На основании пункта 19 Правил № 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 № 407 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области (далее – Порядок № 407), в пункте 4.3 которого предусмотрено, что принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО. В целях организации транспортирования ТКО принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней.
Суды установили, что собственниками многоквартирного дома принято решение о раздельном накоплении ТКО и, приняв во внимание, что Правилами № 505 предусмотрена возможность определения объемов при раздельном накоплении исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, пришли к правильному выводу о том, что в данном случае имеются предусмотренные законом основания для внесения изменений в договор от 15.11.2018 № НЖ/227/18, касающихся раздельного накопления ТКО.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно пункту 5 договора от 15.11.2018 № НЖ/227/18 под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Товарищество настаивает на том, что оплата услуг Регионального оператора должна осуществляться по цене, определенной для сортирования отходов на основании решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.09.2019 № 39/5.
В силу пункта 4.1 Порядка № 407 раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Порядка.
При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (пункт 4.2 Порядка № 407).
Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам ТКО, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации.
Решениями РСТ по Нижегородской области для ООО «Нижэкология-НН» утверждены единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
Учитывая изложенное, суды правомерно указали, что в целях осуществления расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО в случае осуществления потребителями раздельного накопления ТКО, к смешанным ТКО, накапливаемым потребителями в контейнерах зеленого цвета, применяется единый тариф регионального оператора, а к морфологическим компонентам ТКО, накапливаемым в специальном сетчатом контейнере желтого цвета, применяется единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
В данном случае суды, установив, что ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» передает ООО «Нижэкология-НН» отходы, накапливаемые в контейнерах зеленого цвета, правомерно признали, что расчеты между сторонами должны производиться с применением единого тарифа Регионального оператора.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, согласно пункту 15 договора от 15.11.2018 № НЖ/227/18 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505 следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО устанавливаются нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.
Товарищество предложило данный пункт изложить в следующей редакции: «15. стороны согласились производить учет объема смешанных отходов расчетным путем исходя из количества и объема зеленых контейнеров, вывезенных с площадки Н-492 в соответствии с графиком вывоза, определенным в приложении № 1 к договору».
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 13 Типовой формы договора, утвержденной Правилами № 1156, потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505.
Суды установили и материалами дела подтверждается осуществление ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» раздельного накопление ТКО.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что коммерческий учет ТКО по договору должен производиться в зависимости количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Ссылка Товарищества на необходимость указания в договоре на применение при определении объема ТКО Правил № 354, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 9 (4) приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148 (30) Правил по формуле.
Согласно подпункту «б» пункта 9 и пункту 15 Правил № 354 в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом собственников жилья, исполнителем коммунальных услуг в отношении этого дома признается соответствующее товарищество собственников жилья.
В силу пункта 148 (7) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
При этом подпункт «г» пункта 148 (22) Правил № 354 относит к обязанностям исполнителя коммунальной услуги производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с конечными потребителями услуги.
Из анализа приведенных норм следует, что договор между региональным оператором и исполнителем коммунальной услуги заключается в соответствии с Постановлением № 1156 на основании типового договора.
Согласно пункту 3 Правил № 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: плюс 5 °С и выше – не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже – не более 3 суток, в связи с чем суд обоснованно счел возможным принять условие о периодичности вывоза ТКО в следующей редакции: при температуре +5 градусов и выше – вывоз осуществляется ежедневно, при температуре +4 градуса и ниже – ежедневно, кроме среды и пятницы.
Таким образом, учитывая приведенные положения, довод Товарищества со ссылкой на формулу, приведенную в пункте 9 (4) приложения № 2 к Правилам № 354, о необходимости расчета платы за услуги по обращению с ТКО исходя из фактически вывезенных контейнеров, а не установленных, как указано в подпункте «а» пункта 5 Правил № 505, отклоняется, как не нарушающий права заявителя.
С учетом изложенного оснований для включения в спорный договор условия об определении объема ТКО по формуле, предусмотренной в пункте 9 (4) Правил № 354, не имеется.
В пункте 2 Правил № 1156 установлено, что крупногабаритные отходы (КГО) – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 Правил № 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов.
В силу пунктов 3.1 Правил № 407 накопление крупногабаритных отходов, кроме отходов строительства и сноса, осуществляется следующим образом: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.
КГО должны располагаться в месте накопления ТКО, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Для определения объема накопления КГО в случае использования бункера учитывается объем данного бункера, в случае накопления КГО на специальных площадках для складирования КГО объем накопленных ТКО определяется в соответствии с габаритными размерами (длина, высота, ширина) специальной площадки для складирования КГО (пункт 3.2 Правил № 407).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на месте накопления (площадке) ТКО, расположенной по адресу: Нижний Новгород, ул. Верхнепечерская, д. 15, к. 1, организована специальная площадка для накопления КГО объемом 23,6 кубического метра. Бункер на данной площадке отсутствует.
С учетом изложенного суды правомерно в приложении № 1 к договору указали объем специальной площадки для накопления КГО, что соответствует нормам действующего законодательства.
В пункте 12 Правил № 1156 предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая изложенное, периодичность вывоза КГО обоснованно принята судами в редакции Товарищества – «по заявке», как не противоречащая указанным положениям Правил № 1156.
В соответствии с пунктом 39 Правил № 1156 в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО»).
Как установили суды и подтверждается материалами дела, отходы из желтого (сетчатого) контейнера вывозятся другой организацией – ООО «Марс-ОВ», на основании договора, заключенного с Товариществом.
Таким образом, возражения Регионального оператора относительно объема принимаемых ТКО правомерно отклонены судами, которые приняли редакцию, представленную Товариществом (с учетом совместного содержания контейнерной площадки двумя ТСЖ – 1 контейнер объемом 1,1 кубического метра), за исключением указания на раздельно накопленные ТКО из желтого (сетчатого) контейнера.
В связи с тем, что ТКО из желтого контейнера (сортированные отходы) вывозятся иным лицом, правовых оснований для включения указанного контейнера в объем обязательств Регионального оператора во вывозу ТКО (раздел таблицы «Объем принимаемых региональным оператором твердых коммунальных отходов») не имеется.
Ссылка Регионального оператора на то, что договор от 01.11.2020, заключенный между ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» и ООО «Марс-ОВ», является недействительным (ничтожным), так как данная сделка совершена в обход закона с противоправной целью, обоснованно отклонена судами со ссылкой на пункт 39 Правил № 1156 и письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Доводы Регионального оператора и Товарищества, изложенные в кассационных жалобах, отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, подлежат отнесению на заявителей.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу № А43-16784/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» и товарищества собственников жилья «Верхнепечерская, 15\1» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, отнести на заявителей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Т.В. Шутикова | |
Судьи | О.Е. Бердников О.А. Шемякина |