ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-22907/20 от 01.12.2021 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-22907/2020

02 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Голубевой О.Н. ,

судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г. ,

при участии представителей

от общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания»:

Родиной М.В. (доверенность от 11.01.2021),

от некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области»:

Антиповой Т.В. (доверенность от 30.12.2020 № 03/1-07/209/20),

от Государственной жилищной инспекции Нижегородской области:

Рубинской И.А. (доверенность от 11.01.2021 № 515-1974/2021),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –

общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.04.2021,

принятое судьей Щукиным С.Ю., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021,

принятое судьями Москвичевой Т.В., Кастальской М.Н., Сарри Д.В.,

по делу № А43-22907/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (ИНН: 5250046906, ОГРН: 1095250001582)

о признании недействительными решений комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области от 19.06.2020 № 72 – 74 об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта,

заинтересованные лица, –

некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области»

(ИНН: 5260986962, ОГРН: 1145200000428),

администрация Кстовского муниципального района

(ИНН: 5250000838, ОГРН: 1025201992287),

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, –

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области,

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решений комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области (далее – Комиссия) от 19.06.2020 № 72 – 74  об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:

-город Кстово, проспект Победы, дом 1а,

-город Кстово, улица 40 лет Октября, 14а,

-город Кстово, проспект Рачкова, дом 18а.

Кроме того, Общество просило включить указанные дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области на 2021 год.

Требования основаны на статьях 167, 168 и 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, на Порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2016 № 134. Требования мотивированы тем, что данные решения нарушают права и законные интересы Общества, а также жителей спорных МКД.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (далее – Фонд) и администрация Кстовского муниципального района (далее – Администрация). В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее – Инспекция), министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (далее – Министерство).

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.04.2021, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу о законности решений Комиссии.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, необходимость проведения капитального ремонта доказана (неудовлетворительное состояние фасадов); заинтересованные лица не доказали факт отсутствия у регионального оператора необходимого финансирования (к расшифровке не приложены первичные документы, по которым произведены расчеты; расшифровка представлена на 01.06.2020 года и является предварительной, без учета собираемости средств). Кассатор указал, что Фонд неправомерно бездействует в вопросе взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт; суды не исследовали возможность обращения Фонда за государственной поддержкой (Общество за такой субсидией не имеет права обращаться); не учли факт наличия угрозы жизни и здоровью жителей спорных МКД. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Фонд и Инспекция в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества – без удовлетворения.

Администрация и Министерство отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание окружного суда не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.

Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество является управляющего организацией МКД, расположенных в городе Кстово: проспект Победы, дом 1а; улица 40 лет Октября, 14а; проспект Рачкова, дом 18а.

Указанные МКД включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 № 208, со следующими периодами выполнения работ: проспект Победы, дом 1а – 2035 – 2037 годы; улица 40 лет Октября, 14а и проспект Рачкова, дом 18а – 2026 – 2028 годы.

В соответствии с протоколами общих собраний жителей от 21.04.2020, от 28.02.2020, от 13.03.2020 приняты решения о переносе срока проведения работ по утеплению фасадов домов на 2021 год. Общество обратилось в Администрацию с заявлениями от 02.03.2020 № 475, от 16.03.2020 № 751, от 21.04.2020 № 752 о переносе сроков проведения капитального ремонта.

Администрация в письме от 15.07.2020 направила заявителю протоколы заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в спорных МКД от 19.06.2020 № 72 – 74, согласно которым комиссия приняла решения об отказе в переносе проведения капитального ремонта общего имущества (утепление фасада) в спорных МКД в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, в связи с отсутствием финансовой возможности.

Общество, посчитав данные решения незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и  заслушав представителей заявителя, Фонда и Инспекции, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.

В силу статьи 168 (частей 1, 3, 6 и 7) Жилищного кодекса Российской Федерации, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

На основании статьи 170 (части 3) Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Отдельные вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, порядок подготовки и утверждения региональной программы и требования к этой программе регулируются Законом Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области».

На основании статьи 4 (пунктов 17.2 и 17.4 части 1) данного закона, к полномочиям Правительства Нижегородской области в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится установление порядка принятия решения о внесении изменений в программу Нижегородской области по капитальному ремонту, порядка установления необходимости проведения капитального ремонта.

 Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержден постановлением Правительства Нижегородской областиот 15.03.2016 № 134 (далее – Порядок № 134).

В данном Порядке № 134 определяется процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, для целей формирования и актуализации региональной программы, а также краткосрочных (до 3 лет) планов реализации региональной программы, и в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, для случаев принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние (поздние) сроки по отношению к тем срокам, которые установлены региональной программой (пункт 2).

В силу пункта 4 Порядка № 134 установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, осуществляется комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области (далее – Комиссия), создаваемой Фондом по инициативе, в т.ч. лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.

В целях установления необходимости проведения капитального ремонта региональный оператор в течение 7 календарных дней со дня регистрации заявления формирует комиссию и передает в комиссию поступившее заявление с приложенными документами. Комиссия является коллегиальным органом и состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и членов комиссии.

Председателем комиссии является министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, заместителями председателя комиссии являются заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, курирующий вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и генеральный директор регионального оператора. В состав комиссии включаются представители регионального оператора, министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, органа местного самоуправления, на территории которого находится многоквартирный дом, государственной жилищной инспекции Нижегородской области, организации, осуществляющей управление многоквартирным домом или оказывающей услуги и (или) выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

К работе комиссии при необходимости привлекаются представители органов муниципального жилищного контроля, органа, осуществляющего государственный технический учет жилищного фонда, органа архитектуры и градостроительства, экспертных организаций, уполномоченный представитель собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных органов или организаций, имеющих отношение к решаемому на комиссии вопросу (пункты 6 и 7 Порядка № 134).

На основании пунктов 12 и 12.1 Порядка № 134 установление необходимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома осуществляется путем рассмотрения представленных документов на заседаниях комиссии, а также путем визуального осмотра общего имущества в многоквартирном доме при проведении выездной проверки (при необходимости).

Для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, информация о сформированном фонде капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, в том числе в разрезе муниципального района, городского округа Нижегородской области, на территории которого расположен многоквартирный дом, содержащая заключение о достаточности финансовых средств фонда капитального ремонта для финансирования капитального ремонта, предоставляется региональным оператором в комиссию в случае формирования фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома на счете, счетах регионального оператора.

При этом постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2021 № 38 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 15 марта 2016 г. № 134» (то есть уже после принятия оспариваемых решений Комиссии) пункт 12.1 дополнен следующим. Под достаточностью средств фонда капитального ремонта понимается:

-в отношении многоквартирного дома – размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет более чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов;

-в отношении муниципального района, городского или муниципального округа Нижегородской области – размер средств, необходимых для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в более ранний срок, не превышающий разницу между прогнозируемым объемом поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году и последующих годах, с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде, и объемом средств, запланированных на проведение капитального ремонта в текущем году и последующих годах, включая год, на который планируется перенос срока проведения капитального ремонта.

В силу пункта 14 Порядка № 134, Комиссия в течение 30 календарных дней с даты регистрации заявления региональным оператором рассматривает его и принимает одно из решений, предусмотренных в пунктах 14.1 – 14.9 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений Комиссии).

В частности, Комиссия вправе принять решение о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта.

Данные решения принимаются исходя из следующих факторов:

1) достижения физического износа общего имущества установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивающих безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц;

2) имеющейся опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома;

3) наличия финансовой возможности (объем фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов собственников помещений в многоквартирном доме, объем государственной поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах).

Согласно пунктам 15, 16, 17 и 19 Порядка № 134 решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на ее заседании членов, оформляется секретарем комиссии в виде протокола, который подписывается председателем (заместителями председателя в его отсутствие) и присутствующими на заседании членами комиссии. Протокол не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем подписания, направляется в адрес заявителя, министерства и органа местного самоуправления, на территории которого расположен МКД, в отношении которого приняты решения, предусмотренные подпунктами 14.1 и 14.5 пункта 14 Порядка. Решения комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 20.04.2018 № 280, внесение изменений в региональную программу осуществляется в том числе, в случае изменения срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом изменение срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется, среди прочего, в связи с переносом установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний период в случаях, если была установлена необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем установлено региональной программой, в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта (пункты 2.1 и 2.6 Порядка № 134).

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые заявителем решения Комиссии являются законными и обоснованными и оснований для признания их недействительными не имеется.

Суды верно исходили из того, что исходя из пункта 12 Порядка № 134, у Комиссии, с учетом заключения об отсутствии финансовой возможности не имелось правовых оснований для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта.

Вывод об отсутствии финансовой возможности основан на соответствующем заключении, предоставленным региональным оператором в Комиссию вместе с заявлением. Кроме того, данный вывод был обоснован Фондом в судебном разбирательстве соответствующим справочным расчетом, обоснованность которого заявителем не была опровергнута. Необходимость учета финансовой возможности следует как из принципа необходимости обеспечения финансовой устойчивости регионального оператора, так и из необходимости надлежащего исполнения тех обязательств, которые вытекают из уже запланированных работ по капитальному ремонту МКД, главным образом, непосредственно в муниципальном районе.

Ссылки на бездействие Фонда в вопросе взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт обоснованно не приняты во внимание судами двух инстанций, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности действий Комиссии.

Вопреки позиции заявителя, суды, оценив представленные доказательства, не установили наличие угрозы жизни и здоровью граждан. В любом случае, необходимым для принятия решения о переносе сроков капитального ремонта является наличие соответствующей финансовой возможности. Принятие же решения в отсутствие такой возможности нарушает права жителей таких МКД, капитальный ремонт которых на основании объективных критериев формирования региональной программы и ее ежегодной актуализации признан наиболее приоритетным, чем спорных МКД.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на заявителя. С учетом разъяснений, данных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу № А43-22907/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, уплаченную им по платежному поручению от 14.09.2021 № 656.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Н. Голубева

Судьи

М.Н. Каманова

Е.Г. Кислицын