ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-372/14 от 05.03.2014 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

              Дело № А43-372/2014

12 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2014 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чижова И.В. ,

судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.

при участии представителей

от истца: Логиновой О.К. (доверенность от 01.01.2015),

от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области:

Жихаревой И.С. (доверенность от 14.01.2015),

от Министерства финансов Нижегородской области:

Щепалиной Н.П. (доверенность 25.12.2014)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –

Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014,

принятое судьями Бухтояровой Л.В., Большаковой О.А., Максимовой М.А.,

по делу № А43-372/2014

по иску открытого акционерного общества «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (ИНН: 5257111223, ОГРН: 1095257004457)

к публично-правовому образованию – Нижегородская область,

Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области,

Министерству финансов Нижегородской области

о взыскании убытков

и   у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и Министерству финансов Нижегородской области о солидарном взыскании 80 142 рублей 33 копеек задолженности по договору оказания услуг от 25.08.2010 № 401-04-05/35 по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Решением суда от 28.05.2014 с Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области за счет казны Нижегородской области взыскано 80 142 рубля 33 копейки убытков. В удовлетворении иска к Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области суд отказал.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 решение суда отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ. В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве ответчика публично-правовое образование – Нижегородская область. С публично-правового образования – Нижегородская область за счет казны Нижегородской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области взыскано 80 142 рубля 33 копейки убытков. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Нижегородской области отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статьи 6, 21, 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), нарушил статью 49 АПК РФ.

По мнению Министерства, оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ответственность в виде возмещения убытков, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения, в силу закона должна быть возложена на Министерство финансов Нижегородской области. Министерство полностью исполнило обязательства по предоставлению Обществу субсидий в пределах предоставленных ему лимитов бюджетных обязательств. Суд, взыскав с ответчика убытки, самостоятельно изменил предмет и основание иска, что недопустимо.

Общество и Министерство финансов Нижегородской области в отзывах на кассационную жалобу возразили относительно доводов Министерства, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании постановлений Правительства Нижегородской области от 11.03.2005 № 68 «О дополнительных мерах социальной поддержки льготных категорий граждан при проезде на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении на территории Нижегородской области» (далее – постановление № 68) и от 09.04.2009 № 199 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий предприятиям пригородного железнодорожного и внутреннего водного транспорта на компенсацию части затрат по оказанию услуг населению по перевозкам пассажирским транспортом по тарифам, регулируемым Правительством Нижегородской области, на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан» (далее – постановление № 199) Общество (перевозчик) и Министерство (ранее – Департамент транспорта и связи Нижегородской области) заключили договор от 25.08.2010 № 401-04-05/35 на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Данный договор заключен в пользу третьих лиц – граждан льготных категорий, которые определены в постановлении № 68.

По условиям пункта 1.1 договора Министерство поручило, а истец принял на себя обязательство обеспечивать перевозку граждан льготных категорий железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Нижегородской области на участках железной дороги на территории Нижегородской области, обслуживаемых истцом согласно приложению № 1 к договору в период с 01.07 по 31.12.2010 включительно, путем заключения договора перевозки с гражданами из числа лиц, указанных в приложении № 2 к договору.

В соответствии с пунктом 3.1 договора Министерство обязалось производить оплату предъявленных истцом счетов-фактур за оказанные услуги по перевозке граждан льготных категорий в порядке и сроки, установленные договором.

Порядок расчетов определен сторонами в разделе 4 договора, согласно которому по окончании каждого месяца истец представляет Министерству отчет о предоставленных услугах и сумме выпадающих доходов по установленной форме, а также счет-фактуру на сумму оказанных услуг по перевозке граждан льготных категорий за истекший период. Оплата счетов-фактур истца осуществляется в безналичном порядке в течение 10 банковских дней с момента получения счета-фактуры (пункт 4.2 договора).

В период действия договора истец оказал услуги по перевозке граждан льготных категорий железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Нижегородской области на сумму 14 010 486 рублей, которые оплачены Министерством на сумму 13 930 343 рубля 67 копеек.

Согласно отчету о предоставленных услугах и сумме выпадающих доходов по установленной форме за декабрь 2010 года, счету-фактуре от 31.12.2010 № 275 услуги по перевозке граждан льготных категорий за декабрь 2010 года оказаны на сумму 2 517 135 рублей, оплата произведена Министерством на сумму 2 436 992 рубля 67 копеек.

Невозмещение Обществу 80 142 рублей 33 копеек выпадающих доходов послужило основанием для обращения в суд с иском.

Удовлетворяя исковое требование и взыскивая спорную сумму с публично-правового образования Нижегородская область в лице Министерства, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 15, 790, 1069, 1071 ГК РФ, статьей 158 БК РФ, постановлением от 09.04.2009 № 199 и исходил из того, что доказательствами по делу подтверждается возникновение у Общества убытков от оказания услуг по перевозке пассажиров в железнодорожном пригородном сообщении в заявленном размере; Министерство как главный распорядитель субсидий должно нести ответственность за неисполнение обязательств, возложенных на него договором.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Право транспортной организации на возмещение расходов за счет средств соответствующего бюджета в связи с предоставлением льгот по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа гарантировано частью 5 статьи 790 ГК РФ.

Указанная правовая норма корреспондирует с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данными нормами, а также статьей 78 БК РФ Нижегородская область в постановлении от 09.04.2009 № 199 утвердила порядок возмещения транспортным организациям выпадающих доходов, возникающих вследствие предоставления населению льгот при оказании услуг по перевозке в пригородном железнодорожном сообщении. 

Указанным порядком на Министерство возложены функции по предоставлению субсидии перевозчикам с целью возмещения выпадающих доходов.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов по ведомственной принадлежности.

Главными распорядителем средств бюджета Нижегородской области выступают все органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета, утверждаемого ежегодно законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

На момент рассмотрения спора в суде действовал Закон Нижегородской области от 18.12.2013 № 166-З «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», которым Министерство было определено в  качестве главного распорядителя средств по целевой статье расходов 3056050 «Субсидии на компенсацию затрат по оказанию услуг населению по перевозкам пассажирским транспортом по тарифам, регулируемым Правительством Нижегородской области, на возмещение выпадающих доходов…» в разделе «Железнодорожный транспорт».

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу.

Довод Министерства о нарушении судом апелляционной инстанции статьи 49 АПК РФ суд округа отклонил, поскольку в соответствии с принципом эффективности судебной защиты и справедливого разбирательства суд обеспечил сторонам равную возможность судебной защиты. При этом в силу части 1 статьи 168 АПК РФ при решении вопроса о том, какой закон подлежит применению по спору, арбитражный суд не связан доводами лиц, участвующих в деле, и вправе при рассмотрении дела по существу применить закон, на который они не ссылались.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014
по делу № А43-372/2014 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.В. Чижов

Судьи

Ю.В. Новиков

О.А. Шемякина