ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«30» января 2019 года Дело № А43-32876/2018
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Волжско-Окского Управления Ростехнадзора на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018 по делу № А43-32876/2018, принятое судьей Чепурных М.Г. в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Центра и Приволжья» в лице филиала «Нижновэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 15.08.2018 № 867.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичное акционерное общество «ТНС энерго НН» 20.04.2018 направило АНО ВО «Гуманитарный институт» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии с 03.05.2018 (полное ограничение).
Основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии АНО ВО «Гуманитарный институт» явилась задолженность по оплате потребленной электрической энергии по договору от 03.02.2014 № 9537000.
Публичное акционерное общество «ТНС энерго НН» 23.04.2018 направило в адрес публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Центра и Приволжья» (далее – Общество) уведомление о необходимости введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении АНО ВО «Гуманитарный институт».Общество не выполнило данную заявку на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении АНО ВО «Гуманитарный институт», а 27.04.2018 в адрес публичного акционерного общества «ТНС энерго НН» направило письмо о невозможности проведения работ по введению ограничения в отношении административного здания АНО ВО «Гуманитарный институт» в связи с тем, указанный объект относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Согласно пункта 10(1) Правил ограничение режима потребления электрической энергии таких потребителей не допускается до получения от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения.
По данному факту должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Волжско-Окского Управления Ростехнадзора (далее – Управление) в отношении Общества составлен протокол от 25.07.2018 № 867 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 15.08.2018 № 867 Управление привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 06.11.2018заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушением норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, к специальным субъектам, ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся только образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств,препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступает невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновления режима потребления электрической энергии в отношении потребителя.
Ограничение режима потребления электрической энергии регулируется - Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения).
Гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (пункт 48 Правил ограничения).
В силу абзаца 1 пункта 5 Правил ограничения частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, при этом в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах «д» и «ж» пункта 2 настоящих Правил, частичное ограничение режима потребления не вводится.
В соответствии с договором энергоснабжения №9537000 от 03.02.2014, заключенным между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и негосударственным некоммерческим государственным учреждением высшего профессионального образования «Гуманитарный институт» (потребитель) акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения не оформляется (пункт № 8 приложения к договору), в связи с чем в силу абзаца 1 пункта 5 Правил частичное ограничение режима потребления не вводится.
В силу пункта 8(2) Правил ограничения уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8(1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:
а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;
б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;
в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В силу пункта 9 Правил ограничения уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемое исполнителю (субисполнителю) инициатором введения ограничения, должно содержать следующую информацию: основание введения ограничения режима потребления; информация об уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления, а в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, также информация об уведомлении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя; вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления.
Судом первой инстанции установлено, что уведомления публичного акционерного общества «ТНС энерго НН» от 20.04.2018 в адрес потребителя (АНО ВО «Гуманитарный институт») и от 23.04.2018 в адрес Общества о необходимости введения ограничения потребления электрической энергии не соответствует пунктам 8 (2), 9 Правил ограничения: отсутствует информация о том, что полное ограничение будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления; уведомление исполнителю не содержит всей информации, содержащейся в уведомлении потребителя, в уведомлении Обществу от 23.04.2018 не указано полное ограничение 03.05.2018 как в уведомлении у потребителя от 20.04.2018, имеются противоречия в уведомлениях относительно уровня ограничения (полное или частичное ограничение).
В силу пункта 10(1) Правил ограничение режима потребления электрической энергии таких потребителей не допускается до получения от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения.
Поскольку от потребителя такого уведомления о готовности к введению полного ограничения не поступало (доказательств обратного в материалах административного не имеется), у Общества отсутствовали в силу пункта 10(1) Правил основания для введения полного ограничения.
Учитывая указанные противоречия в уведомлениях относительно уровня ограничения, не представляется возможным установить какое ограничение (полное или частичное) требовалось осуществить Обществу, отсутствие от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения, что свидетельствует о наличии неустранимых сомнениях в виновности Общества по невведению ограничения режима потребления электрической энергии.
Кроме того, согласно пункту 1(1) Правил ограничения потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям - потребители, которые относятся к категориям потребителей согласно приложению.
В пункте 5 Приложения к указанным Правилам ограничениям в список потребителей, введение в отношении которых ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается, включены образовательные учрежденияСогласно выписке из ЕГРЮЛ АНО ВО «Гуманитарный институт» имеет следующие коды экономической деятельности: 85.30 – обучение профессиональное; 85.41 - образование дополнительное детей и взрослых; 85.42 - образование профессиональное дополнительное.
Следовательно, потребитель является образовательным учреждением.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностныхустановок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах, в том числе: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.Конституцией Российской Федерации в статье 43 гарантируется право на образование и не допускаются случаи ущемления права на образование.
Образовательные учреждения обязаны иметь договорные отношения с организациями энерго, газо, водо- снабжения для исполнения законодательно возложенной функции – организация образовательного процесса для граждан.
Так как, здание образовательного учреждения относится к социальной инфраструктуре и прекращение или ограничение подачи электрической энергии может повлечь прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности образовательного учреждения, что в дальнейшем может повлечь за собой нарушение прав лиц, получающих образование, право на которое гарантируется действующим законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о недоказанности в действиях Общества события, вины и, как следствие, состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018 по делу № А43-32876/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Волжско-Окского Управления Ростехнадзора оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В. Москвичева