г. Владимир
30 сентября 2022 года Дело № А43-35163/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен в полном объеме 30.09.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Новиковой Л.П., судей Тарасовой Т.И., Насоновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2022 по делу № А43-35163/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» к Федеральному казенному учреждению «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» о признании незаконными требований об уплате штрафа, требования об устранении выявленных нарушений, о понуждении ответчика к надлежащему выполнению условий контракта и проведению процедуры приемки оказания услуг в соответствии с условиями контракта № 55 и по встречному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» к обществу с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» о взыскании штрафа,
при участии: от ответчика (заявителя) - Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» - ФИО1 по доверенности; иные участвующие в деле лица явку полномочных представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» (далее - истец, исполнитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» (далее - ответчик, государственный заказчик) (с учетом определения суда от 04.03.2022) о признании незаконными требований об уплате штрафа от 15.09.2021 № 13-06/331, № 13-06/332, от 29.09.2021 № 13-06/360, требования об устранении выявленных нарушений от 19.10.2021 № 13-06/371 и о понуждении ответчика к надлежащему выполнению условий контракта и проведению процедуры приемки оказания услуг в соответствии с условиями контракта от 18.03.2021 № 55.
Ответчик обратился со встречным иском о взыскании 705 000 руб. штрафных санкций, начисленных за нарушение условий контракта.
Решением от 04.08.2022 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» оставил без удовлетворения. Встречные исковые требования удовлетворил частично: взыскал с общества с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» в пользу Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» 102 000 руб. штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом в части снижения неустойки по встречному иску, ответчик обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, взыскать 705 000 руб. неустойки.
Считает, что ответчик не привел доказательств в подтверждение своих доводов о несоразмерности неустойки нарушенному обязательству.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность судебного акта.
Считает, что судом верно установлены факты отсутствия наступления у ответчика по первоначальному иску негативных последствий в результате выявленных нарушений.
Кроме того, судом верно применены нормы права, предусматривающие наличие у суда права на уменьшение неустойки (штрафов) и соблюдения баланса интересов сторон дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (далее - застройщик) и обществом с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» заключен государственный контракт (далее - контракт) от 18.03.2021 № 55.
Предметом контракта является осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту: «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна. Проектные работы. II этап. Шлюзы № 25-26 Сараторвского гидроузла. Гидротехнические сооружения. Реконструкция». Идентификационный код закупки - 211526090187052600100100010017112414.
Исполнитель по поручению застройщика принимает на себя обязательства по осуществлению строительного контроля за выполнением генподрядчиком работ на объекте, в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с календарным платном (приложение №3 к контракту), согласно пункту 2.1 контракта.
В своей деятельности исполнитель руководствуется действующими нормативно-техническими документами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектной и рабочей документацией, техническим заданием (приложением №2 к контракту) и иными условиями контракта, пункт 2.3 контракта.
Строительный контроль, осуществляемый исполнителем, включает проведение контрольных мероприятий, проведение в рамках строительного контроля сплошного контроля качества работ генподрядчика с использованием визуального, инструментального и физических методов контроля, установлено пунктами 2.4 и 2.4.6 контракта.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль исполнителя, уплату налогов, сборов, установленных в РФ, других обязательных платежей и иных расходов исполнителя, связанных с выполнением обязательств по контракту.
Цена контракта (цена услуг) составляет: 7 000 000 руб. без налога на добавленную стоимость (далее НДС), пункт 5.1 контракта.
Оплате подлежат фактически оказанные исполнителем и принятые в установленном порядке застройщиком услуги по строительному контролю, в силу пункта 6.1 контракта.
Оплата надлежаще оказанных услуг исполнителем производится застройщиком в соответствии с расчетом платежей (приложение №4 к контракту), ежеквартально, на основании подписанных сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг с предоставлением на оплату счетов, счетов -фактур, в соответствии с пунктом 6.5 контракта.
Сроки оказания услуг по контракту определяются в соответствии с предоставляемым застройщиком исполнителю одновременно с подписанием контракта календарным планом оказания услуг, приложение № 3 к контракту.
Исполнитель обязан приступить к оказанию услуг по строительному контролю со дня подписания контракта.
Услуги оказываются до полного завершения работ генподрядчиком, подписания акта приемки законченного реконструкцией объекта и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, пункт 7.2 контракта.
Из пункта 7.3 контракта следует, что датой окончания услуг по контракту является - 01.12.2022.
Застройщик обязан: проводить проверку предоставляемых исполнителем оказываемых услуг, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (подпункт 8.1.3); предъявлять исполнителю претензии за невыполнение или ненадлежащие выполнение контрактных обязательств (подпункт 8.1.6), согласно пункту 8.1 контракта
Застройщик вправе проверять ход и качество оказанных услуг, предусмотренных контрактом, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя, в соответствии с пунктом 8.2 и подпунктом 8.2.2.
Из пункта 9.2 контракта следует, что застройщик обязан: оказать услуги по контракту в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями, законодательными и правовыми актами РФ, техническим заданием к контракту (подпункт 9.1.1); осуществлять контроль соответствия выполняемых генподрядчиком работ на объекте требованием проектной и разработанной на ее основе рабочей документации, техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (подпункт 9.1.2); ежеквартально представлять застройщику: акты сдачи -приемки оказанных услуг; отчеты о ходе строительно-монтажных работ на объекте, включающие: копии предписаний, выданных за отчетный квартал; реестр исполнительной документации генподрядчика; отчет по проведению строительного контроля с указанием выполненных и принятых объемов работ за отчетный период, с отражением причин не принятых объемов работ; другие документы не упомянутые настоящим контрактом, по требованию застройщика, относящиеся к контролю качества строительно-монтажных работ и оказание услуг по строительному контролю (подпункт 9.1.5); обеспечить присутствие на объекте специалистов по строительному контролю в количестве достаточном для оказания услуг согласно условиям контракта, согласно постановлению Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». Письменно известить застройщика о закреплении специалистов за объектом и направить копии их удостоверений или иных подтверждающих полномочия документов в течение 5 календарных дней с даты вступления контракта в силу, подпункт 9.1.6.
Техническое задание на осуществление строительного контроля за выполнением строительно-монтажных работ требования к выполняемым работам (раздел 12), согласно приложению № 2 к контракту:
- услуги по строительному контролю должны осуществляться с соблюдением правил действующего внутреннего распорядка, контрольно-пропускного режима, внутренних положений, инструкций и требований администрации застройщика; допуск на территорию Балаковского РГСиС осуществляется согласно ФЗ № 16 от 09.02.2007 и постановления Правительства № 1638 от 08.10.2020;
- исполнитель обязуется учитывать сроки проверки привлекаемых специалистов на оказание услуг по строительному контролю компетентными органами в области транспортной безопасности; лица, не прошедшие проверку по допуску в зону транспортной безопасности, на территорию предприятия допускаться не будут;
- все работы, выполняемые согласно контракта и технического задания, должны соответствовать требованиям государственных стандартов и выполняться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим данный вид деятельности; строительный контроль осуществляется в течение всего периода реконструкции объекта с целью контроля за соблюдением проектных решений, сроков реконструкции и требований нормативных документов, в том числе качества строительно-монтажных работ (далее СМР), соответствия стоимости реконструкции утвержденным сметам;
- исполнитель, осуществляющий строительный контроль, в своей деятельности руководствуется техническим регламентами, внутренними регламентами, иными нормативными правовыми актами и сметной документацией, утвержденными (согласованными) застройщиком.
Основные положения (раздел 13): строительный контроль за реконструкцией направлен на систематическую проверку соответствия объема, стоимости и качества выполняемых строительно-монтажных работ, утвержденным проектам и сметам, строительным нормативам и правилам, государственным стандартам; на объекте строительства представители строительного контроля обязаны присутствовать ежедневно.
При возникновении непредвиденных ситуаций, освидетельствования промежуточных и скрытых работ и т.п. посещение объектов представителями строительного контроля производится по вызову представителя застройщика, подрядчика других контрольных или надзорных органов, ответственного производителя работ.
Особые требования (раздел 15): обеспечить присутствие специалиста на объекте ежедневно на протяжении всего периода строительства; осуществлять выезд специалиста на объекты в нерабочее время и праздничные дни по заявке застройщика (телефонному оповещению) Сторона, не исполнившая или исполнившая ненадлежащим образом обязательства по контракту, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и обязана возместить убытки, возникшие по ее вине, в полном объеме, согласно пункту 11.1 контракта
Размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, устанавливается в соответствии с правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042 (далее - правила).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), согласно подпункту «б» пункта 11.5 контракта.
В силу подпункта «б» пункта 11.8 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 000 000 руб. до 50 000 000 рублей (включительно).
На основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.12.2021 № 475 «Об осуществлении детализации (расшифровки) мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» по объектам капитального строительства водного транспорта» между ООО «Центр Строительного Инжиниринга» и ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» заключено дополнительное соглашение № 2 от 30.12.2021 о перемени лиц в контракте.
Согласно соглашению все права и обязанности застройщика (ответчика по делу) переходят к федеральному казенному учреждению «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» (ФКУ «Ространсмодернизация»).
Дополнительное соглашение № 2 от 30.12.2021 составлено ответчиком на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.12.2021 № 475 «Об осуществлении детализации (расшифровки) мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» по объектам капитального строительства водного транспорта» между ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (далее - застройщик), ООО «Центр Строительного Инжиниринга» и ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры».
Права и обязанности по контракту возникают у исполнителя по отношению к государственному заказчику и прекращается по отношению к застройщику с 01.01.2022, согласно пункту 4 указанного соглашения.
С даты вступления в силу настоящего соглашения застройщик обязан инициировать процессуальное правопреемство к государственному заказчику по спорам, вытекающим из контракта, инициированным до вступления в силу соглашения, пункт 7 соглашения.
В случае отказа исполнителя от подписания соглашения, оно считается двусторонним, заключенным между застройщиком и государственным заказчиком, направленным на замену в контракте государственного заказчика, пункт 8 соглашения.
Замена лица в обязательстве не нарушает права истца, доказательства обратного не представлены.
По результатам проверки, проводимой Ершовской транспортной прокуратурой, выявлено ненадлежащие исполнение ООО «Центр Строительного Инжиниринга» обязательств по контракту, вследствие чего было выставлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере градостроительного и бюджетного законодательства № 23-1-3/2021/Ирдн 87 от 03.09.2021.
В рамках проведения выездных проверочных мероприятий Ершовской транспортной прокуратурой установлено, что в нарушение условий контракта, а именно: раздела 15 приложения № 2 к контракту, ООО «Центр Строительного Инжиниринга» строительный контроль ежедневно на объекте не осуществляется, в результате чего ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направило в адрес ООО «Центр Строительного Инжиниринга» требование об уплате штрафа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств от 15.09.2021 № 13-063/331.
Размер штрафа определен на основании подпункта «б» пункта 11.5 контракта и составил 350 000 руб.
Одновременно выявлены нарушения требований, установленных пунктом 10.2 контракта, а именно: исполнитель предоставил застройщику документы по сдаче - приемки оказанных услуг за 3(третий) квартал 2021 года в 22:48 26.09.2021, в результате чего ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направило в адрес ООО «Центр Строительного Инжиниринга» требование об уплате штрафа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств от 29.09.2021 №13-063/360.
Размер штрафа определен на основании подпункта «б» пункта 11.8 контракта и составил 5000 руб.
ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направило в адрес ООО «Центр Строительного Инжиниринга» требование об устранении выявленных нарушений в рамках контракта от 19.10.2021 № 13-06/371.
Согласно указанному требованию за период с 14.04.201 по14.09.2021 застройщиком были выявлены нарушения:
1) в нарушение требований, установленных подпунктом 1.4 пункта 13 и пункта 15 технического задания исполнитель в период с 14.04.2021 (дата начала выполнения работ) по 14.09.2021 не обеспечил ежедневное присутствие представителей строительного контроля на
объекте реконструкции.
При рассмотрении на объекте реконструкции первичных документов (20.08.2021, 23.08.2021, 24.08.2021), в рамках выполнения генподрядчиком работ за отчетный период с момента действия контракта по 14.09.2021, на объекте реконструкции отсутствовали представители строительного контроля.
2) в нарушение требований, установленных пунктом 9.1.6 контракта в период с 14.04.2021 по 14.09.2021 исполнитель не обеспечил присутствие на объекте специалистов по строительном контролю в количестве достаточном для оказания услуг согласно условиям контракта, а именно: 6 специалистов строительного контроля. Исполнитель выделил на объект реконструкции 1 специалиста строительного контроля - ФИО2, на которого оформлен приказ № 15-Пр от 19.03.2021.
Допуск на объект реконструкции, расположенный на территории Саратовского гидроузла осуществляется по пропускам.
До 15.09.2021 пропуск оформлялся исполнителем на одного специалиста строительного контроля - ФИО2 (разовый пропуск 07.04.2021, постоянный пропуск - 20.04.2021 сроком действия по 31.12.2021).
3) в нарушение требований, установленных пунктом 10.2 контракта, исполнитель предоставил застройщику документы по сдаче - приемки оказанных услуг за третий квартал 2021 года за истечением установленного контрактом срока.
Акты сдачи - приемки оказанных услуг, соответствующие счета, счета-фактуры и отчет о ходе строительно-монтажных работ на объекте представлены на электронную почту ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в 22 час. 48 мин. 26.09.2021. Псоле ознакомления с поступившими документами застройщик направил в адрес исполнителя отказ от подписания акта сдачи - приемки оказанных услуг №2 от 20.09.2021 (письмо исх. №12-10/223 от 01.10.2021).
4) в нарушение требования, установленных ч.2 ст. 52, п. 2 ст. 5 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пп.3, 6, 12 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468 исполнитель не представил в адрес застройщика копии
документов, подтверждающих включение в национальный реестр специалистов в области строительства (далее - НОСТРО) инженера по строительному контролю - ФИО2
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 329, 330, 702, 763 - 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» оставил без удовлетворения. Встречные исковые требования Федерального казенного учреждения ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» удовлетворил частично. Взыскал с общества с ограниченной ответственностью «Центр Строительного Инжиниринга» в пользу Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» 102 000 руб. штрафа, применив положения статьи 333 ГК РФ.
При этом суд первой инстанции учел значительную сумму штрафов, отсутствие доказательств наступления негативных последствий от допущенных нарушений для заявителя, необходимость обеспечения баланса между мерой ответственности и оценкой действительного ущерба.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Примененный размер неустойки, с учетом характера нарушенных обязательств, не противоречит правоприменительной практике.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводов сторон.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2022 по делу № А43-35163/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.П. Новикова
Судьи
Н.А. Насонова
Т.И. Тарасова