ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-26534/2012
09 июня 2014 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Никитиной Т.Ю. (доверенность от 20.01.2014),
от заинтересованного лица: Бариновой Н.В. (доверенность от 09.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2013,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу № А43-26534/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьева Дмитрия Владимировича (ИНН: 524830992877; ОГРН: 311524808100026)
о признании незаконным отказа администрации города Нижнего Новгорода в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции,
третье лицо – муниципальное казенное учреждение «Городской центр градостроительства и архитектуры,
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Соловьев Дмитрий Владимирович (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Нижнего Новгорода (далее – Администрация) в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (настенное панно размером 12 на 3 метра) по адресу: город Нижний Новгород, улица Коминтерна, дом 47 а, и об обязании Администрации выдать разрешение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Рекламная служба города Нижнего Новгорода» (в настоящее время – муниципальное казенное учреждение «Городской центр градостроительства и архитектуры» (далее – Учреждение).
Решением суда от 06.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 указанное решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили часть 5 статьи 19, часть 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон №с 38-ФЗ), неправильно применили Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденные Думой Нижнего Новгорода от 21.06.2006 № 46 (далее – Правила). Суды не учли, что Администрация отказала в приеме заявления, которое было подано с нарушением Правил (не представлены все документы), а не в выдаче разрешения. Лицо, обратившееся с заявлением о выдаче разрешения, имеет возможность устранить выявленные на стадии приема заявления нарушения и вновь обратиться в уполномоченный орган. У судов не имелось оснований для удовлетворения требований Предпринимателя.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании не согласился с доводами жалобы.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 26.07.2012 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (настенное панно размером 12 на 3 метра) на принадлежащем закрытому акционерному обществу «АвиаТехМас» (далее – Общество) ограждении по адресу: город Нижний Новгород, улица Коминтерна, дом 47а. К заявлению Предприниматель приложил пакет документов.
Администрация со ссылкой на часть 11 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ и пункт 3.2.1.2 Правил отказала в приеме заявления в связи с отсутствием письменного согласия собственника недвижимого имущества, на котором предполагается разместить рекламную продукцию (уведомление от 22.08.2012 № 12-01-21-7019).
Предприниматель посчитал, что действия Администрации по возврату заявления являются отказом в выдаче разрешения, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 6, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), статьей 19 Федерального закона № 38-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), Уставом города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91 (далее – Устав), пунктами 1.1, 1.2 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21.06.2011 № 2376 (далее – Положение), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, принявшие оспариваемые решения.
Согласно статье 6, пункту 26.1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Администрация является органом, уполномоченным на выдачу таких разрешений (подпункт 38 пункта 1 статьи 8, подпункт 10 пункта 3 статьи 43 Устава).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу части 9 данной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления городского округа на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 – 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
К заявлению, помимо прочего, прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или законного владельца недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции.
В случае, если недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе (часть 11 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ).
В силу части 14 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Следовательно, законом предусмотрено только два возможных решения: о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения.
При этом согласно части 15 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления исключительно по определенным основаниям.
К таким основаниям относятся: несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; нарушение требований, установленных частями 5.1 – 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
В силу части 13 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления.
Таким образом, для установления полномочий лица, обратившегося с заявлением либо давшего согласие на установку рекламной конструкции, орган местного самоуправления самостоятельно запрашивает сведения, необходимые ему для принятия решения, в органах, осуществляющих ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Администрации от 28.02.2007 № 663 утвержден перечень организаций, уполномоченных осуществлять согласование установки рекламных конструкций на территории Нижнего Новгорода, в число которых входит Департамент.
Результатом осуществления согласования с уполномоченным органом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, согласно представленному пакету документов, является решение о разрешении или об отказе в установке рекламной конструкции.
Суды установили, что Предприниматель при обращении в Администрацию представил все документы, предусмотренные Федеральным законом № 38-ФЗ, и обоснованно отклонили довод заявителя жалобы о комплектности документов.
Согласно представленным документам, в том числе договору аренды от 23.01.2012 № 24, заключенному между Предпринимателем и Обществом, рекламную конструкцию предполагалось разместить на принадлежащем Обществу ограждении (заборе-ограде) по адресу: город Нижний Новгород, улица Коминтерна, дом 47а.
В этом случае согласования размещения конструкции не требуется (письмо Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 16.08.2012 № 311-05-17-16227/1).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Администрации оснований для возвращения Предпринимателю заявления.
Суды установили, что в данном случае Администрация фактически уклонилась от совершения действий, предусмотренных Федеральным законом № 38-ФЗ, и отказала в выдаче Предпринимателю разрешения на установку рекламной конструкции при отсутствии на то законных оснований.
Поскольку отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и им не противоречат. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, данные выводы судов не опровергают.
Ссылка заявителя жалобы на Федеральный закон № 38-ФЗ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ) не может быть принята во внимание, поскольку его действие не распространяется на правоотношения сторон, сложившиеся в спорный период.
Доводы Администрации в обоснование своей позиции на другие судебные акты, отклоняются, поскольку они приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу № А43-26534/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю. Башева
Судьи
О.В. Александрова
А.И. Чиграков