АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А43-27458/2021 |
08 июня 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В. ,
судей Шутиковой Т.В., Шемякиной О.А. ,
при участии представителя
от заявителя: Паицына К.В. (доверенность от 12.07.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Ильино-Тара»
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022
по делу № А43-27458/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ильино-Тара»
(ОГРН: 1185275054568, ИНН: 5214013630)
о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Нижегородской области от 13.08.2021 № 52492116600016500004
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Ильино-Тара» (далее – Общество, ООО «Ильино-Тара») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Нижегородской области (далее – Инспекция, административный орган) от 13.08.2021 № 52492116600016500004. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 21 010 рублей 50 копеек.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.12.2021 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения КоАП РФ, Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, действующим законодательством не предусмотрена обязанность Общества открывать счета в уполномоченном банке для перечисления денежных средств нерезидентам. Выплата иностранным работникам сумм платы наличными денежными средствами не относится к незаконным валютным операциям, в связи с чем основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствовали. С учетом характера правонарушения, отсутствия вреда и иных негативных последствий правонарушение является малозначительным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Инспекция провела документарную проверку соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в ходе которой установила, что
ООО «Ильино-Тара» заключило договоры с иностранными гражданами (нерезидентами): Алланазаровым А.Б., Аннаевым Б.Х., Аннаевым Я.А., Курбановым И.Н., Мавляновым О.Н., Махаммадиновым Э.Ю., Эргашевым Ф.Ф.У.
Общество в период с 30.04.2019 по 31.12.2019 произвело выплату названным гражданам в общей сумме 28 014 рублей наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченном банке.
По результатам проверки составлен акт соблюдения валютного законодательства от 29.04.2021 № 524920210009006.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, Инспекция составила протокол от 30.07.2021 № 52492116600016500002 и приняла постановление от 13.08.2021 № 52492116600016500004 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 21 010 рублей 50 копеек.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона № 173-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел основания для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа относятся к валютным операциям. Резидентами признаются, в том числе, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами – физические лица, не являющиеся резидентами. Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа признается валютной операцией.
Таким образом, выдача юридическим лицом – резидентом заработной платы иностранным гражданам – нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены в статье 14 Закона № 173-ФЗ.
В силу части 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено данным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств.
В этой же норме установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) платы по этим заключенным договорам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных требований законодательства Общество, являющееся резидентом, выплатило иностранным гражданам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, что подтверждается расходными кассовыми ордерами от 20.11.2019 № 85, от 27.05.2019 № 18, от 05.06.2019 № 22, от 30.04.2019 № 9, от 05.06.2019 № 21, от 30.04.2019 № 11, от 17.10.2019 № 47, минуя счета в уполномоченном банке.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Кооперативом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановления № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
В силу пункта 18.1 Постановления № 10 оценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу № А43-27458/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ильино-Тара» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Ю.В. Новиков | |
Судьи | Т.В. Шутикова О.А. Шемякина |