ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-32211/18 от 15.01.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

«17» января 2019 года                                                  Дело № А43-32211/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2019.

Полный текст постановления изготовлен 17.01.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018 по делу № А43-32211/2018,

принятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Елена» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода.

В судебном заседании приняли участие представители:

администрации города Нижнего Новгорода – ФИО1 по доверенности от 25.12.2018 № 01-323/Д сроком действия до 31.12.2019;

общества с ограниченной ответственностью «Елена» – ФИО2 по доверенности от 18.09.2018 сроком действия до 31.12.2019.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Елена» (далее – Общество) 16.05.2018 обратилось в Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода (далее – Департамент) с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданной карты маршрута.

В соответствии с условиями договора от 24.05.2013 № 4, заключенного между администрацией города Нижнего Новгорода (далее – администрация) и Обществом, последнему было поручено организовать выполнение перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина по маршруту № Т-57.

Срок действия договора установлен пунктом 6.1 и определен с 24.05.2013 по 24.05.2018.

Однако новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № Т-57 и новые карты маршрута № Т-57 сроком на 7 лет Обществу администрацией не выданы.

Общество, посчитав бездействие администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации.

Решением от 06.11.2018 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества.

Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что структурное подразделение администрации – Департамент не уполномочен на принятие решений о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов, а лишь наделен обязанностью по их выдаче от имени администрации. Как полагает администрация, заявление о выдаче свидетельства в силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) должно быть направлено на имя главы города Нижнего Новгорода. Такое заявление Обществом не подавалось.

Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии доверенности ФИО3 от 24.04.2018 №01-75/Д.

Рассмотрев заявленное ходатайство, Первый арбитражный апелляционный          суд отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия уважительных причин невозможности представления данного документа в суд первой инстанции.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.

Статьей 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлены следующие понятия: 3) уполномоченные органы местного самоуправления - органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления; 19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; 20) карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту; 22)участники договора простого товарищества - юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В соответствии с частью 1 статьи 27 и частью 1 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карта маршрута регулярных перевозок оформляются на бланке или в виде электронной карты. Бланк свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и бланк карты маршрута регулярных перевозок являются документами строгой отчетности, защищенным от подделки (части 2 статьи 27, 28 Федерального закона № 220-ФЗ).

Перечень сведений, указываемых в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, установлен частями 4 статей 27 и 28 Федерального закона № 220-ФЗ. В силу пунктов 1 указанных норм к ним относится наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших данное свидетельство и карту маршрута регулярных перевозок.

Переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшими такое свидетельство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство (части 8 статей 27, 28 Федерального закона № 220-ФЗ).

Частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона                  № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.

Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (часть 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ).

Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ).

Из содержания приведенных норм следует, что письменное заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута в предусмотренном статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ порядке подлежит направлению в орган местного самоуправления, наделенный муниципальным нормативным правовым актом полномочиями на осуществление функций по организации регулярных перевозок.

В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91, к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода в области транспорта, связи и информатизации относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. Администрация города Нижнего Новгорода является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом № 220-ФЗ.

Администрацией 12.08.2008 принято постановление № 3779 «Об утверждении Положения о департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода» (далее - Положение № 3779), в соответствии с пунктами 1.6 которого Департамент является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода, является уполномоченным органом по организации транспортного обслуживания населения города Нижнего Новгорода в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, настоящим Положением.

Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации города (пункт 1.5 Положения № 3779).

В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ и статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода администрацией города Нижнего Новгорода 25.03.2016 принято постановление № 706 «Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода» (далее – Постановление № 706).

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления № 706 на Департамент возложены полномочия по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ.

Пунктом 2 Постановления № 706 директор Департамента либо лицо, исполняющее его обязанности, уполномочены на подписание от имени администрации карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода.

Постановлением № 706 администрация, являясь в силу статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возложила обязанности по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, а также на их подписание от своего имени, на свое структурное подразделение - Департамент и его директора.

Таким образом, в соответствии со статьями 27, 28, 39 Федерального закона № 220-ФЗ переоформление и выдача свидетельств об осуществлении перевозок и карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляются именно Департаментом как структурным подразделением администрации.

В связи с этим заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № Т-57 и карты маршрута               № Т-57 сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданных карт маршрута на имя исполняющего обязанности директора Департамента подано Обществом в соответствии с требованиями части 6 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в уполномоченный орган местного самоуправления (л.д.20).

Обращения на имя главы города Нижнего Новгорода в рассматриваемом случае не требовалось ввиду предоставления Департаменту Постановлением № 706 полномочий от имени администрации выдавать и подписывать свидетельства и карты маршрута.

На основании изложенного суд правомерно отклонил доводы администрации о направлении Обществом заявления в порядке части 6 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в неуполномоченный орган, как основанные на неверном толковании норм Федерального закона № 220-ФЗ, Устава города Нижнего Новгорода и Постановления № 706.

На момент обращения в Департамент с заявлением Общество имело выданные ранее карты маршрута сроком действия до 24.05.2018,  Постановление № 706 действовало в редакции Постановления от 07.11.2017 №5296 и предусматривало возможность выдачи свидетельств и новых карт маршрутов на срок 7 лет.

Следовательно, Общество имело предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 39, частью 6 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ правовые основания для обращения в Департамент с письменным заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута регулярных перевозок по маршруту № Т-57 на срок 7 лет.

До настоящего времени свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок по маршруту № Т-57 Обществу не выданы без обоснования причин.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенном администрацией (Департамент не является самостоятельным юридическим лицом) незаконном, не соответствующем требованиям статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, Постановления № 706 бездействии, выразившемся в невыдаче Обществу указанных выше свидетельства и карты маршрута, а также о нарушении в результате допущенного бездействия прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности ввиду невозможности осуществления на законных основаниях пассажирских перевозок, являющихся основным видом его предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование, обязал администрацию устранить допущенные  нарушения прав Общества и в порядке, установленном действующим законодательством, выдать Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №Т-57 и новых карт маршрута сроком на 7 лет.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 13.12.2018 №3554 не может быть принята во внимание, поскольку на момент обращения Общества с заявлением в Департамент Постановление № 706 действовало в редакции Постановления от 07.11.2017 №5296 и предусматривало возможность выдачи свидетельств и новых карт маршрутов на срок 7 лет.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам и отмены решения суда первой инстанции.

Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018 по делу № А43-32211/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                  А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

                                                                                            Т.В. Москвичева