Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«17» октября 2018 года Дело № А43-17688/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.10.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.07.2018 по делу № А43-17688/2018, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 25.04.2018 №32-21-13/20-3156.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – ФИО1 по доверенности от 28.05.2018 № 45 сроком действия один год;
Управления Федерального казначейства по Нижегородской области – ФИО2 по доверенности от 11.05.2018 № 201 сроком действия до 19.01.2021.
Правительство Нижегородской области - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило (уведомление), в ходатайстве (входящий номер 01АП-7748/18 от 09.10.2018) просит рассмотреть жалобу в отсутствии представителя.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 05.04.2018 № 217 должностными лицами Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее – Управление) проведена плановая выездная проверка использования Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее – Министерство) средств федерального бюджета на ликвидацию полигона свалки промышленных отходов «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море» за период 2016-2017 годы.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 30.03.2018.
Рассмотрев материалы проверки, Управление вынесло представление от 25.04.2018 № 32-21-13/20-3156.
Не согласившись с указанным представлением, Министерство обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области заявлением о признании его недействительным.
Решением от 17.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, нарушение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что оспариваемое представление Управления не соответствует положениям бюджетного законодательства и нарушает права и законные интересы Министерства.
Управлениев отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Правительство Нижегородской области отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого представления усматривается, что в ходе проверки были выявлены нарушения в использовании Министерством средств федерального бюджета на ликвидацию полигона свалки промышленных отходов «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море» за период 2016-2017 годы, а именно: на момент заключения Соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба от 20.02.2017 №051-18-152 отсутствовали проектно-сметная документация и заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранных объектов в Нижегородской области; не предусмотрено пообъектное распределение субсидии в соглашении, заключенном между Министерством и ГБУ НО «Экология региона»; произведенные расходы не соответствуют объемам финансового обеспечения в разрезе объектов.
На Министерство возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения указанных нарушений в срок до 15.05.2018. О результатах исполнения представления следует проинформировать Управление до 22.05.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы» утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 790 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы» (далее - Постановление № 790) внесены изменения в указанную государственную программу в части дополнения ее Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов, в области обращения с отходами и ликвидацией наколенного экологического ущерба (далее - Правила 790).
В 2016 году согласно закону Нижегородской области от 22.12.2015 № 196-3 «Об областном бюджете на 2016 год» Министерству в бюджете Нижегородской области на ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области (свалка промышленных отходов «Чёрная дыра», шламонакопитель «Белое море», полигон твёрдых бытовых отходов «Игумново») предусмотрено 211 282,894 тыс. рублей (в редакции закона Нижегородской области от 28.10.2016 № 138-3).
В 2016 году средства из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба бюджету Нижегородской области не выделялись.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы» бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятий направленных на обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и восстановлением нарушенных естественных экологических систем в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы в части приоритетного проекта «Чистая страна» предусматривалось предоставление субсидии из федерального бюджета в 2017 году в сумме 500 000 000 рублей на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 7 Правил между Правительством Нижегородской области и Министерством заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба от 20.02.2017 № 051 -08-152 (далее - Соглашение).
В Приложении № 1 к Соглашению приведен перечень мероприятий, в целях софинансирования которых, предоставляется Субсидия:
-ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области. Объект № 1. Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло»;
-ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области. Объект № 2. Ликвидация (консервация) шламонакопителя «Белое море» на территории завода «Капролактам»;
-ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области. Объект № 3. Ликвидация (рекультивация) полигона твердых бытовых отходов «Игумново».
В соответствии с пунктом 6 Правил отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий осуществляется на основе заявок субъектов Российской Федерации, представленных в Минприроды, в которых должна содержаться информация, позволяющая провести оценку таких заявок по критериям отбора природоохранных проектов.
В соответствии с пунктом 2 приложения к Постановлению № 790 «Критерии отбора проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба» одним из критериев отбора природоохранных проектов является «наличие утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации».
Данный критерий предусматривает наличие в составе заявки субъекта Российской Федерации на участие в отборе утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, копии приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а также заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранных проектов.
Как следует из материалов дела, в нарушение пункта 2 приложения к Постановлению № 790 на момент заключения Соглашения с Министерством проектно-сметная документация и заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранных объектов в Нижегородской области отсутствовали.
Данное нарушение не может быть вменено Министерству, поскольку заявка на получение субсидии подписана Губернатором Нижегородской области (т.1 л.д.26-28).
Между тем, учитывая, что оспариваемым представлением от Министерства требуется принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, а непосредственным получателем средств федерального бюджета на ликвидацию полигона свалки промышленных отходов «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море» является Министерство в бюджете Нижегородской области (в разделе VII названного Соглашения «Платежные реквизиты сторон» указан лицевой счет и код дохода Министерства; средства субсидии из федерального бюджета на 2017 год перечислены по заявкам Министерства на его лицевой счет), заявка на получение субсидии из федерального бюджета в адрес заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлялась именно Министерством (письмо от 01.02.2018 № 319-08-904), именно Министерству правомерно указано на необходимость принятия мер для недопущения подобных нарушений в будущем.
Согласно пункту 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в Нижегородской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2017 году 668 703 600 рублей.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета Нижегородской области в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2017 году 74,77% от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 настоящего Соглашения в 2017 году, но не более 500 000 000 рублей.
Уведомлением от 10.02.2017 № 051-32-071-8 Минприроды для Министерства предусмотрело предоставление межбюджетного трансферта по коду бюджетной классификации 051 «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации» 06 «Охрана окружающей среды» 05 «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» целевой статье 12П0155070 «Субсидия на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидацией накопленного экологического ущерба» вид расхода 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности» в сумме 500 000 000 рублей.
В целях соблюдения уровня софинансирования Законом Нижегородской области от 23.12.2016 № 178-3 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы» в 2017 году на финансирование мероприятий подпрограммы 3 «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений» предусмотрены ассигнования на финансовое обеспечение расходных обязательств по ликвидации (рекультивации) свалок «Чёрная дыра», «Белое море», «Игумново» в сумме 168 703 600 рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.04.2016 № 396-р «Об определении заказчика выполнения работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области» заказчиком определено подведомственное Министерству государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Экология региона» (ГБУ НО «Экология региона»).
Между Министерством и ГБУ НО «Экология региона» в 2017 году заключено Соглашение от 18.04.2017 № 4 «О предоставлении в 2017 году целевой субсидии на ликвидацию накопленного экологического ущерба государственному бюджетному учреждению Нижегородской области «Экология региона» (далее - Соглашение № 4).
Согласно пункту 2.1 Соглашения № 4 общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Нижегородской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется Субсидия, составляет в 2017 году 668 703 600 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения № 4 пообъектное распределение Субсидии на ликвидацию накопленного экологического ущерба в 2017 году, предусмотрено в Приложении № 1.
Между тем, в нарушение пункта 1.1 Соглашения № 4 Министерство не предусмотрело пообъектное распределение Субсидии для ГБУ НО «Экология региона».
В Приложении № 1 к Соглашению от 20.02.2017 № 051-08-152, заключенному между Минприроды и Правительством Нижегородской области установлено пообъектное распределение объемов финансового обеспечения на реализацию мероприятий в следующих размерах:
-Объект № 1 «Чёрная дыра» - 352 139 300 рублей, в том числе из федерального бюджета 263 300 300 рублей;
-Объект № 2 «Белое море» - 121 570 300 рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 90 900 000 рублей;
-Объект № 3 «Игумново» - 194 994 000 рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 145 800 000 рублей.
Однако, в соответствии с приложением № 3 «График перечисления Субсидии» Соглашения № 4 Министерство перечислило Субсидию в 2017 году на лицевой счет ГБУ НО «Экология региона» № 21080020330 без разбивки по объектам.
Действительно, как таковое данное обстоятельство не является нарушением бюджетного законодательства, но оно влечёт нецелевое использование бюджетных средств, что и было установлено в ходе проверки.
Как уже было указано выше, учитывая, что оспариваемым представлением от Министерства требуется принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, а Министерство являлось одной из сторон Соглашения, ему правомерно указано на необходимость принятия мер для предотвращения фактов нецелевого использования бюджетных средств.
По результатам плановой выездной проверки в ГБУ НО «Экология региона», проведенной Управлением в период с 27.02.2018 по 28.03.2018, установлено, что фактически в 2017 году произведено расходов по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области на сумму 668 703 600 рублей, в том числе: Объект № 1 «Чёрная дыра» на сумму 446 294 538 рублей 39 копеек; Объект № 2 «Белое море» на сумму 63 089 172 рубля 07 копеек; Объект № 3 «Игумново» на сумму 159 319 889 рублей 54 копейки.
Таким образом, в нарушение Приложения № 1 к Соглашению произведенные Нижегородской областью в 2017 году расходы за счет средств Субсидии не соответствуют объемам финансового обеспечения, предусмотренных Соглашением от 20.02.2017 № 051-08-152 в разрезе объектов, что явилось результатом отсутствия пообъектной разбивки выделенных средств в Соглашении № 4, заключенного между Министерством и ГБУ НО «Экология региона».
Действительно, Министерство фактически не допускало нецелевого использования бюджетных средств, поскольку указанные средства использовались ГБУ НО «Экология региона», вместе с тем, именно недоведение Министерством до ГБУ НО «Экология региона» пообъектной разбивки выделенных средств послужило причиной нецелевого использования.
Доводы Министерства о неисполнимости оспариваемого представления также обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку представление Управления соответствует требованиям бюджетного законодательства, содержит информацию о выявленных нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений. Оспариваемое представление, по сути, носит профилактический характер и направлено на предупреждение подобных нарушений впредь.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что оспариваемое представление является законным и обоснованным и не нарушающим прав Министерства. Следовательно, суд правомерно отказал Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.07.2018 по делу № А43-17688/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина