ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-24178/2021 от 13.04.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-24178/2021

20 апреля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю. ,

судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш. ,

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 31-2022),

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 13.09.2021 № ЛШ/19794/21),

от третьего лица: ФИО3 (доверенность от 17.02.2022),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2021 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021

по делу № А43-24178/2021

по заявлению акционерного общества «Волго-Вятская пригородная пассажирская

компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной

антимонопольной службы по Нижегородской области,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –  

индивидуальный предприниматель ФИО4,

и   у с т а н о в и л :

акционерное общество «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление) от 28.04.2021 № 052/01/18.1-1125/2021.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – Предприниматель).

Решением суда от 12.10.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 решение суда оставлено без изменения.

Управление частично не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, Общество неправомерно установило такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как «Наличие опыта оказания услуг по уборке железнодорожного подвижного состава в 2018 – 2020 годах», нарушив основополагающие принципы Закона № 223-ФЗ  – равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Это создало барьер для участия в закупке иных организаций, имеющих опыт выполнения аналогичных работ на иных объектах. Оснований для отмены оспариваемых решения и предписания не имелось.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Представитель Предпринимателя в судебном заседании изложил позицию по жалобе.

Законность обжалуемой части принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.04.2021 Обществом в информационной системе и на сайте оператора электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора возмездного оказания услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава (далее – конкурс). Участниками конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Закупка проводилась в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Общества, утвержденным Советом директоров Общества 28.09.2018 (далее – Положение).

В  разделе 20 Положения установлены обязательные требования к участникам закупки.  Иные единые требования,  в том числе квалификационные, устанавливаются   в зависимости от технических, технологических, функциональных характеристик товаров (работ, услуг),  требований, предъявляемых к их безопасности  и (или) иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки  требованиям, предъявляемым законодательством и заказчиком к  исполнителям.

К таким требованиям относится  наличие:  у участника  финансовых ресурсов для исполнения договора;  на законном основании оборудования и (или) других материально-технических ресурсов для исполнения договора; опыта осуществления поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) по предмету закупки; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора; деловая репутация.

В утвержденной Обществом конкурсной документации  установлены требования к участникам конкурса, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Предприниматель обратился в Управление с жалобой на действия Общества при организации и проведении конкурса, полагая, что установленные в конкурсной документации требования противоречат Закону № 223-ФЗ, ограничивают возможное участие участников закупки.

По результатам рассмотрения жалобы Управление приняло решение  от 28.04.2021 № 052/01/18.1-1125/2021, которым признало Общество нарушившим часть 1 статьи 3                    Закона № 223-ФЗ.

Обществу выдано предписание от 28.04.2021 № 052/01/18.1-1125/2021, обязывающее отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; внести изменения в конкурсную документацию и извещение об осуществлении закупки с учетом выводов комиссии, изложенных в решении по делу, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе с учетом требований действующего законодательства.

Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ           «О защите конкуренции», Закона № 223-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводам о незаконности  решения и предписания и удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты – недействительными, если они не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания из результатов регламентированы положениями Закона № 223-ФЗ.

Целями регулирования данного закона являются: обеспечение единства экономического пространства;  создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), с необходимыми показателями цены, качества и надежности;  эффективное использование денежных средств;  расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;  развитие добросовестной конкуренции;  обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1).

Достижение этих целей обеспечивается принципами, которыми заказчики обязаны руководствоваться при осуществлении закупки товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Основным документом,  регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, включая способы закупок   и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником  закупки может быть любое юридическое лицо,  независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель,  которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке, в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что  для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 данного закона. В частности, в документации должны быть указаны требования к участникам закупки;  описание предмета закупки;  критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, в пункте 32 Обзора судебной практики № 3(2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, указано следующее.

Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона № 223-ФЗ,  направленного  в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах (работах, услугах) с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Суды установили, материалами дела подтверждено, что конкурс Общество проводило в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке, которым определено  право заказчика устанавливать к участникам закупок дополнительные требования, в том числе квалификационные.

Предметом спорной закупки являлось оказание услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, которые имеют специфические особенности по сравнению с уборкой помещений и при выполнении которых должны соблюдаться требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

В конкурсной документации установлены требования к участникам конкурса, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе для определения лучших условий исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 6.7.2 конкурсной документации  заказчик оценивает и сопоставляет заявки в соответствии со следующими критериями: цена договора (значимость критерия – 40 процентов, коэффициент значимости – 0,40), квалификация участника конкурса (значимость критерия – 40 процентов, коэффициент  значимости –  0,40),  наличие систем менеджмента качества (значимость критерия – 20 процентов, коэффициент значимости – 0,20).

В пункте 6.7.7 конкурсной документации установлено, что показателем при оценке заявок участников конкурса по критерию «квалификация участника конкурса» является наличие опыта оказания услуг по внутренней уборке транспортных средств и (или) помещений в 2018 – 2021 годах. Оценке подлежит представленная участником конкурса информация о стоимости услуг по внутренней уборке транспортных средств и (или) помещений, оказанных участником конкурса в 2018 – 2021 годах (при отсутствии в составе заявки указанных сведений данный показатель оценивается в 0 баллов).

Проанализировав нормы Закона № 223-ФЗ, Положение о закупках, сопоставив их с конкурсной документацией, суды пришли к выводу, что установление в документации о закупке указанного показателя по критерию  «квалификация участника конкурса»  основано на Положении о закупке, не противоречат принципам законодательства о закупках.

При этом суды исходили из того, что дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы, соотносится с предметом и  потребностями заказчика. Они направлены на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки с учетом ее предмета и специфики деятельности заказчика (организация перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с требованиями действующего законодательства). Установление требования к наличию опыта оказания услуг  направлено  на выбор победителя конкурса лиц, наиболее соответствующих потребностям заказчика,  в равной мере предъявляются ко всем участникам, имеющим намерение участвовать в закупке,  и не ставят кого-то в заведомо преимущественное положение.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о соблюдении Обществом требований Закона № 223-ФЗ, об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемых решения и предписания и удовлетворили заявленные требования.

Выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов суда и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Законность обжалуемых судебных актов в остальной части не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2021 и  постановление    Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу № А43-24178/2021     оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

Н.Н. Домрачева

Н.Ш. Радченкова