АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-31186/2014
07 сентября 2015 года
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 30.12.2014 № 93),
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 26.12.2014 № 41),
от третьих лиц: ФИО3 и ФИО4,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества «ТСН энерго Нижний Новгород»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2015,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
по делу № А43-31186/2014
по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 31.10.2014 №12,
третьи лица – ФИО3, ФИО4,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Нижегородская сбытовая компания» (в настоящее время – публичное акционерное общество «ТСН энерго Нижний Новгород»; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – Служба по тарифам, уполномоченный орган) от 31.10.2014 № 12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане ФИО3 и ФИО4
Решением суда первой инстанции от 16.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2015, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 422, 424, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ), Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), Общество считает, что предписание от 31.10.2014 № 12 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него незаконную обязанность произвести перерасчет физическим лицам, ФИО3 и ФИО4, платы за коммунальную услугу по электроснабжению по тарифам на электрическую энергию, установленным для группы потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах».
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Служба по тарифам в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Третьи лица в судебном заседании свою позицию по делу поддержали.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 06.10 по 31.10.2014 на основании приказа исполняющего обязанности руководителя от 29.09.2014 № 157/од уполномоченные лица Службы по тарифам осуществили внеплановую документарную проверку ОАО «Нижегородская сбытовая компания» в связи с обращением жителей деревень Малая Ельня и Федяково Кстовского района Нижегородской области о применении тарифов на электрическую энергию.
В ходе проверки уполномоченный орган установил нарушение обязательных требований муниципальных правовых актов и положений Закона об электроэнергетике, Основ ценообразования № 1178, что выразилось в неправомерном осуществлении расчетов за электрическую энергию по нерегулируемым ценам с потребителями ФИО3 и ФИО4 с июля по сентябрь 2014 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.10.2014 № 77.
По результатам проверки Служба по тарифам выдала Обществу предписание от 31.10.2014 № 12, согласно которому последнему надлежит в срок до 10.12.2014 устранить выявленные нарушения путем осуществления перерасчета платы жителям деревень Малая Ельня и Федяково Кстовского района Нижегородской области ФИО3 и ФИО4 за услуги энергоснабжения исходя из тарифов на электроэнергию, установленных решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2013 № 67/14 для группы потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах».
Посчитав, что предписание уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ОАО «Нижегородская сбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона об электроэнергетике, Основами ценообразования № 1178, приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-Э/2, постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Законом об электроэнергетике.
На основании пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 1), и «Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Правила), определяющие основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования (пункт 1).
В пункте 63 Основ ценообразования № 1178 определено, что органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Нижегородской области» (далее – Положение) органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования тарифов является Служба по тарифам, осуществляющая, в том числе, региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Нижегородской области (пункт 1.1, 2.8).
Пунктом 3.8.1 Положения за Службой по тарифам закреплена функция по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Службой.
В силу пункта 4.1 Положения Служба по тарифам имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и органам регулирования муниципальных образований предписания об устранении выявленных нарушений в области государственного регулирования цен (тарифов).
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом по контролированию цен (тарифов).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-Э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее – Методические указания).
Пунктом 27 Методических указаний установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), а именно: базовые потребители, население, прочие потребители.
К тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Приложение № 1 к Основам ценообразования № 1178 содержит исчерпывающий перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам):
– исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования;
– садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;
– юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;
– юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии;
– содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
– гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;
– объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи);
– некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Как видно из материалов дела, ОАО «Нижегородская сбытовая компания» заключило с физическими лицами, ФИО3 и ФИО4, договоры энергоснабжения от 10.08.2011 № 527600 и от 29.12.2011 № 5817000 соответственно.
Из условий указанных договоров энергоснабжения следует, что электрическая энергия используется для водонапорных башен, обеспечивающих водоснабжением жителей деревень Малая Ельня и Федяково Кстовского района Нижегородской области и водокачки в этих населенных пунктах, которые предназначены для обеспечения коммунальной услуги водоснабжения.
Суды обоснованно посчитали, что законодатель не ограничил перечень оборудования, для обеспечения электроснабжения которого гражданами может приобретаться электрическая энергия. Ограничение установлено лишь для целевого назначения электроэнергии – на коммунально-бытовые нужды.
При этом действующим законодательством не установлены ограничения относительно того, пользуется ли гражданин электрической энергией для обеспечения водой исключительно для себя либо иных граждан, потребляющих эту воду на коммунально-бытовые нужды.
Из письма Федеральной службы по тарифам от 02.09.2013 № 4-5658 со ссылкой на приказ ФСТ России от 31.12.2010 № 655-э следует, что к исполнителям коммунальных услуг отнесены, в том числе наймодатели (или уполномоченные ими лица), приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на мета общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной деятельности).
Таким образом, вывод судов о том, что граждане (физические лица) ФИО3 и ФИО4 относятся к тарифной группе «население», является верным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно пункту 5 которых на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями – по свободным нерегулируем ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей. Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также поставка электрической энергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям, определенным в пункте 65(1) настоящего документа, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На основании приказа ФТС от 06.08.2004 № 20-Э/2 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Тарифы для населения с 01.01.2014 по 31.12.2014 установлены решением РСТ Нижегородской области от 19.12.2013 № 67/14 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2014 год».
Согласно приложению № 1 решения РСТ Нижегородской области от 19.12.2013 № 67/14 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, установлен специальный тариф вне зависимости от используемых энергопринимающих устройств.
Кроме того, условиями договоров энергоснабжения от 29.12.2011 № 581700 и от 10.08.2011 № 5276000, заключенных с гражданами ФИО3 и ФИО4, не предусмотрено определение цены электроэнергии на основании нерегулируемых тарифов.
Ссылка Общества на то, что перечень категорий потребителей, приравненных к населению, не содержит указания на физических лиц, использующих электроэнергию для водокачек и водонапорных башен, основана на ошибочном толковании действующего законодательства. В оспариваемом предписании указано, что перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению необходимо произвести по тарифам на электрическую энергию для группы потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах».
Процедуры нарушения проведения проверки в отношении Общества суды не установили.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и (или) экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу № А43-31186/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «ТСН энерго Нижний Новгород» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на публичное акционерное общество «ТСН энерго Нижний Новгород».
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш. Радченкова
Судьи
О.В. Александрова
И.Л. Забурдаева