ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-26360/2021 от 13.07.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«18» июля 2022 года Дело № А43-26360/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2022.

Постановление в полном объеме изготовлено 18.07.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11. 2021 года по делу № А43-26360/2021, принятое по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, формализованное в письме от 14.05.2021 №у4-5192/06-04; о признании незаконным бездействия Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу.

В судебном заседании принял участие представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу – ФИО1 по доверенности от 18.05.2022 № 24 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (далее по тексту – Управление) в рамках уголовного дела, возбужденного по пункту «б» части 6 статьи 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, направило Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Росалкогольрегулирование) уведомление о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования от 13.01.2021 № 42.

Письмом от 18.01.2021 №у4-262/06-04 Росалкогольрегулирование сообщило, что уведомление от 13.01.2021 о готовности к передаче основного технологического оборудования не подлежит исполнению ввиду отсутствия установленного в ходе производства обыска факта использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обнаруженного основного технологического оборудования.

Письмом от 16.04.2021 Управление обратилось в адрес Росалкогольрегулирования и просило повторно рассмотреть вопрос о принятии на хранение основного технологического оборудования, изъятого в ходе производства обыска в помещении расположенном по адресу: <...> литер Ч.

Письмом от 14.05.2021 №у4-5192/06-04 Росалкогольрегулирование сообщило, что поскольку в ходе производства обыска не установлен факт использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обнаруженного основного технологического оборудования, то возможность организации хранения основного технологического оборудования, не изъятого по основаниям, предусмотренным статьей 25 Закона №171-ФЗ, отсутствует.

Управление не согласилось с данным решением и бездействием Росалкогольрегулирования и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.

Решением от 17.11.2021 заявленное требование удовлетворено.

Росалкогольрегулирование в апелляционной жалобе ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, оспариваемое решение, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Управления, поскольку в ходе производства обыска не установлен факт использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выявленного основного технологического оборудования. Считает, что возможность организации хранения основного технологического оборудования, не изъятого по основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона № 171-ФЗ, в том числе организации его временного хранения, отсутствует.

Также указывает, что судом при рассмотрении настоящего дела нарушены нормы процессуального права в части подсудности дела арбитражным судам, поскольку Управление не является коммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Представитель Росалкогольрегулирования в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Закона №171 -ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно: обнаружено в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; не принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и находится на территориях складских, производственных помещений организации;

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, в случае, если: такое оборудование не зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; такое оборудование не законсервировано или не расконсервировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Пунктом 3 статьи 25 Закона №171 -ФЗ установлено, что изъятое основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, указанные в подпунктах 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, подлежат демонтажу, вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 утверждены Правила демонтажа, вывоза и хранения вне места изъятия изъятого основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанного в подпунктах 5 и 7 пункта 1 статьи 25 Закона № 171 (далее - Правила №1027).

Согласно пункту 2 Правил демонтаж, вывоз и хранение вне места изъятия основного технологического оборудования осуществляются акционерным обществом «Росспиртпром» (далее - организация).

Пунктом 3 Правил №1027 предусмотрено, что уполномоченный орган или должностное лицо, по решению которых производится изъятие основного технологического оборудования в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - уполномоченный орган), в целях точного описания изымаемого основного технологического оборудования имеют право сообщить в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения основного технологического оборудования (далее - территориальный орган), о необходимости участия специалистов из числа работников территориального органа в составлении документа об изъятии основного технологического оборудования (протокол, постановление или иной документ).

В случае поступления запроса о необходимости участия в составлении документа об изъятии основного технологического оборудования территориальный орган направляет специалиста для оказания методической помощи в составлении указанного документа в срок, согласованный с уполномоченным органом, от которого такой запрос поступил.

При принятии решения об изъятии основного технологического оборудования уполномоченный орган руководствуется терминами и формулировками, указанными в перечне видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденном Правительством Российской Федерации (далее - перечень), кроме того, в документе об изъятии основного технологического оборудования подлежат указанию признаки, позволяющие идентифицировать изымаемое основное технологическое оборудование.

В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня изъятия основного технологического оборудования, уполномоченный орган направляет в территориальный орган уведомление о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение, в котором описывается основное технологическое оборудование в соответствии с документом о его изъятии, а также указывается местонахождение, количество (объем) основного технологического оборудования, наименование уполномоченного органа, адрес его местонахождения, адрес электронной почты и данные для оперативной связи (телефон, факс, телекс, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица), с приложением заверенной уполномоченным органом копии документа об изъятии основного технологического оборудования.

При указании в уведомлении оборудования (его части), не соответствующего терминам и формулировкам, указанным в перечне, а также в случае несоответствия описания основного технологического оборудования содержанию документа о его изъятии территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого уведомления сообщает уполномоченному органу о невозможности приема изъятого основного технологического оборудования (его части) (за исключением случаев, когда при составлении документа об изъятии основного технологического оборудования (его части) присутствовал специалист территориального органа).

В соответствии с пунктом 4 Правил №1027 территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа уведомления о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, электронная почта) заявку о демонтаже, вывозе и приеме на хранение основного технологического оборудования, в которой в том числе указывается информация, содержащаяся в уведомлении о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение, одновременно направляет на бумажном носителе эту заявку и копию указанного уведомления, после чего информирует уполномоченный орган об организации (наименование, почтовый адрес, телефон, факс).

В случае, указанном в абзаце пятом пункта 3 настоящих Правил, заявка о демонтаже, вывозе и приеме на хранение основного технологического оборудования направляется территориальным органом организации только в отношении основного технологического оборудования (его части), которое указано в уведомлении, соответствует терминам и формулировкам, указанным в перечне, и описание которого соответствует содержанию документа о его изъятии.

В части 1 статьи 82 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

При этом в подпункте 7 части 2 статьи 82 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что вещественные доказательства в виде изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, используемых для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, после проведения необходимых исследований передаются для уничтожения, утилизации или реализации по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса, либо передаются на хранение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 12.01.2021 на основании постановления от 12.01.2021 СО ОМВД России по Кстовскому району по адресу: <...> литер Ч, при участии представителя Управления Росалкогольрегулирования, произведен обыск в складском помещении, о чем составлен соответствующий протокол.

На момент осмотра в помещении ангара установлено наличие, в том числе, 2 линии розлива. Линия №1 состоит из фасовочной машины линейного тина с 8-ю наливными кранами, выполнена на металлической станине, в верхней части имеется продуктовый металлический резервуар серебристого цвета, от которого отходят шланги к наливным кранам. В нижней части имеется насос синего цвета и вакуумный насос синего цвета, вторая часть состоит из этикетировочной машины линейного типа, выполненная на станине синего цвета с участком пластинчатого транспортера с электроприводом. На машине установлены 3 аппликатора, имеет блок управления, прижимное устройство ленточного типа с возможностью ручной регулировки но высоте бутылки. Укупорочная машина: пневматического действия (смонтирована па станине серого цвета с пневмоцилиндром и 1 укупорочной головкой, к пневмоцилиндру подходят воздушные полимерные шланги от компрессора).

Линия №2 состоит из фасовочной машины карусельного типа с 40 наливными кранами «KRONES» model 10 1997, серийный номер 1283 в количестве 1 шт. Этикетировочная машина карусельного типа с 2 аппликаторами и 12-ю поворотными столами, без условных обозначений. Укупорочная машина пневмотического действия (смонтирована на станине синего цвета с пневмоцилиндром и 1 укупорочной головкой).

Также в ангаре имеется часть комплектной установки для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции, состоящей из: 1) пластикового транспортера с электроприводом и накопительным столом (состоит из нескольких участков). Условно относится к линии №2) пластинчатый транспортер с электроприводом и накопительным столом (условно относится к линии №1) 3) компрессор с ресивером синего цвета «RHMEZA» (условно относится к липни №1); 4) электрический насос в корпусе синего цвета «Pedrollo №GAlb»; 5) фильтры механической очитки в пластиковом корпусе в количестве 3 штук. Около входа (слева), за емкостями находится оборудование для исправления и умягчения воды, состоящая: 1) фильтры насыпного типа в пластиком корпусе синего цвета 2 шт., 2) фильтры насыпного типа в пластиком корпусе серо-зеленого цвета 1 шт., 3) бак для соли (материал пластик серого цвета); 4) установка обратного осмоса с мембранами в корпусе белого цвета.

В соответствии с приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 №405 «Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» комплектные установки для производства этилового спирта и ликероводочных изделий; машины (автоматы): а) фасовочные (разливочные), б) укупорочные, в) этикетировочные; оборудование для исправления и умягчения воды; емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены к видам основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, обнаруженное в ходе обыска 12.01.2021 оборудование относится к основному технологическому оборудованию для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции, что не оспаривалось в ходе обыска и изъятия представителем Росалкогольрегулирования, подписавшим протокол без замечаний и возражений.

Следовательно, в силу установленных требований подпункта 5 пункта 1 статьи 25, пункта 3 статьи 25 Закона №171 -ФЗ обнаруженное оборудование подлежит демонтажу, вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027.

В связи с чем, по получению направленного в соответствии с пунктом 3 Правил №1027 уведомления о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования на хранение у Росалкогольрегулирования возникла предусмотренная указанными Правилами обязанность по организации его хранения. Основания для отказа территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка организации хранения, изъятого в порядке статьи 25 Закона №171-ФЗ оборудования, не предусмотрены Правилами №1027.

Довод Управления Росалкогольрегулирования о том, что в ходе производства обыска не установлен факт использования для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выявленного основного технологического оборудования, судом правомерно отклонен как противоречащий материалам дела.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в организации хранения оборудования, формализованное в письме от 14.05.2021 №у4-5192/06-04, а также бездействие Росалкогольрегулирования, связанное с ненаправлением в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о готовности к передаче изъятого основного технологического оборудования (исх.№42 от 13.01.2021) в АО «Росспирт» заявки о демонтаже, вызове и приеме на хранение основного технологического оборудования, не соответствуют требованиям статьи 25 Закона №171 -ФЗ, Правил №1027, а также повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что подтверждается представленной справкой о стоимости затрат на транспортировку изъятых в ходе обыска 12.01.2021 вещественных доказательств.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение является необоснованным, несоответствующим нормам права и нарушающим права Управления.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2021 года по делу № А43-26360/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Москвичева

Судьи

М.Б. Белышкова

М.Н. Кастальская