ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-33528/18 от 15.05.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«22» мая 2019 года Дело № А43-33528/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 22.05.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Волгиной О.А., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2019 по делу № А43-33528/2018, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконными решений Министерства социальной политики Нижегородской области от 06.06.2018 № 318-19-6413/18 и от 27.08.2018 № 318-19-9898/18.

В судебном заседании приняли участие индивидуальный предприниматель ФИО1 – лично, представлен паспорт гражданина Российской Федерации, и представитель ФИО2 по доверенности от 10.08.2018 № 4 сроком действия до 31.12.2019.

Министерство социальной политики Нижегородской области – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 в феврале-мае 2018 года представила в Министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) заявки (после устранения замечаний) на выплату компенсации понесенных предпринимателем расходов в связи с предоставлением социальных услуг в декабре 2017 года (дополнительно 1 получателю социальных услуг), в январе 2018 года 167 получателям социальных услуг, в феврале 2018 года 185 получателям социальных услуг, в апреле 2018 года 192 получателям социальных услуг.

Письмом (уведомлением) от 06.06.2018 (№318-19-6413/18) Министерство уведомило ФИО1 об отказе в предоставлении субсидии за вышеуказанные месяцы на основании абз.3 п.3.15 Порядка предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 № 807, в связи с несоответствием представленных документов требованиям, установленным пунктом 3.6 Порядка (сведения об укомплектованности поставщика социальными работниками представлены в ненадлежащей форме), а также с связи с направлением Министерством предпринимателю уведомления с требованием о возврате субсидии за декабрь 2017 года и расторжении договора (рассмотрением данного вопроса в судебном порядке).

В июне-августе 2018 года предприниматель представил в Министерство заявки (после устранения замечаний) на выплату компенсации понесенных предпринимателем расходов в связи с предоставлением социальных услуг в марте 2018 года 188 получателям социальных услуг, в мае 2018 года 83 получателям социальных услуг, в июне 2018 года 89 получателям социальных услуг, в июле 2018 года 87 получателям социальных услуг.

Письмом (уведомлением) от 27.08.2018 №318-19-9898/18 Министерство уведомило ИП ФИО1 об отказе в предоставлении субсидии за вышеуказанные месяцы на основании абз.2, 3 п.3.15 Порядка предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 № 807, в связи с несоответствием поставщика условиям предоставления субсидий, установленным п.2.3 Порядка (в представленных справках ИФНС России по Борскому району Нижегородской области №№1769, 1770 по состоянию на 01.06.2018 и 01.07.2018 указано на наличие у ФИО1 неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), а также в связи с представленной предпринимателем недостоверной информацией о наличии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидии, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом (так как у поставщика имеется задолженность по возврату субсидии в областной бюджет в связи с расторжением договора о предоставлении из областного бюджета субсидии от 12.02.2018 №19 и выявленными нарушениями за период с января по октябрь 2016 года в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления и целевого использования субсидий, выделенных на выплату компенсации расходов поставщикам социальных услуг).

Не согласившись с указанными решениями Министерства от 06.06.2018 № 318-19-6413/18 и от 27.08.2018 № 318-19-9898/18, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными, а также обязании Министерства выплатить субсидии на компенсацию затрат, связанных в предоставлением социальных услуг поставщикам.

Решением от 12.02.2019 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Указывает, что ввиду нарушения установленной Порядком предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 № 807 и договорами обязанности поставщика по исполнению в установленный срок требований Министерства у ФИО1 возникла просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидии, выплаченной с нарушением условий указанного Порядка №807. Таким образом обязанность по выплате субсидий у Министерства в отношении ФИО1 не возникла, что указывает на отсутствие правовых оснований для взыскания с Министерства убытков.

ФИО1 в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №442-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №442-ФЗ поставщиком социальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

В части 4 статьи 30 Федерального закона №442-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Федерального закона №442-ФЗ).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 № 807 утвержден Порядок компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующими в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок №807).

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка (в редакции от 19.12.2018) право на получение компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, имеют поставщики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - юридические лица), некоммерческие организации, не являющиеся казенными учреждениями (далее - некоммерческие организации), индивидуальные предприниматели, предоставившие социальные услуги получателям в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

Компенсация затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками, осуществляется посредством предоставления поставщикам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - субсидия).

Пунктом 1.5 Порядка (в редакции от 19.12.2018) предусмотрено, что главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляющим субсидию, является министерство социальной политики Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении из областного бюджета субсидии, заключенного на текущий финансовый год между Министерством и поставщиком в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Нижегородской области от 4 октября 2017 года N 181 (далее -договор).

Договор заключается при первичном обращении поставщика в текущем финансовом году в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии в порядке, установленном пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка.

При последующих обращениях (в период действия договора) поставщика в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии заключаются дополнительные соглашения к договору в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 названного Порядка предоставление субсидии носит заявительный характер.

Поставщик, претендующий на получение субсидии, лично или через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, не чаще 1 раза в месяц, следующий за месяцем, в котором получателю социальных услуг были оказаны социальные услуги, и не реже 1 раза в квартал представляет в Министерство непосредственно или почтовым отправлением заявку на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - Заявка).

К Заявке поставщик прилагает следующие документы: реестр получателей социальных услуг по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку; копии индивидуальных программ; копии договоров о предоставлении социальных услуг между поставщиком и получателем социальных услуг (далее - договор о социальном обслуживании); копии удостоверений получателей социальных услуг о праве на льготы; копии документов, подтверждающих, что среднедушевой доход получателя социальных услуг на дату обращения не превышает предельной величины среднедушевого дохода, определенной в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075; копии документов, подтверждающих оплату социальных услуг получателями социальных услуг в соответствии с договором о социальном обслуживании; справку-расчет на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку; копию приказа поставщика об утверждении тарифа с приложением к нему калькуляции затрат на оказанные социальные услуги; акты предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку (далее - Акт).

Поставщик вправе не представлять копии индивидуальных программ. В случае непредставления поставщиком указанного документа Министерство самостоятельно в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает информацию, содержащуюся в индивидуальной программе.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка дополнительно для подтверждения соответствия поставщика требованиям, указанным в пункте 2.6 настоящего Порядка, поставщик ежегодно, при первичном обращении в текущем финансовом году, прилагает к Заявке:

-справку территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанную ее руководителем (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора, подтверждающую отсутствие у поставщика задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20 января 2017 года N ММВ-7-8/20@;

-справку, подтверждающую отсутствие у поставщика на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора, просроченной задолженности по субсидиям, бюджетным инвестициям и иным средствам, предоставленным из областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Нижегородской области (договорами (соглашениями) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций);

-сведения об укомплектованности поставщика работниками в соответствии со штатным расписанием, с указанием должности, образования, квалификации, профессиональной подготовки, заверенные подписью руководителя и оттиском печати поставщика (при наличии).

Как следует из материалов дела, ФИО1 является поставщиком социальных услуг (регистрационный номер учетной записи в Реестре поставщиков социальных услуг Нижегородской области №193).

ФИО1 09 января 2018 года обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявкой на выплату компенсации понесенных предпринимателем расходов в декабре 2017 года в связи с предоставлением социальных услуг 159 получателям социальных услуг.

По результатам рассмотрения заявки ФИО1 за декабрь 2017 года на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, Комиссией Министерства социальной политики Нижегородской области 30.01.2018 принято решение о предоставлении предпринимателю субсидии в размере 996 230 рублей 84 копейки.

Между ФИО1 и Министерством 12 февраля 2018 года заключен договор №19 о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предметом которого является предоставление Получателю из областного бюджета в 2018 году субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг.

В феврале-августе 2018 года предприниматель представил в Министерство заявки на выплату компенсации понесенных предпринимателем расходов в связи с предоставлением социальных услуг в декабре 2017 года (дополнительно 1 получателю социальных услуг), в январе 2018 года 167 получателям социальных услуг, в феврале 2018 года 185 получателям социальных услуг, в марте 2018 года 188 получателям социальных услуг, в апреле 2018 года 192 получателям социальных услуг, в мае 2018 года 83 получателям социальных услуг, в июне 2018 года 89 получателям социальных услуг, в июле 2018 года 87 получателям социальных услуг.

В силу пунктов 3.10, 3.11 Порядка заявка и документы, поступившие в Министерство, рассматриваются на заседании комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Комиссия).

Состав Комиссии, регламент ее деятельности и порядок подготовки документов на рассмотрение Комиссии определяются приказом Министерства.

Заседания Комиссии проводятся не позднее 5 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания проверки соответствия документов требованиям, установленным настоящим Порядком.

В случае поступления Заявки позднее 5 декабря текущего финансового года ее рассмотрение осуществляется в течение первых 15 рабочих дней следующего финансового года.

В случае, если на момент рассмотрения Заявки надзорными либо правоохранительными органами проводится проверка деятельности поставщика, рассмотрение Заявки приостанавливается до получения результатов проверки, о чем в течение 3 рабочих дней сообщается поставщику.

В течение 5 рабочих дней после получения Министерством информации о результатах проверки Комиссия возобновляет рассмотрение Заявки в соответствии с настоящим Порядком.

По результатам рассмотрения Заявки Комиссия принимает одно из следующих решений:

-о предоставлении субсидии;

-об отказе в предоставлении субсидии.

Из материалов дела следует, что письмом (уведомлением) от 06.06.2018 (№318-19-6413/18) Министерство уведомило ФИО1 об отказе в предоставлении субсидии за декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года, апрель 2018 года на основании абз.3 п.3.15 Порядка № 807, в связи с несоответствием представленных документов требованиям, установленным пунктом 3.6 Порядка (сведения об укомплектованности поставщика социальными работниками представлены в ненадлежащей форме), а также с связи с направлением Министерством Предпринимателю уведомления с требованием о возврате субсидии за декабрь 2017 года и расторжении договора (рассмотрением данного вопроса в судебном порядке).

Письмом (уведомлением) от 27.08.2018 №318-19-9898/18 Министерство уведомило ФИО1 об отказе в предоставлении субсидии за март 2018 года, май-июль 2018 года на основании абз.2, 3 п.3.15 Порядка № 807, в связи с несоответствием поставщика условиям предоставления субсидий, установленным пунктом 2.3 Порядка (в представленных справках ИФНС России по Борскому району Нижегородской области №№1769, 1770 по состоянию на 01.06.2018 и 01.07.2018 указано на наличие у ФИО1 неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах), а также в связи с представленной предпринимателем недостоверной информацией о наличии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидии, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом (так как у поставщика имеется задолженность по возврату субсидии в областной бюджет в связи с расторжением договора о предоставлении из областного бюджета субсидии от 12.02.2018 №19 и выявленными нарушениями за период с января по октябрь 2016 года в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления и целевого использования субсидий, выделенных на выплату компенсации расходов поставщикам социальных услуг).

Между тем, в силу пункта 3.15 Порядка основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются, в частности несоответствие поставщика условиям предоставления субсидий, установленным пунктом 2.3 настоящего Порядка; представление поставщиком комплекта документов, не соответствующих требованиям, установленным пунктом 3.6 настоящего Порядка, либо выявление в представленных документах неполных и (или) недостоверных сведений.

Пунктом 3.6 Порядка установлены требования, предъявляемые к документам, представленным поставщиком, а именно: документы, представляемые поставщиками в подлиннике, должны быть исполнены синими или черными чернилами (пастой), напечатаны (написаны, заполнены) четко и разборчиво. По тексту документов не допускаются подчистки, приписки, наличие зачеркнутых слов, нерасшифрованные сокращения, исправления, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных подписью уполномоченного лица; соответствие подлинникам копий документов, указанных в пунктах 3.2, 3.3 настоящего Порядка, удостоверяется подписью руководителя и печатью поставщика (при наличии печати).

В качестве одного из оснований для отказа в предоставлении предпринимателю субсидий за декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года, апрель 2018 года Министерством указано на представление ФИО1 сведений об укомплектованности поставщика социальными работниками в ненадлежащей форме.

Между тем, форма предоставления сведений об укомплектованности поставщика социальными работниками действующим нормативными правовыми актами императивно не утверждена. Данное обстоятельство Министерством не опровергнуто.

В связи с чем, вышеуказанное основание для отказа в предоставлении предпринимателю субсидий за декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года, апрель 2018 года, приведенное Министерством в уведомлении от 06.06.2018, является неправомерным.

Несоответствия представленных предпринимателем с заявками на получение субсидий за декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года, апрель 2018 года иных документов требованиям, установленным п.3.6 Порядка, судом не установлено и Министерством по существу не оспаривается.

В силу пункта 2.3 Порядка условиями предоставления субсидии являются:

- наличие сведений о поставщике в реестре поставщиков социальных услуг Нижегородской области в соответствии со статьей 25 Федерального закона;

- наличие сведений о получателе социальных услуг в регистре получателей социальных услуг Нижегородской области в соответствии со статьей 26 Федерального закона;

- соответствие поставщика требованиям, установленным пунктом 2.6 настоящего Порядка;

-наличие сведений о предоставлении социальных услуг поставщиком в соответствии с порядком предоставления социальных услуг в соответствующей форме социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области, и индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);

-наличие у поставщика официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующего требованиям статьи 13 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2.6 Порядка поставщик на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, должен соответствовать в том числе следующим требованиям: отсутствие у поставщика неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; отсутствие у поставщика просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом.

Согласно материалам дела, договор №19 о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предметом которого является предоставление Получателю из областного бюджета в 2018 году субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, заключен между ФИО1 и Министерством 12 февраля 2018 года.

На момент заключения данного договора задолженности по налогам и сборам, а также по возврату в областной бюджет субсидии у предпринимателя не имелось, что заинтересованным лицом по существу не оспорено.

В связи с чем, ссылки Министерства на справки ИФНС России по Борскому району Нижегородской области №№1769, 1770, согласно которым у ФИО1 имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах по состоянию на 01.06.2018 и 01.07.2018, обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве основания для отказа в предоставлении ФИО1 субсидии за март 2018 года, май-июль 2018 года, поскольку Порядок №807 не содержит требования о предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам в комплекте документов, прилагаемых к заявке на получение субсидии.

Кроме того, согласно справке ИФНС России по Борскому району Нижегородской области от 26.07.2018 (б/н) на момент подачи заявок за март, май, июнь и июль 2018 года (26.07.2018) задолженность по налогам у Предпринимателя отсутствовала (погашена в июле 2018 года).

Довод Министерства о наличии у предпринимателя просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий за период с января по октябрь 2016 года, за декабрь 2017 года и расторжением договора о предоставлении из областного бюджета субсидии от 12.02.2018 №19 обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Факт направления Министерством в адрес предпринимателя требований о возврате в областной бюджет субсидии за декабрь 2017 года (от 09.04.218 №318-19-3995/18), за январь-октябрь 2016 года (от 10.07.2018 №318-19-7826/18) и неисполнение данных требований в установленный срок не свидетельствует о наличии данной задолженности перед бюджетом.

Вступивших в законную силу судебных решений о взыскании с ФИО1 субсидий за вышеуказанные периоды на момент принятия оспариваемых решений не имелось. В связи с чем, ссылки Министерства на выявленные нарушения со стороны предпринимателя порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком и Договором, в январе-октябре 2016 года и декабре 2017 года, не имеют в рассматриваемом случае существенного правового значения.

То обстоятельство, что на момент принятия Комиссией Министерства решений об отказе в предоставлении предпринимателю субсидий за декабрь 2017 года, январь-июль 2018 года в Арбитражном суде Нижегородской области на рассмотрении находился спор о расторжении договора о предоставлении из областного бюджета субсидии №19 от 12.02.2018 и взыскании с ФИО1 полученных в качестве субсидии за декабрь 2017 года денежных средств, также не свидетельствует о наличии у Министерства предусмотренных Порядком №807 оснований для отказа в предоставлении предпринимателю субсидий в целях компенсации понесенных предпринимателем расходов в связи с предоставлением социальных услуг в последующие периоды.

При этом, решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2018 по делу №А43-24276/2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019, Министерству социальной политики Нижегородской области отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о расторжении договора от 12.02.2018 №19 и взыскании задолженности в размере 996 230 рублей 84 копейки.

Названными судебными актами установлено отсутствие со стороны Предпринимателя нарушений Порядка №807 при оказании в декабре 2017 года социальных услуг лицами, не состоящими в штате ФИО1, на основании гражданско-правовых договоров.

Указанные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемые решения Министерства об отказе в предоставлении субсидии, формализованные в уведомлениях от 06.06.2018 №318-19-6413/18, от 27.08.2018 №318-19-9898/18, не соответствуют вышеназванным правоположениям и нарушает права и законные интересы предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Представленными в материалы дела документами (договорами на оказание социальных услуг, актами предоставления социальных услуг поставщиком социальных услуг - т.1, CD-диск) подтвержден факт оказания предпринимателем на территории Нижегородской области (Арзамасский, Борский, Краснобаковский, Лукояновский, Починковский, Спасский, Тоншаевский районы Нижегородской области) социальных услуг в декабре 2017 года (дополнительно 1 получателю социальных услуг), в январе 2018 года 167 получателям социальных услуг, в феврале 2018 года 185 получателям социальных услуг, в марте 2018 года 188 получателям социальных услуг, в апреле 2018 года 192 получателям социальных услуг, в мае 2018 года 83 получателям социальных услуг, в июне 2018 года 89 получателям социальных услуг, в июле 2018 года 87 получателям социальных услуг.

Акты предоставления социальных услуг поставщиком социальных услуг подписаны получателями социальных услуг без каких либо замечаний. Претензий по качеству оказанных услуг получателями социальных услуг не заявлялось, жалобы в Министерство на предпринимателя не поступали.

Министерством социальной политики Нижегородской области каких либо претензий и замечаний по факту оказанных предпринимателем в спорный период социальных услуг также не предъявлялось.

Все документы, подтверждающие факт оказания предпринимателем социальных услуг в спорный период с соответствующими расчетами размеров субсидий представлялись последней в Министерство в комплектах документов с соответствующим заявками на получение субсидий в соответствии с требованиями Порядка №807, что Министерством также по существу не оспаривается.

Поскольку Министерство незаконно и необоснованно отказало предпринимателю в выплате спорных субсидий, то ответственность за причиненные истцу убытки в виде расходов, понесенных в связи с предоставлением социальные услуг гражданам, возлагается на Министерство, как главного распорядителя средств областного бюджета, предоставляющего субсидию, и сторону договора о предоставлении из областного бюджета субсидии, за счет казны Нижегородской области.

Расчет и сумма подлежащих выплате ФИО1 субсидий за оказанные в спорный период социальные услуги в размере 7 598 979 рублей 21 копейка Министерством подтвержден (.

При изложенных обстоятельствах, убытки в размере 7 598 979 рублей, 21 копейка, понесенные ФИО1 с связи с невыплатой субсидии на компенсацию затрат за декабрь 2017 года, январь-июль 2018 года, подлежат взысканию с Министерства за счет казны Нижегородской области.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2019 по делу № А43-33528/2018 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи О.А. Волгина

Т.А. Захарова