Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«22» декабря 2017 года Дело № А43-30829/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.12.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива «Семейный Капитал» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2017 по делу № А43-30829/2017, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению кредитного потребительского кооператива «Семейный Капитал» о признании незаконным и отмене постановления Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 23.08.2017 № ТУ-22-ЮЛ-17-7601..
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Волго-Вятским главным управлением Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту – Управление) в результате рассмотрения Правил, утвержденных Председателем Правления кредитного потребительского кооператива «Семейный капитал» (далее по тексту - Кооператив) ФИО1, выявлен факт неисполнения Кооперативом законодательства в части организации внутреннего контроля, выразившийся в несоблюдении требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2011 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и пункта 1.4 Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при разработке правил внутреннего контроля.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношенииКооператива составлен протокол от 10.08.2017 № ТУ-22-ЮЛ-17-7601/1020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, должностное лицо Управления вынесло постановление от 23.08.2017 о привлечении Кооператива к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Кооператив обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 24.10.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Кооператив ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Считает, что в действиях Кооператива отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Центральный банк Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение Арбитражного суда Нижегородской области без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2011 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: 1) операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме; 2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию; 3) операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия; 4) иные сделки с движимым имуществом: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, указанной статьи, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Как следует из материалов дела, Кооператив имеет статус кредитного потребительского кооператива, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц. Кооператив относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Кооперативом 28.12.2016 утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма в отношении деятельности, организуемой кооперативом и смежных операций с денежными средствами и иным имуществом (далее по тексту - Правила от 28.12.2016).
В ходе анализа Правил от 28.12.2016, проведенного Управлением, было установлено следующее:
- в пункте 4.16.1 Правил от 28.12.2016 учтены не все обязанности некредитной финансовой организации, предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;
- в пункте 3.10.2 Правил от 28.12.2016 не конкретизированы особые условия хранения формализованного электронного сообщения, что не соответствует пункту 15 Указания Банка России №3484-У;
-в программе идентификации не учтен пункт 2.4 Положения Банка России от 12.12.2014 №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенифициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
-в программе идентификации не нашли отражения нормы пунктов 1.5 и 2.7 Положения 444-П;
- указанные в программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма положения и порядки не затрагивают мероприятия по управлению риском использования услуг некредитные финансовые организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что не соответствует требованиям пункта 4.4 Положения №445-П;
-в пункте 12 Приложения 2 Правил от 28.12.2016 не предусмотрено фиксирование сведений о наименовании и адресе работодателя лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, что не соответствует пункту 11 Приложения 1 Положения №444-П;
-в приложении 2 Правил от 28.12.2016 анкета идентификации клиентов - иностранной структуры без образования юридического лица не позволяет фиксировать все сведения в объеме, предусмотренном Приложением 2 к Положению №444-П.
Таким образом, Кооператив, утвердив Правила от 28.12.2016, не исполнил требования законодательства в части организации внутреннего контроля, что выразилось в разработке указанных правил без учета всех требований Положения №445-П, Положения 444-П, Указания Банка России №3484-У, что является нарушением пункта 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия Кооперативом всех зависящих от него мер к соблюдению указанных выше норм, Управление и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Кооператива состава вмененного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления не истек.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2017 по делу № А43-30829/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива «Семейный Капитал» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М.Гущина