ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-31650/18 от 05.06.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«13» июня 2019 года Дело № А43-31650/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 13.06.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2018 по делу № А43-31650/2018, принятое судьей Вершининой Е.И., по заявлению отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Семеновскому городскому округу Нижегородской области о взыскании с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному 36 982 рублей 33 копеек.

В судебном заседании приняли участие представители:

Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу – ФИО2 по доверенности от 21.02.2019 № 128 сроком действия 1 год;

отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Семеновскому городскому округу – ФИО3 по доверенности от 26.03.2019 № 13, ФИО4 по доверенности от 26.03.2019 № 13.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В период с 01.01.2016 по 30.09.2016 Отдел Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Семеновскому городскому округу Нижегородской области (далее - Отдел) внёс плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 36 982 рублей 33 копеек.

Впоследствии, посчитав, что с 01.01.2016 он не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, Отдел направил в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу (далее - Департамент) письмо от 13.04.2018 №4065 с требованием возвратить излишне перечисленные денежные средства размере 36 982 рублей 33 копеек.

Поскольку излишне перечисленные средства возвращены не были, Отдел обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Департамента указанной суммы.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2018 заявленное требование удовлетворено, с Департамента в пользу Отдела взыскано 36 982 рубля 33 копейки.

В апелляционной жалобе Департамент указывает, что Отдел только с 27.06.2017, как объект IV категории, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем считает, что внесенная Отделом плата за 2016 год не является излишне уплаченной.

Отдел в возражениях на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается такое воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ и пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления Российской Федерации» установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом указанные положения законодательства вступили в действие с 01.01.2016 согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

В силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона №7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательством с 01.01.2016 не предусматривается взимание платы за установленные в статье 16 Федерального закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В связи с изменениями в природоохранном законодательстве, вступившими в силу с 01.01.2016, исходя из статьи 16.1 Закон № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) вносится в зависимости от категорий объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС).

Определение категории объекта НВОС юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется самостоятельно, в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.

При этом, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно) и, при этом, не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (выбросы от стационарных источников, сбросы в водные объекты), такая организация не относится к объектам НВОС.

Лицами, обязанными вносить плату за НВОС, за исключением твердых коммунальных отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II, III категории.

Ввиду изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что Отдел с 01.01.2016 не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду

Отделом 27.06.2017 получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду IV- ой категории.

Из статьи 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Полномочиями администратора доходов федерального бюджета в Нижегородской области в части платы за негативное воздействие на окружающую среду наделен Департамент.

Из материалов дела следует и Департаментом не отрицается, что платежными поручениями от 21.04.2016 № 173717, от 28.07.2016 № 517860 и от 10.11.2016 № 893979 Отделом внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 36 982 рублей 33 копеек.

Учитывая, что с 01.01.2016 Отдел не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, внесенная им плата за 2016 год подлежит возврату из бюджета, как излишне уплаченная.

Ссылка Департамента на несоблюдение Отделом порядка возврата излишне перечисленных денежных средств, выразившегося в непредставлении в Департамент скорректированной декларации о плате за негативной воздействие на окружающую среду, а также на наличие за Отделом задолженности по внесению платы обоснованно не принята судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела и не отрицается Департаментом, Отдел в установленном порядке в Департамент расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за какие-либо периоды не представлял. При этом каких-либо доначислений указанной платы Департамент в установленном порядке не производил, следовательно, уплаченная Отделом сумма 36 982 рублей 33 копеек в любом случае является излишне уплаченной и подлежит возврату.

Заявляя о наличии у Отдела задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, Департамент каких-либо документов в подтверждение данного обстоятельства не представил. Данные об исчисленных суммах платы, отражённые Департаментом во многочисленных актах сверки, документально не подтверждены. При этом представленные Департаментом в суд апелляционной инстанции в электронном виде расчёты не могут быть приняты во внимание, поскольку Отдел факт представления таких расчётов отрицает, а обосновать отражённые в них суммы Департамент не может.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование Отдела является правомерным и подлежит удовлетворению.

Между тем, суд первой инстанции, установив, что излишне уплаченная сумму подлежит возврату из бюджета, взыскал её непосредственно с Департамента, в связи с чем решение суда подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2018 по делу № А43-31650/2018 изменить, изложив первый абзац резолютивной части в следующей редакции:

«Обязать Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу возвратить из соответствующего бюджета отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Семеновскому городскому округу Нижегородской области излишне перечисленные 36 982 рубля 33 копейки.»

Апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи М.Б. Белышкова

Т.А. Захарова