ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-28068/19 от 31.07.2020 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-28068/2019

31 июля 2020 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чигракова А.И.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Государственной жилищной инспекции Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2020 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020

по делу № А43-28068/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СитиЛюкс 52»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 27.05.2019 № 515-06-062АТМ-2019

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «СитиЛюкс 52» (далее – Общество, ООО «СитиЛюкс 52») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Инспекция) от 26.02.2019 № 515-05-35Б/2019 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нижегородской области (далее – Кодекс).

Решением суда первой инстанции от 07.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.03.2020, заявленное требование удовлетворено.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закона Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее – Закон № 144-З), Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), заявитель считает, что суды неправильно установили обстоятельства дела. По его мнению, региональный оператор по обращению твердых коммунальных отходов (ТКО) обязан осуществлять их вывоз с контейнерных площадок, а не только из установленных на ней контейнеров. Общество, получая денежные средства от потребителей, оказывало коммунальную услугу ненадлежащего качества. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе

Общество в отзыве возразило против доводов заявителя.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, сектором административно-технического контроля администраци Богородского муниципального района в ходе мониторинга состояния чистоты, порядка и благоустройства 08.04.2019, 09.04.2019, 11.04.2019, 12.04.2019 и 15.04.2019 по адресу: <...>, установлено, что ООО «СитиЛюкс 52» не произведен вывоз коммунальных отходов на прилегающей к контейнерной площадке территории имеются навалы мешков с содержимым твердых коммунальных отходов.

По результатам проверки составлены акты обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 09.04.2019, 11.04.2019, 12.04.2019, 15.04.2019.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса, уполномоченное должностное лицо сектора административно-технического контроля администрации Богородского муниципального района в отношении ООО «СитиЛюкс 52» 18.04.2019 составило протокол об административном правонарушении № 5.

На основании указанного протокола и иных материалов проверки Инспекция 27.05.2019 вынесла постановление № 515-06-062АТМ-2019 о привлечении Общества к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 1.5, 1.6, 2.1, 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), частью 1 статьи 3.2 Кодекса, положениями Закона № 144-З, Правилами № 1156, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией не доказано наличие состава вменяемого административного правонарушения в деянии Общества.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу в порядке, установленном в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В части 1 статьи 3.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.

Согласно частей 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Закон № 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.

В статье 9 Закона № 144-З установлены требования к состоянию контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн.

На основании части 3 статьи 9 Закона № 144-З допускается временная установка на дворовых территориях контейнеров и бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных, аварийных, уборочных работ. Порядок временной установки контейнеров и бункеров-накопителей определяется органом местного самоуправления.

Количество, вместимость (объем), местонахождение, сроки размещения, график вывоза строительного мусора должны быть согласованы лицами, производящими строительные и ремонтные работы, с лицом, на которое возложены предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка на территории предполагаемого размещения таких контейнеров и бункеров-накопителе

Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, пешеходных дорожках, газонах и в проходных арках домов (часть 4 статьи 9 Закона № 144-З).

Частью 7 статьи 9 Закона № 144-З предусмотрено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.

Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1,2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием (часть 8 статьи 9 Закона № 144-З).

В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. На объектах торговли и общественного питания вывоз мусора осуществляется при заполнении контейнеров более двух третей их объема. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период (часть 14 статьи 9 Закона № 144-З).

В соответствии с пунктом 20 части 4 статьи 5 Закона № 144-З обязанности по обеспечению чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации).

Собственники, владельцы или пользователи домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязаны: складировать мусор в специально оборудованных местах; осуществлять уборку принадлежащих им объектов в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями (пункты 2, 4 статьи 18 Закона № 144-З).

Лица, на которые возложены обязанности по обеспечению надлежащего состояния соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке (часть 3 статьи 10 Закона № 144-З).

В пункте 4 Правил № 1156 определено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом настоящих Правил (пункт 5 названных Правил).

Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пунктом 9 Правил № 1156).

Согласно пункту 10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 11 Правил № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе и крупногабаритных) из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.

Суды установили, что обнаруженный мусор расположен на прилегающей к контейнерной площадке территории, непосредственно в бункеры накопители и контейнеры не помещен.

Между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом 12.03.2018 заключено Соглашение об организации деятельности с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 3).

На основании пункта 2.1.4 Соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.

Пунктом 2.1.16 Соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.

Таким образом, из содержания приведенных положений Закона № 144-З и Правил № 1156 следует, что региональный оператор обеспечивает сбор и вывоз мусора из установленных на контейнерных площадках бункеров и контейнеров для сбора мусора.

Размещение мусора в мусоронакопители возложено в силу приведенных норм на потребителей (в том числе, собственников помещений многоквартирных домов).

При невыполнении указанной обязанности надлежащим образом ответственность за обеспечение чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на самих собственников, а также уполномоченные ими управляющие организации.

Обеспечение складирования мусора в бункеры и контейнеры не входит в зону ответственности регионального оператора, обязанного осуществить сбор и вывоз мусора, размещенного в бункерах и контейнерах, непосредственно с территории контейнерной площадки.

Как установлено судами, согласно графику вывоза ТКО Богородского района по адресу: <...> периодичность вывоза твердых коммунальных отходов установлена по графику – ежедневно.

Из актов обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения 09.04.2019 , 11.04.2019 и 12.04.2019 по адресу: <...>, следует, что переполненности мусорных контейнеров не выявлено, что свидетельствует об исполнении Обществом обязанности по вывозу мусора по указанному адресу.

Суды верно указали, что обязанность по содержанию территории вокруг контейнерных площадок на регионального оператора названными нормами права не возложена, иное противоречило бы целям его деятельности.

Доказательства, достоверно подтверждающие, что места, на которых административным органом обнаружены навалы мешков с содержимым ТКО, являются специально отведенными площадками для складирования крупногабаритного мусора, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное требование Общества.

Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, так как это выходит за пределы его полномочий.

С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020 по делу № А43-28068/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья

А.И. Чиграков