г. Владимир
21 февраля 2022 года Дело №А43-24658/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.02.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2021 по делу № А43-24658/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (ИНН <***>) о признании недействительным требования Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 03.06.2021 по ДТ №104115010/030621/0165165, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества «Лукойл-Черноморье».
В судебном заседании приняли участие представители Приволжской электронной таможни - ФИО1 на основании доверенности от 10.01.2022 № 01-06.31/00020;общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» - ФИО2 на основании доверенности от 01.01.2022 № 23; акционерного общества «Лукойл-Черноморье» - ФИО3 на основании доверенности от 08.12.2021 № 359-Д.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (далее – ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», Общество, декларант) 03.06.2021 через таможенного представителя - акционерное общество «Лукойл-Черноморье» (далее – АО «Лукойл-Черноморье», таможенный представитель) во исполнение договора от 12.10.2017 №NNOS170729, заключенного с компанией "ОВ&1 Rusland B.V." (Нидерланды), на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее - ПЭТ, таможенный орган, заявитель) подало декларацию на товары (далее –ДТ) №104115010/030621/0165165 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара - «Трубы бесшовные из некоррозионной углеродистой стали».
Производителем товаров является TMK-Artrom S.A. (Румыния) В соответствии с условиями заключенной сделки обязанность по предоставлению сертификата о происхождении товара возлагалась на компанию "CВ&I Rusland B.V." (Нидердланды).
В графах 15 и 16 ДТ указана страна отправления и происхождения товара - Румыния. В качестве подтверждения заявленной страны происхождения декларантом представлен сертификат от 17.12.2020 № L/314356 (далее - сертификат), выданный уполномоченным органом Федеративной Республики Германии.
В графе 33 декларации декларантом заявлен классификационный код товара 7304 59 9209 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Товар, классифицируемый в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 7304 59 9209, подпадает под действие Решения Комиссии Таможенного Союза от 22.06.2011 №702 «О мерах по защите экономических интересов производителей стальных труб в Таможенном союзе», тем самым в отношении товаров применяются меры защиты внутреннего рынка, установлена антидемпинговая пошлина в размере 37,8% от таможенной стоимости товаров.
По результатам проверки представленных декларантом документов ПЭТ 03.06.2021 приняла решение (требование) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара по ДТ №104115010/030621/0165165, которым предписала скорректировать графы 16, 34, 44, 47 указанной ДТ в части неподтверждения сведений о стране происхождения ввозимого товара, а также указать антидемпинговую пошлину и подтверждение ее уплаты.
Основанием для принятия указанного решения (требования) послужил вывод таможенного органа о неподтверждении декларантом происхождения задекларированного товара, поскольку представленный Обществом сертификат от 17.12.2020 № L/314356 невозможно использовать в качестве документа, подтверждающего происхождение товара (страна выдачи сертификата не является ни страной вывоза товара, ни страной происхождения товара).
Не согласившись с данным решением (требованием) таможенного органа, ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2021 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс), Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее - Правила № 49), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение (требование) ПЭТ не соответствует нормам действующего законодательства в области таможенного регулирования и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПЭТ обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Ссылаясь на статьи 31, 314 ТК ЕАЭС, и Правила №49 таможенный орган указывает, что сертификат о происхождении товара не может быть выдан страной, отличной от страны вывоза или страны происхождения товара.
Заявитель обращает внимание суда на то, что спорный сертификат выдан уполномоченным органом Германии, поэтому он не может быть рассмотрен в качестве документа о происхождении товаров, поскольку Германия не является ни страной вывоза товара, ни страной его происхождения.
По мнению таможенного органа ТПП Республики Германии, выдавший спорный непреференциальный сертификат не может выступать в качестве уполномоченного органа от имени Европейского союза, в силу отсутствия таких полномочий у данной организации.
ПЭТ считает, что поскольку страна выдачи сертификата (Германия) отлична от страны вывоза товара и страны происхождения товара (Румыния), происхождение товара считается неподтвержденным.
Заявитель указывает, что оспариваемое решение соответствует законодательству и не нарушает права Общества.
Подробно доводы таможенного органа приведены в апелляционной жалобе, дополнительном пояснении и поддержаны её представителями в судебном заседании.
ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» и АО«Лукойл-Черноморье» в отзывах на апелляционную жалобу, дополнениях, а также их представители в судебном заседании просят оставить жалобу без удовлетворения, решение суда считают законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В силу пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно пункту 2 Правил № 49 под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей Правил № 49 под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары: 1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; 2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 – 8 настоящих Правил (пункт 3 Правил № 49).
В соответствии с пунктом 29 Правил № 49, при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).
В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
В силу пункта 34 Правил № 49 сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара; 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам; 3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил; 4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил; 5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или)достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Таможенный контроль происхождения товаров осуществляется при ввозе товаров на таможенную территорию Союза в соответствии с ТК ЕАЭС.
Приложением к Правилам № 49 установлены требования к сертификату о происхождении товара (далее - Требования). В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 Требований сертификат о происхождении товара (далее – сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
В силу пункта 9 Требований к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения таможенным органом оспариваемого решения послужило указание в сертификате от 17.12.2020 №L/314356 в качестве страны выдачи сертификата Германии, страны происхождения и отправления товара - Румынии.
Согласно ТК ЕАЭС и Правилам № 49 под страной происхождения следует понимать не только страну (государство), но группу стран, либо таможенный союз стран. Европейский союз, как интеграционное образование группы стран (таможенного союза стран), является самостоятельным членом публичного права, на территории стран которого создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг.
Федеративная Республика Германия является государством членом Европейского союза (группа стран) и государством-членом таможенного союза Европейского союза (таможенный союз стран).
Товар, в отношении которого выдан сертификат о происхождении, был отгружен в направлении Российской Федерации с территории Румынии.
И Румыния, и Федеративная Республика Германия, являются государствами членами Европейского союза (группа стран) и государствами-членами таможенного союза Европейского союза (таможенный союз стран).
В силу подпункта 15 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе допускается указывать Европейский союз в качестве группы стран, из которой происходят декларируемые товары, если документы о происхождении товаров не содержат сведений о происхождении товаров из конкретной страны Европейского союза, а содержат сведения о происхождении товаров из Европейского союза (в качестве группы стран).
Сертификат о происхождении товаров от 17.12.2020 № L/314356 выдан от имени Европейского союза уполномоченным органом Федеративной Республики Германия. В графе 3 "Страна происхождения" такого сертификата указан "Европейский Союз Румыния".
В подтверждение того, что местом происхождения и отправки ввезенных Обществом товаров является Румыния, Обществом представлено также CMR 156820-07-0002Z-NRUCK 01 от 03.02.2021 и упаковочные листы к нему, ДТ, детализированный счет.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что Таможня в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара, не обращалась в компетентный орган страны, выдавшей сертификат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Таможня, в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ, не доказала соответствие оспариваемого решения действующему таможенному законодательству, и удовлетворил заявленное Обществом требование.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом доказательств, представленных в материалы дела.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ПЭТ по приведенным в ней доводам, не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таможня на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2021 по делу № А43-24658/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б. Белышкова
Судьи
А.М. Гущина
М.Н. Кастальская