г. Владимир
«21» февраля 2021 годаДело № А43-32023/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2021 по делу № А43-32023/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОРБ Нижний» (ИНН 5256068455) к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 22.09.2021 №515-10-91/2021.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее – Инспекция, административный орган) в ходе проведения мониторинга состояния чистоты, порядка, благоустройства, внешнего вида на территории г. Выкса Нижегородской области по адресу: мкр.Жуковского, д.5, выявлено нарушение обществом с ограниченной ответственностью «ОРБ Нижний» (далее – Общество) требований пункта 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), а именно: не обеспечен своевременный вывоз ТКО (КГМ) из мест (площадок) накопления 17.08.2021 с 12:57 по 13:03, 18.08.2021 с 12:56 до 13:00, 19.08.2021 с 13:18 по 13:20, 20.08.2021 с 13:28 по 13:30.
Выявленное нарушение зафиксировано в актах инспекционного обследования (осмотра), систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа документов (сведений), информации от 17.08.2021 № 515-10-43/21, от 18.08.2021 № 515-10-43/1/21, от 19.08.2021 № 515-10-43/2/21, от 20.08.2021 № 515-10-43/3/21 и приложенных к ним фотоматериалах.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицоадминистративного органа 03.09.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 515-10-91/2021.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией 22.09.2021вынесено постановление № 515-10-91/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 6000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 22.09.2021 № 515-10-91/2021.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 02.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что крупногабаритные отходы подлежат вывозу региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Инспекция поясняет, что потребители в любом случае вносят плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО за весь объем отходов, образовавшихся в жилых помещениях, которые подлежат складированию в специально отведенных местах.
Инспекция считает, что неосуществление Обществом вывоза значительного объема скопившихся крупногабаритных отходов со специальной площадки для их складирования, внесенной в реестр контейнерных площадок, привело к ее переполнению, загрязнению контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил № 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) данных Правил.
Из пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту «а» пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
В пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что к крупногабаритным отходам относятся твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах; вывоз твердых коммунальных отходов представляет собой транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 4 Правил №1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
В силу пункта 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В пункте 10 Правил № 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) их накопления складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В пункте 11 Правил № 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
- в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (пункт 12 Правил № 1156).
В силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердых коммунальных отходов вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 11 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из пунктов 15 и 17 Правил № 1039 следует, что реестр включает, в том числе, раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», содержащий сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Таким образом, на регионального оператора возложена обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов из контейнеров, а также со специальных контейнерных площадок, для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество является региональными оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Выкса Нижегородской области.
Согласно подпункту «а» пункта 11 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Общество как региональный оператор обязано принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
В соответствии с графиком вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, мкр. Жуковского, д. 5, вывоз твердых коммунальных отходов должен осуществляться ежедневно с 7 ч. 00 мин. по 22 ч. 00 мин.
Как следует из постановления от 22.09.2021 №515-10-91/2021, Обществу вменяется невывоз крупногабаритного мусора (бытовой мусор - палки, пакетированный мусор, остатки бытовой мебели - шкафы, диван) с территории контейнерной площадки по указанному выше адресу.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции по представленным фотографиям установил, что обнаруженный должностным лицом Инспекции крупногабаритный мусор складирован на территории, прилегающей к контейнерной площадке (либо на территории контейнерной площадки вокруг мусорных контейнеров).
При этом, сами контейнеры не переполнены, что свидетельствует о том, что вывоз ТКО из контейнеров, размещенных на специально оборудованной площадке, региональным оператором производится надлежащим образом.
В пункте 24 Реестра контейнерных площадок г.о.г. Выкса указана контейнерная площадка, расположенная по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, мкр. Жуковского, д.5.
Контейнерная площадка представляет собой защитный экран (металлическое ограждение), твердое покрытие (бетонное основание). На контейнерной площадке размещено три евроконтейнера зеленого цвета (1.1 м3).
Специализированной площадки для КГО или бункера для КГО - на указанной контейнерной площадке не имеется.
С учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции верно отметил, что в зону ответственности регионального оператора не входит вывоз КГО, самовольно складированных на прилегающей к контейнерной площадке территории, а также содержание территорий, прилегающих к контейнерным площадкам, в рамках договора по оказанию услуг по вывозу ТКО, а именно очистка прилегающей территории от ТКО, самовольно складированных потребителями в нарушение требований Правил № 354 и № 1156.
При изложенных обстоятельствах имеются неустранимые сомнения в виновности Общества во вменяемом правонарушении.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности Инспекцией наличия события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, что в соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 22.09.2021 № 515-10-91/2021.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2021 по делу № А43-32023/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья А.М. Гущина