ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-35737/17 от 29.08.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

05 сентября 2018 года Дело № А43-35737/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2018.

Постановление в полном объеме изготовлено 05.09.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2018

по делу № А43-35737/2017,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Логистик НН» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, изложенного в письме от 24.07.2017 № 326-03-02-19562/17,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Логистик НН» – ФИО1 по доверенности от 16.10.2017,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Логистик НН» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее – Министерство), изложенного в письме от 24.07.2017 № 326-03-02-19562/17, об отказе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030137:59 площадью 7897 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Комсомольское шоссе, <...>, а также об обязании Министерства устранить допущенные нарушения.

Решением от 12.03.2018 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителя.

Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена.

Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.

Представитель Общества в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое помещение, этаж № 1, площадью 1615,5 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030137:286, находящееся по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, Канавинский район, Комсомольское шоссе, д. 7В, П1; нежилое помещение, этаж № 1, Этаж № 2, площадью 2 144.8 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030137:285, находящееся адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, Канавинский район, Комсомольское шоссе, д. 7В, П2; нежилое помещение, этаж № 1, площадью 124,2 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030137:284, находящееся по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, Канавинский район. Комсомольское шоссе д. 7Г, пом. П1; нежилое помещение, этаж № 2, площадью 242,9 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030137:283, находящееся по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, Канавинский район. Комсомольское шоссе, д. 7Г, пом П2 (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 07.04.2018); отдельно стоящая газовая котельная, назначение; нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 32,3 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030137:230, расположенная по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, Канавинский район. Комсомольское шоссе, д. 7В (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2013).

Указанные объекты находятся на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030137:59, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Комсомольское шоссе, <...>, который принадлежит Обществу на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка от 24.09.2013 № 18-4028.

Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.

Письмом от 24.07.2017 № 326-03-02-19562/17 Министерство со ссылкой на подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и на сведения Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду его нахождения в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (II пояс).

Посчитав данное решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Из пункта 1 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 № 31 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных в статье 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

В силу статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом действующее законодательство содержит принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).

На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 ЗК РФ.

В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ).

Частью 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В рассматриваемом случае оспариваемое решение Министерство со ссылкой на подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ мотивировало тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (II пояс).

Согласно данной норме ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Поскольку градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030137:59 выдан позднее утверждения генерального плана г. Нижнего Новгорода и не содержит сведений о расположении земельного участка в пределах каких-либо иных зон с особыми условиями использования территории, кроме указанных в нем (часть участка расположена в границах санитарно-защитной зоны железной дороги, юго-восточная часть участка со сложными инженерно-геологическими условиями), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемый Обществом земельный участок не входит в границы зоны санитарной охраны источников водоснабжения (II пояс).

В судебном заседании 20.06.2018 представитель Министерства со ссылкой на результаты самостоятельной проверки сведений относительно расположения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030137:59 в зоне санитарной охраны источников водоснабжения (второй пояс) указал, что данный земельный участок не находится в указанной зоне.

При этом представитель Министерства в качестве нового основания к отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка назвал его нахождение в границах красных линий, установленных в составе документации по планировке центральной части города Нижнего Новгорода в границах улиц Бетанкура, ФИО2, Июльских дней. Студенческая, ФИО3, ФИО4, ФИО5 набережная, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.08.2012 № 1761-р.

В связи с расхождением позиции Министерства с содержанием ранее представленного градостроительного заключения, которым оно руководствовалось при вынесении оспариваемого решения, и в целях полного и объективного рассмотрения настоящего деласуд апелляционной инстанции направил в Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (ранее - Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, далее – Департамент) запрос, в котором просил дать заключение относительно того, находится ли земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030137:59, расположенный по адресу: <...>, в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения (II пояс) и в границах красных линий, а также предоставить соответствующие схемы или чертежи из генерального плана города.

Письмом от 22.08.2018 № 406-01-11-8932/18 Департамент в ответ на запрос суда апелляционной инстанции пояснил следующее.

По данным схемы комплексной оценки состояния окружающей среды (прогноз) с границами зон с особыми условиями использования территорий в составе генерального плана города Нижнего Новгорода земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030137:59 расположен в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения III пояс и частично II пояс. Границы зон санитарной охраны источников водоснабжения носят условный характер. Сведения о границах зон санитарной охраны источников водоснабжения в координатах в Департаменте отсутствуют.

Согласно данным информационной системы градостроительной деятельности города Нижнего Новгорода заявленный земельный участок расположен вне красных линий, установленных в составе документации по планировке центральной части города Нижнего Новгорода в границах улиц Бетанкура, ФИО2, Июльских дней. Студенческая, ФИО3, ФИО4, ФИО5 набережная, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.08.2012 № 1761-р, и проекта планировки и межевания территории в границах улицы Украинская, Комсомольское шоссе в Канавинском районе города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 26.12.2013 № 5065.

К ответу от 22.08.2018 № 406-01-11-8932/18 Департаментом приложеныфрагмент схемы комплексной оценки состояния окружающей среды (прогноз) с границами зон с особыми условиями использования территорий, а также фрагмент с плана города М 1:500 с учетом данных информационной системы градостроительной деятельности города Нижнего Новгорода по красным линиям и земельным участкам, учтенным в государственном кадастре недвижимости.

В свою очередь письмом от 27.08.2018 № 406-01-11-9044/18Департамент в части расположения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030137:59 в зоне санитарной охраны источников водоснабжения третий пояс и частично второй пояс дополнительно сообщил, что границы зон санитарной охраны источников водоснабжения отражены в составе генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 17.03.2010 № 22 (с изменениями). Схема комплексной оценки состояния окружающей среды с границами зон с особыми условиями использования территории, в том числе с границами зон санитарной охраны источников водоснабжения, выполнена в масштабе 1:25000. Сведения о границах зон санитарной охраны источников водоснабжения в государственном кадастре недвижимости не внесены. Иные сведения о границах зон санитарной охраны источников водоснабжения на территории г. Нижнего Новгорода, установленных в соответствии с действующим законодательством, отсутствуют.

По данным сведений дежурного плана администрации города Нижнего Новгорода на топографическом материале в М 1:500 заявленный земельный участок расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения третий пояс.

Учитывая, что границы зон санитарной охраны источников водоснабжения не определены в системе координат, идентифицировать с точностью границы земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030137:59 относительно зоны санитарной охраны источников водоснабжения (второй пояс) не представляется возможным. В составе представленного графического материала «Фрагмент схемы комплексной оценки состояния окружающей среды (прогноз)» границы заявленного земельного участка нанесены ориентировочно, с учетом графической подложки генерального плана города Нижнего Новгорода.

Таким образом, с учетом названных пояснений Департамента суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что безусловных оснований считать расположенным земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030137:59 в зоне санитарной охраны источников водоснабжения (второй пояс) не имеется, а также указанный земельный участок не расположен в границах красных линий.

В целях реализации преимущественного права выкупа земельного участка Общество при обращении в Министерство приложило к заявлению все документы, предусмотренные статьей 39.15 ЗК РФ, а также Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, то есть выполнило требования действующего земельного законодательства, что Министерством не оспаривалось.

Поскольку права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030137:59 подлежали оформлению по действующим правилам ЗК РФ, у Министерства не имелось оснований для ненаправления ему проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговомувыводу о том, что оспариваемое решение Министерства противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Министерством не доказано.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.

Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерствапо приведенным в них доводам удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2018 по делу № А43-35737/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

И.А. Смирнова

Е.А. Кирилова

Ю.В. Протасов