Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
13 декабря 2018 года Дело № А43-26676/2018
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б., без вызова сторон рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества «Транснефть - Верхняя Волга» (ОГРН 1025203014748 ИНН 5260900725) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2018 по делу № А43-26676/2018, принятое судьей Леоновым А.В. в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «Транснефть - Верхняя Волга» о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 06.07.2018 № 62.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В период с 01.06.2018 по 29.06.2018 в отношении акционерного общества «Транснефть - Верхняя Волга» (далее – АО «Транснефть - Верхняя Волга», Общество, заявитель) Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее – РСТ Нижегородской области, Служба, административный орган) проведена плановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт от 29.06.2018 № 7.
В ходе проверки были установлены нарушения Обществом пунктов 11, 28,32 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 (далее – Стандарты раскрытия информации).
Усмотрев в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Службы 29.06.2018 составило протокол об административном правонарушении № 55.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 06.07.2018 административным органом вынесено постановление № 62, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
АО «Транснефть - Верхняя Волга» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления административного органа.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьей 210 АПК РФ, статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ,суд первой инстанции признал правомерным привлечение Общества к административной ответственности, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполно выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Общество отмечает, что подписание акта проверки не свидетельствует с изложенными в нем фактами. По мнению заявителя, непредставление им возражений на акт проверки не подтверждает вину в совершении правонарушения.
Кроме того, заявитель считает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.
Подробно доводы АО «Транснефть - Верхняя Волга»приведены в апелляционной жалобе.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, указал на законность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для её удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 1.6. Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Согласно пункту 1 статьи 4, пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сфера водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые в целях обеспечения прозрачности, открытости регулирования своей деятельности и защиты интересов потребителей, обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Стандартами раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6, приказом Федеральной службы по тарифам от 15.05.2013 № 129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также правил заполнения таких форм», действовавшем до 25.09.2017 и приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2017 № 792/17 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также правил заполнения таких форм», действующим с 25.09.2017 утверждены формы предоставления информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение.
Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае
передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах,
которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»;
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном настоящим документом.
В соответствии с подпунктами «б», «в», «е» пункта 14 Стандартов раскрытия информации регулируемой организацией подлежит раскрытию информация в том числе о тарифах на регулируемые товары (услуги); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности).
Согласно пункту 11 Стандартов раскрытия информации, в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация. Так, если первоначально информация раскрыта на официальном сайте в сети «Интернет», изменения полежат опубликованию в течение 10 календарных дней со дня изменения информации.
Как следует из материалов дела, решением Службы от 24.10.2017 № 47/16 внесены изменения в решение от 24.11.2015 № 43/38 об установлении Обществу тарифов в сфере холодного водоснабжения для потребителей Павловского района Нижегородской области на период 2016-2018 годы, то есть информация должна быть раскрыта не позднее 06.11.2017. Однако указанная информация раскрыта заявителем на официальном сайте РСТ Нижегородской области только 08.11..2017.
В соответствии с пунктом 28 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пунктах 18-20 Стандартов раскрытия информации, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 20 Стандартов раскрытия информации, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Материалами дела подтверждается, что годовой бухгалтерский баланс за 2017 год направлен заявителем в налоговый орган 28.02.2018, следовательно, данная информация должна быть раскрыта Обществом не позднее 30.03.2018. Фактически указанная информация раскрыта заявителем 25.04.2018.
В силу пункта 32 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пункте 21 (о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения), раскрывается регулируемой организацией ежеквартально в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.
Как установлено административным органом, информация за 2 квартал 2017 года должна быть раскрыта не позднее 31.07.2017, а фактически раскрыта на официальном сайте Службы 04.09.2017.
Факт нарушения указанных требований в части сроков раскрытия соответствующей информации, установлен административным органом и подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 29.06.2018 № 7, протоколом от 29.06.2018 об административном правонарушении № 55.
АО «Транснефть - Верхняя Волга»является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения на территории Павловского муниципального района Нижегородской области. Решением РСТ Нижегородской области от 24.11.2015 № 43/38 Обществу установлены тарифы в сфере водоснабжения на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 для потребителей Павловского муниципального района Нижегородской области.
Статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к видам деятельности естественной монополии.
Таким образом, Общество обладает признаками субъекта естественной монополии в сфере водоснабжения и является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель жалобы предпринял все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом требований, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие раскрытие Обществом информации с нарушением установленных Стандартами раскрытия информации сроков, не принимается во внимание суда.
Невыполнение предусмотренных законодательством требований в установленный срок подтверждается, в том числе актом проверки от 29.06.2018, подписанным представителем Общества без замечаний каких-либо возражений.
О времени и месте совершения процессуальных действий законный представитель АО «Транснефть - Верхняя Волга» был надлежащим образом уведомлен. Защитник заявителя присутствовал как при составлении протокола по делу так и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Из письма Общества от 04.07.2018 по факту составления протокола по делу об административном правонарушении следует, что по существу выявленных нарушений заявитель не возражал и только указывал на то, что не доказан факт принадлежности его к субъектам естественных монополий, поскольку не является ни гарантирующим поставщиком, ни тепловодоснабжающей организацией на основании актом местного самоуправления (л.д.45-46).
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не усмотрел оснований освобождения заявителя от административной ответственности.
Доказательств исключительности рассматриваемого правонарушения материалы дела не содержат.
Поэтому суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Процессуальных нарушений при привлечении административным органом заявителя жалобы к ответственности судом не выявлено.
Следовательно, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и соответствует характеру совершенного правонарушения.
Суд не установил оснований, при наличии которых назначенный штраф может быть уменьшен.
В материалах дела отсутствуют, документы, свидетельствующие о тяжелом имущественном или финансовом положении привлеченного к административной ответственности юридического лица.
Возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административным органом административного штрафа на предупреждение судом также не установлено.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Апелляционная жалоба АО «Транснефть - Верхняя Волга» удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2018 по делу № А43-26676/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Транснефть - Верхняя Волга» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | М.Б. Белышкова |