г. Владимир
«17» ноября 2021 года Дело № А43-25191/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуакционерного общества «Судоходная компания «Волжское пароходство» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 по делу № А43–25191/2021, принятое по заявлению акционерного общества «Судоходная компания «Волжское пароходство» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым» от 16.07.2021 № 9930/1915-21.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Судоходная компания «Волжское пароходство» – ФИО1 по доверенности от 25.02.2021 № Д-УТА-25.02.21-Г/0016-2 сроком действия до 31.03.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым» – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым» (далее по тексту – Учреждение, административный орган) 26.05.2021 от дежурного Службы в г.Керчи ПУ ФСБ России по Республике Крым на пограничный сторожевой корабль «Сарыч» поступила информация, в соответствии с которой судно «ВФ Танкер-14» (флаг РФ, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, IMO 9645035) 26.05.2021 при следовании из порта Измит (Турция) в порт Волгоград (РФ), около 17:10 час. осуществило заход во временно опасный для плавания район в Азовском море (ПРИП №41 от 27.04.2021) в примерных географических координатах 44°44' северной широты (далее - СШ); 36°55' восточной долготы (далее - ВД).
Учреждение 07.06.2021 с целью реализации полученной информации осуществлено контрольно-проверочное мероприятие в Керченском проливе Азовского моря в точке с координатами: 45°28,3' СШ; 36°38,2' ВД в отношении судна «ВФ Тапкер-14», судовладелец акционерное общество «Судоходная компания «Волжское пароходство» (далее по тексту – Общество), в ходе которого установлено нарушение части 8 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон №4730-1)
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 06.07.2021.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 16.07.2021 уполномоченное должностное лицо Учреждения вынесло постановление №9930/1915-21 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 09.09.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленных требований
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Общество ссылается на нарушение и неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что в действиях капитана «ВФ Танкер-14» отсутствует вина, поскольку судно следовало по утвержденному рекомендованному маршруту №53, курс и маневры соответствовали правилам судоходства, обстановке, хорошей практике судовождения, и его иное маневрирование, направленное на обход временно опасного района, было небезопасно и могло привести к столкновению с расходящимися судами.
Считает необоснованным неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижении размера административного штрафа.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу, поступившем в суд после проведения судебного заседания, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 4 договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 год) разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.
В силу статьи 3 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10.12.1982) каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.
Согласно договору между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (Керчь, 24 декабря 2003 г.) Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними морскими водами Российской Федерации и Украины.
Статьей 9 Закона №4730-1 установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом «б» части 8 статьи 9 Закона №4730-1 российским суда, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещается (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения.
Согласно статье 15 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, дноуглубительные, взрывные и иные подводные работы, отбор образцов донного грунта, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность (пункт 1).
В запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается. Решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов принимает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям» (пункт 2).
Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов, а также правил для таких районов принимает федеральный орган исполнительной власти по обороне. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям» (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона №155-ФЗ границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Изменения, касающиеся таких районов, заблаговременно публикуются в «Извещениях мореплавателям» и объявляются по радио.
Пунктом 5 статьи 15 Закона №155-ФЗ установлено, что все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также все иные плавучие средства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.
Частью 16 статьи 9 Закона №4730-1 предусмотрено, что капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые передают данную информацию в пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
Оспариваемым постановлением от 16.07.2021 №9930/1915-21 Обществу вменяется нарушение части 8 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1, а именно: 26.05.2021 в 17:10 час. при следовании от Государственной границы Российской Федерации (в Черном море) до пункта пропуска через государственную границу РФ (порт Волгоград) в точке географическими координатами 45°45,4' СШ; 36°55,8' ВД судно под управлением капитана - гражданина РФ ФИО2, осуществило заход во временно опасный для плавания район (ПРИП Таганрог 41 карта 32121 от 27.04.2021 (НАВАРЕА 031 439/21 карта 32121)) и далее судно продолжило движение по данному району.
Как следует из материалов дела,26.05.2021 примерно с 04:00 час по 12:00 час. судно Общества встало на якорь в Керченском проливе в точке с координатами: 45°10,0' СШ; 36°31,5' ВД в целях ожидания лоцманской проводки через Керченский пролив в Азовского море. Около 14:30 час. судно после прохождения через Керченский пролив вошло в Азовское море и продолжило движение по заходу в порт Волгоград (РФ).
При следовании от Государственной границы Российской Федерации (в Черном море) до пункта пропуска через государственную границу РФ (порт Волгоград) в точке географическими координатами 45°45,4' СШ; 36°55,8' ВД 26.05.2021 в 17:10 час судно под управлением капитана - гражданина РФ ФИО2, осуществило заход во временно опасный для плавания район (ПРИП Таганрог 41 карта 32121 от 27.04.2021 (НАВАРЕА 031 439/21 карта 32121)) и далее судно продолжило движение по данному району.
Судно 26.05.2021 в 17:31 час. под управлением капитана ФИО2 в точке с географическими координатами 45°48,6' СШ; 36°57,6' ВД вышло из временно опасного для плавания района и продолжило движение в Азовском море по направлению по заходу в порт Волгоград (РФ).
Согласно данным из отделения (погз) в н.п. Багерово Службы в г. Керчи следует, что 26.05.2021 в 17:06 час. дежурный от РТП на мысе «Фонарь» Службы в г. Керчи вышел по УКВ связи на судно и потребовал изменить курс, в виду того, что судно «ВФ Танкер-14» следовало курсом 20 градусов по направлению во временно опасный для плавания район (ПРИП 41/21).
Однако, судно не изменив курс в 17:10 час. 26.05.2021 в точке с координатами: 45°45,4' СШ; 36°55,8' ВД вошло во временно опасный для плавания район (ПРИП 41/21) и продолжило движение по временно опасному району прежним курсом. Дежурный повторно вышел на судно и проинформировал, что судно вошло во временно опасный для плавания район (ПРИП 41/21). Вместе с тем судно продолжило движение по данному району и в 17:31 час. 26.05.2021 в точке с координатами: 45°48,6' СШ; 36°57,6' ВД покинуло временно опасный для плавания район.
Судом установлено, что в соответствии с Еженедельным бюллетенем навигационных предупреждений к вып. 20/21 «Извещений мореплавателям» (Район 03), информация о временно опасном для плавания районе в Азовском море (НАВАРЕА 031 439/21 карта 32121), была объявлена не позже 28 апреля 2021 года.
Из текста навигационного предупреждения ПРИП Таганрог 41 карта 32121 (НАВАРЕА 031 439/21 карта 32121) следует, что в Азовском море в связи с проведением учений ВМС, стрельб ракетных и артиллерийских с 08 часов 00 минут 01 мая по 20 часов 00 минут 31 мая 2021 года (время по UTC +3), ежедневно, кроме воскресений, установлен временно опасный район для плавания всех судов в координатах:
- точка №1. 45°48, 6' СШ; 36°55,7' ВД;
- точка №2. 45°48,6' СШ; 37°10' ВД;
- точка №3. 45°27' СШ; 37°10' ВД;
- точка №4. 45°32,4' СШ; 36°55,7' ВД.
Таким образом, навигационное предупреждение (ПРИП Таганрог 41 карта 32121 (НАВАРЕА 031 439/21 карта 32121), о временно опасном районе, было официально опубликовано (заблаговременно объявлено) и на момент совершения административного правонарушения (26 мая 2021 года) капитаном судна «ВФ Танкер-14» ФИО2, являлось действующим.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 26.05.2021 в 17:10 час. при следовании от Государственной границы Российской Федерации (в Черном море) до пункта пропуска через государственную границу РФ (порт Волгоград) в точке географическими координатами 45°45,4' СШ; 36°55,8' ВД судно общества под управлением капитана - гражданина РФ ФИО2, осуществило заход во временно опасный для плавания район (ПРИП Таганрог 41 карта 32121 от 27.04.2021 (НАВАРЕА 031 439/21 карта 32121)) и далее судно продолжило движение по данному району.
Судно 26.05.2021 в 17:31 час. под управлением капитана ФИО2 в точке с географическими координатами 45°48,6' СШ; 36°57,6' ВД вышло из временно опасного для плавания района и продолжило движение в Азовском море по направлению по заходу в порт Волгоград (РФ), тем самым Обществом допущено нарушение части 8 статьи 9 Закона №4730-1.
Факт допущенного Обществом нарушения подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 06.07.2021, выкопировкой из судового журнала №68 от 26.05.2021, рапортом от 27.05.2021, выпиской из рабочей тетради РТП «Мыс Фонарь».
Кроме того, факт захода судна во временно опасный для плавания район Обществом по существу не оспаривается.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статье 18.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом требований, в материалах дела не имеется.
Довод Общества о невозможности отклонения от маршрута следования, а также об отсутствии установленной линии разграничения государственных границ, судом правомерно отклонен как необоснованный в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе от 20.03.20212 обеспечение безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе осуществляется в соответствии с законодательством государств Сторон и настоящим Соглашением.
В рассматриваемом случае в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлен временно опасный район для плавания всех судов в Азовском море, информация о котором заблаговременно опубликована, в связи с чем, судно общества, находящееся под юрисдикцией государства флага регистрации - Российской Федерации, при движении по маршруту следования обязано было установленные ограничения соблюдать.
Как следует из материалов дела, навигационное предупреждение ПРИП Таганрог 41 карта 32121 (НАВАРЕА 031 439/21 карта 32121) об установлении временно опасного района для плавания судов было опубликовано заблаговременно, в связи с чем, сведениями о координатах установленного района общество располагало, в связи с чем, общество имело реальную возможность не допустить совершения административного правонарушения, изменить маршрут.
При этом, согласно письму ФГБУ «АМП Азовского моря» от 12.07.2021 №491/24, несмотря на наличие действующего предупреждения,, в период с 26.05.2021 по 27.05.2021 от капитана судна информации о вынужденном заходе либо вынужденном не соблюдении порядка плавания и правил следования от государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через государственную границу не поступало.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.
Довод Общества об ответственности за допущенное нарушение капитана судна, правомерно отклонен судом как необоснованный.
Допущенные капитаном судна противоправные виновные действия не освобождают само Общество от административной ответственности, так как при осуществлении перехода из порта Измит (Турция) в порт Волгогорад (РФ) в целях торгового мореплавания капитан судна действовал от имени Общества, следовательно, Общество несет ответственность за действия капитана судна при исполнении должностных обязанностей.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности, поскольку обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения не свидетельствуют об их исключительности.
Одновременно в рассматриваемом случае суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 по делу № А43–25191/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества «Судоходная компания «Волжское пароходство» оставить без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Судоходная компания «Волжское пароходство» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 16.09.2021 № 80790.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи А.М. Гущина
М.Н. Кастальская