АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А43-25750/2013 |
17 сентября 2015 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В. ,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: ФИО1 (доверенность от 07.08.2015),
от общества с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания
«Саров Энерго Сервис»: ФИО2 (доверенность от 26.05.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2015,
принятое судьей Олисовым Р.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015,
принятое судьями Насоновой Н.А., Родиной Т.С., Тарасовой Т.И.,
по делу № А43-25750/2013
по иску администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания
«Саров Энерго Сервис»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
муниципальному бюджетному учреждению «Вознесенский районный Дом культуры»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
муниципальному бюджетному учреждению культуры
«Вознесенский центр народных ремесел»
(ИНН: <***>,ОГРН:<***>),
муниципальному бюджетному учреждению культуры
«Вознесенский историко-краеведческий музей»
(ИНН: <***>, ОГРН:<***>),
муниципальному бюджетному учреждению
«Вознесенская централизованная библиотечная система»
(ИНН: <***>,ОГРН: <***>),
Муниципальному бюджетному образовательному учреждению
«Детская музыкальная школа»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании сделок недействительными и применении последствий их
недействительности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, −
ФИО3,
и у с т а н о в и л :
администрация Вознесенского муниципального района Нижегородской области (далее − Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания «Саров Энерго Сервис» (далее − ООО «ЭСКО «Саров Энерго Сервис», Общество), муниципальному бюджетному учреждению «Вознесенский районный Дом культуры», муниципальному бюджетному учреждению культуры «Вознесенский центр народных ремесел», муниципальному учреждению культуры «Вознесенский историко-краеведческий музей», муниципальному бюджетному учреждению «Вознесенская централизованная библиотечная система», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Детская музыкальная школа» (далее – Муниципальные учреждения) о признании недействительными договоров энергетического обследования от 19.11.2012 № 141 − 145, договоров тепловизионного обследования от 04.12.2012 № 1 − 5 и о применении последствий их недействительности в виде обязания Муниципальных учреждений возвратить ООО «ЭСКО «Саров Энерго Сервис» документацию в течение одного месяца со дня уплаты Обществом Муниципальным учреждениям всех денежных средств в сумме 438 220 рублей, полученных по оспариваемым сделкам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3 (далее – ФИО3).
Решением суда от 13.02.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), нарушили статьи 170, 271 АПК РФ и не применили подлежащий применению пункт 14 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее − Закон № 94-ФЗ) и Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 (далее – Номенклатура). По его мнению, договоры энергетического и тепловизионного обследования являются ничтожными, поскольку заключены с нарушением процедуры, установленной Законом № 94-ФЗ (без проведения торгов и с превышением предельно допустимого размера расчетов наличными денежными средствами). Как указывает Администрация, предусмотренные спорными договорами услуги являются одноименными, поскольку относятся к одной группе услуг в соответствии с Номенклатурой. Кроме того, договоры энергетического и тепловизионного обследования являются составными частями одного договора – договора энергетического обследования и образуют единую сделку; тепловизионные обследования проводились в рамках энергетических обследований; энергетические паспорта, составленные по результатам энергетических обследований, содержат показатели, определяемые в результате тепловизионных обследований.
Подробно доводы Администрации приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ООО «ЭСКО «Саров Энерго Сервис» в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Муниципальные учреждения и ФИО3 отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 158 и 163 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 03.09.2015, в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.09.2015.
Определением от 03.09.2015 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 АПК РФ.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, Муниципальные учреждения (заказчики) и Общество (исполнитель) заключили договоры энергетического обследования от 19.11.2012 № 141 – 145, по условиям которых исполнитель обязался осуществить за плату энергетическое обследование (энергоаудит) зданий заказчиков и оформить для них энергетические паспорта.
Муниципальные учреждения (заказчики) и Общество (исполнитель) заключили договоры тепловизионного обследования от 04.12.2012 № 1 − 5, по условиям которых исполнитель обязался осуществить за плату тепловизионное обследование зданий заказчиков и оформить отчеты о результатах тепловизионного обследования.
Администрация (учредитель Муниципальных учреждений), посчитав, что договоры энергетического и тепловизионного обследованиязаключены с нарушением Закона № 94-ФЗ и являются ничтожными, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 168 ГК РФ, статьей 65 АПК РФ, статьями 1, 10, 55 Закона № 94-ФЗ, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования», Арбитражный суд Нижегородской области исходил из того, что заключенные между Муниципальными учреждениями и Обществом договоры тепловизионного обследования и договоры энергетического обследования (энергоаудита) являются самостоятельными договорами, в связи с чем могли быть заключены без проведения торгов, поскольку цена каждого договора не превышает 100 000 рублей.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
На основании статьи 168 ГК РФ ничтожной является сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима и не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1).
В пункте 1 части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ установлено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В пункте 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ предусмотрено исключение из общего правила, когда заказ может быть размещен у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а именно в случае осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке – 100 000 рублей (в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 № 8143-У); при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, для применения данного исключения заказчик должен убедиться в наличии двух условий: цена каждой сделки не должна превышать 100 000 рублей; общая сумма сделок с одноименными товарами (работами, услугами) в течение одного квартала не должна превышать 100 000 рублей.
Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с Номенклатурой (часть 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).
С учетом изложенного в круг фактических обстоятельств, подлежащих установлению при оспаривании сделок ввиду нарушения ими пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, входит проверка соблюдения заказчиком приведенных условий.
Отнесение товаров (работ, услуг) к одноименным осуществляется на основании Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273.
Суды, поддержав позицию ответчиков и сделав вывод о том, что предметом оспариваемых сделок является оказание разноименных услуг, не применили Номенклатуру, и не установили, что услуги энергетического и тепловизионного обследование относятся к разным группам Номенклатуры.
При таких обстоятельствах вывод судов о соответствии оспариваемых сделок требованиям пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ является преждевременным.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 № 2518/11, предусмотренная пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ оговорка направлена на пресечение искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных, сумма по каждому из которых не превышает предельного размера расчетов наличными деньгам.
Согласно части 7 статьи 2 Закона об энергосбережении под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
В силу части 2 статьи 15 Закона об энергетическом обследовании к основным целям энергетического обследования относятся: определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 № 182 утверждены требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, определены форма энергетического паспорта, формы обязательных разделов его содержания (далее – Требования).
В соответствии с Требованиями в энергетический паспорт должны быть включены: перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по форме согласно приложению № 21; сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по формам согласно приложениям № 22 − 23.
В силу пункта 2.3.6 договоров энергетического обследования исполнитель обязался представить заказчику энергетический паспорт, выполненный в соответствии с Законом об энергосбережении и Требованиями, а также отчеты о проделанной работе (в том числе отчет инструментального обследования, топливно-энергетический баланс, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности).
В пункте 2.3.6 договоров тепловизионного обследования установлена обязанность исполнителя представить заказчику отчет о результатах тепловизионного обследования.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили также из того, что Администрация в нарушение статьи 65 АПК РФ не представила доказательств того, что договоры тепловизионного обследования являются частью договоров энергетического обследования.
Вместе с тем представленные в материалы дела энергетические паспорта (тома дела 4 – 5) в Приложении № 21 содержат типовые мероприятия по энергосбережению, в том числе утепление оконных и дверных проемов, установка термоотражающей пленки за радиаторами отопления, замена деревянных окон пластиковыми.
В седьмом разделе отчетов о результатах энергетического обследования (тома дела 6 – 9), послуживших основанием для составления указанных паспортов, выводы о необходимости проведения типовых мероприятий сделаны по результатам тепловизионного обследования оконных и дверных проемов, мест расположения радиаторов отопления, сведения о котором, в свою очередь, приведены в приложении № 1 отчетов о результатах энергетического обследования.
Суды не дали оценки данным доказательствам на предмет искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных сделок.
С учетом изложенного принятые судебные акты подлежат отмене, а дело − направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлено.
Вопрос распределения судебных расходов не рассматривался.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу № А43-25750/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | И.В. Чижов | |
Судьи | О.Е. Бердников О.А. Шемякина |