ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-29331/20 от 21.06.2022 АС Волго-Вятского округа

160/2022-15487(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А43-29331/2020 

Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,

при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 27.12.2021 № 400),
ФИО2 (доверенность от 27.12.2021 № 394),
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 29.04.2022 № 195)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу 

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия 

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 и  на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 

по делу № А43-29331/2020

по заявлению акционерного общества «Нижегородский водоканал» 

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным ненормативного акта

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия 

и у с т а н о в и л :

акционерное общество «Нижегородский водоканал» (далее – Общество) обратилось в  Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Межрегиональному управлению  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области  и Республике Мордовия (далее – Управление) о признании незаконным отказа в  согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты,  выраженного в письме от 29.05.2020 № 01-15/3958. 


[A1] Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 заявленное  требование удовлетворено. 

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022  решение суда оставлено без изменения. 

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Управление указывает, что в нарушение пункта 19 Административного регламента  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению  государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением  радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2,  Общество не представило отметку о согласовании плана снижения сбросов с Управлением.  Исполнив судебные акты, принятые по настоящему делу, Управление нарушит требования  действующего законодательства. 

Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его  представителем в судебном заседании. 

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном  заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты  законными и обоснованными. 

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления  Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, Общество 12.05.2020 обратилось в Управление с  заявлением о согласовании плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения  утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому  устанавливается лимит на сбросы для Нижегородской станции аэрации на 2020 – 2026  годы. 

В указанном письме Общество сообщило, что оригиналы указанного плана в двух  экземплярах, направленные на согласование письмом от 28.01.2020 в составе  документации на выдачу разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных  веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов, Управление вернуло. 

В письме от 29.05.2020 № 01-15/3958 Управление отказало в согласовании плана  снижения сбросов, мотивировав отказ тем, что Положение о плане снижения сбросов  загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные  объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденное  постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 317 (далее –  Положение № 317), утратило силу с 01.01.2019. 

Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 69, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд установил, что план снижения сбросов, представленный  Обществом, признан соответствующим требованиям закона на основании судебных актов,  принятых по делу № А43-18661/2020 и вступивших в законную силу, в связи с чем пришел  к выводу о неправомерности отказа Управления в согласовании такого плана по спорному  основанию. 

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для ее удовлетворения. 


[A2] В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения  требований о признании недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их  закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных  интересов заявителя. 

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица  надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств,  послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при  осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на  природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся  основой жизни на Земле, регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды». 

В статье 23 данного закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и  сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и  иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной  деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую  среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов  (пункт 1); при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов  веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на  основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране  окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации  других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных  нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление  лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов  и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими  государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 3); выбросы и  сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и  микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов  допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и  сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной  власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей  среды (пункт 4). 

В рассматриваемом случае Общество разработало и согласовало с Управлением  план снижения сбросов на период 2014 – 2019 годов. По окончания срока действия  указанного плана в январе 2020 года Общество обратилось в Управление с заявлением о  согласовании нового плана снижения сбросов и выдаче нового разрешения на сброс  загрязняющих веществ в пределах лимитов. 

Управление отказало в согласовании плана снижения сбросов и выдаче  разрешения, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд. 

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2021 по делу   № А43-18616/2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного  апелляционного суда от 17.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского  округа от 11.10.2021, действия Управления признаны незаконными, представленный 


[A3] Обществом на согласование новый план снижения сбросов на 2020 – 2026 годы признан  соответствующим требованиям законодательства; на Управление возложена обязанность  устранить допущенные нарушения путем рассмотрения материалов и совершения мер по  выдаче разрешения на сброс в пределах лимитов. 

Судебные акты, принятые по указанному делу, имеют преюдициальное значение  для рассмотрения настоящего спора в силу статьи 69 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

В качестве основания для отказа в согласовании плана снижения сбросов  загрязняющих веществ в водные объекты Управление указало, что Порядок согласования  планов снижения сбросов в водные объекты, установленный постановлением  Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 317, утратил силу с января 2019  года. 

Вместе с тем согласно части 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014   № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»  и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) с  01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки,  установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление  разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня  получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и  7 данной статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов  загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для  стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых  обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности  соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов  устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы  загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения выбросов  загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом  поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов  допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при  наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной  власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей  среды. 

В части 6 статьи 11 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную  деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным  Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти  перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской  Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение  комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря  2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов,  оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные  выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем  60 процентов. 

Федеральным законом от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» данный срок продлен до 31 декабря 2024  года. 


[A4] Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по  квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного  воздуха» положения статьи 11 Закона № 219-ФЗ распространены на правоотношения,  возникшие с 1 января 2019 года. 

С учетом изложенного суды обоснованно признали отказ Управления в  согласовании плана снижения сбросов в водные объекты в связи с отсутствием правового  регулирования неправомерным, нарушающим права и законные интересы Общества при  осуществлении хозяйственной деятельности. 

Ссылка Управления на нарушение пункта 19 Административного регламента  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению  государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением  радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2,  необоснованна, поскольку в данном пункте определен порядок получения разрешения на  сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов на сбросы. 

Как верно указал апелляционный суд, возможность одновременного обращения за  получением разрешения и согласованием плана снижения сброса нарушением  действующего законодательства не является. 

Несогласие Управления с судебными актами, принятыми по иному делу, не  является основанием для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в  судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов  судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. 

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной  инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм  процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены  принятых судебных актов. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной  жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной  пошлины. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 и постановление  Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу № А43-29331/2020  оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области  и Республике Мордовия – без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не 


[A5] превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в
статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Председательствующий  О.В. Александрова

 Судьи  Н.Н. Домрачева

Н.Ш. Радченкова