ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-37812/20 от 21.09.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-37812/2020

26 сентября 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Домрачевой Н.Н., Когута Д.В.

при участии представителей

от общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»:

ФИО1 (доверенность от 10.01.2022),

ФИО2 (доверенность от 10.01.2022),

от товарищества собственников жилья «Нижнепечерская, 10»:

ФИО3 (доверенность от 25.07.2022),

ФИО4, председателя правления (паспорт),

от третьего лица – товарищества собственников жилья «Верхнепечерская, 15/1»:

ФИО5, председателя правления (паспорт),

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы

общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»,

товарищества собственников жилья «Нижнепечерская, 10»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022

по делу № А43-37812/2020

по иску общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к товариществу собственников жилья «Нижнепечерская, 10»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании долга и неустойки

и по встречному иску товарищества собственников жилья «Нижнепечерская, 10»

к обществу с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»

о внесении изменений в договор,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

товарищество собственников жилья «Верхнепечерская, 15/1»,

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

общество с ограниченной ответственностью «Марс-ОВ»,

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (далее – ООО «Нижэкология-НН», Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья «Нижнепечерская, 10» (далее – ТСЖ «Нижнепечерская, 10», Товарищество) взыскании 1368 рублей 66 копеек неустойки за период с 16.05.2019 по 05.04.2020.

ТСЖ «Нижнепечерская, 10» обратилось в суд со встречным иском к ООО «Нижэкология-НН» о внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) от 27.11.2018 № НЖ/293/18 (в преамбулу договора, в пункты 1, 2, 4, 5, 5.1, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 26, 33, исключении из договора пунктов 3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 8, 9, 10, дополнении пунктами 5.3, 16.1, 16.2, 24.1).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2021 первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, встречные требования удовлетворены частично.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Региональный оператор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Региональный оператор указывает, что не согласен с выводами судов в отношении редакции приложения № 1 к договору, а именно разделов «Объем (в кубических метрах) принимаемых ТКО в год», «Периодичность вывоза ТКО», «Периодичность вывоза крупногабаритных отходов» а также ввиду отсутствия в приложении № 1 к договору информации о том, что на месте накопления ТКО расположен, помимо прочих, 1 контейнер-сетка желтого цвета объемом 1,1 кубического метра, предназначенный для раздельного накопления Товариществом ТКО. По мнению заявителя, предлагаемый Товариществом вариант вывоза отходов (ежедневно, кроме вторника и четверга) основан исключительно на финансовой экономии средств, не является безопасным для населения и окружающей среды и не соответствует действующему законодательству, которое не предусматривает такую периодичность вывоза ТКО, которая исключала бы определенные дни недели. Ссылаясь на пункт 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), пункт 13 СанПиН 2.1.3684-21, заявитель полагает, что действующие нормы допускают транспортировать крупные габаритные отходы (далее – КГО) по заявке, однако такие заявки должны подаваться потребителем с регулярностью, не нарушающей действующие нормы и правила. В этой связи заявитель предлагает дополнить спорный пункт словами «но не реже периодичности вывоза, установленной действующими санитарными нормами и правилами». Кроме того, заявитель считает, что Товарищество нарушает процедуру передачи раздельно накопленных ТКО на утилизацию, установленную пунктом 39 Правил № 1156, поскольку передает их по договору от 01.11.2020, заключенному с ООО «Марс-ОВ», которое не имеет права принимать раздельно накопленные ТКО ни на обработку, ни на утилизацию. Заявитель полагает, что данный договор, заключенный Товариществом с ООО «Марс-ОВ», является ничтожным.

Подробно позиция Регионального оператора изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана его представителями в судебном заседании.

Товарищество посчитало незаконными принятые судебные акты и также обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права. По его мнению, при определении объема ТКО необходимо применять формулу, предусмотренную в пункте 9 (4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Требования Товарищества в части порядка расчета платы за обращение с ТКО исходя из количества и объема контейнеров, фактически вывезенных Региональным оператором с места накопления, основаны на действующем законодательстве и судебной практике. Кроме того, заявитель полагает неправомерным включение в приложение № 1 к договору условия об определении объема КГО (1 специальная площадка объемом 23,6 кубического метра), что влечет дополнительную оплату услуг за вывоз КГО исходя из геометрических размеров площадки для их накопления. Заявитель также считает, что оплата услуг по спорному договору должна осуществляться по цене, определенной для сортированных отходов.

Подробно позиция Товарищества изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана его представителями в судебном заседании.

Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу ТСЖ возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Представитель ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» в судебном заседании поддержал позицию Товарищества.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы ООО «Нижэкология-НН» откладывалось на 14.09.2022 для совместного рассмотрения с кассационной жалобой Товарищества.

Определениями Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2022 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Когута Д.В., судьи Шемякиной О.А. на судью Домрачеву Н.Н. Рассмотрение кассационных жалоб после изменения состава суда начато с самого начала.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.09.2022.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО «Нижэкология-НН» (региональный оператор) и ТСЖ «Нижнепечерская, 10» (исполнитель коммунальных услуг) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 27.11.2018 № НЖ/293/18, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Полный перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании исполнителя коммунальных услуг, установлен сторонами в приложении № 2 к договору.

Согласно пункту 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО -01.01.2019.

Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области, в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Начисление платы по договору производится с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора (пункты 5, 5.1 договора).

Исполнитель коммунальных услуг оплачивает оказанную региональным оператором коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации – ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункт 6 договора в редакции протокола разногласий от 23.11.2018).

Стороны в пункте 15 договора согласовали условие о произведении учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, следующим способом – расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО, устанавливаются нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате договора Региональный оператор вправе потребовать от Исполнителя коммунальных услуг уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день, предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 договора).

В период с 01.04.2019 по 30.04.2019, и с 01.11.2019 по 31.07.2020 ООО «Нижэкология-НН» оказало Товариществу услуги по вывозу ТКО, по оплате которых у последнего возникла задолженность в сумме 145 017 рублей 15 копеек.

ООО «Нижэкология-НН» направило в адрес ТСЖ «Нижнепечерская, 10» претензию от 12.08.2020 № 25930 с требованием об оплате долга и пеней.

В связи с погашением Товариществом суммы основанного долга ООО «Нижэкология-НН» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки.

Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: ул. Нижне-Печерская, 10, приняли решение в целях снижения расходов на вывоз мусора оборудовать контейнерные площадки, а также организовать раздельный вывоз мусора. При этом в соответствии с соглашением о совместном содержании и ремонте контейнерных площадок от 01.01.2017, заключенным между ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» и ТСЖ «Нижнепечерская, 10», обеспечение надлежащего технического и санитарного состояния контейнеров и контейнерной площадки между домами осуществляется указанными ТСЖ совместно.

В письмах от 30.01.2019 и от 11.03.2020 ТСЖ «Нижнепечерская, 10» предложило Региональному оператору заключить дополнительное соглашение к договору от 27.11.2018 № НЖ/293/18 о расчете платы исходя из фактически вывезенных контейнеров, указав на раздельное накопление ТБО.

Указанные обращения оставлены Региональным оператором без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд со встречным иском.

Руководствуясь статьями 307, 309, 310, 329, 330, 421, 450, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 № 407, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил первоначальный иск в полном объеме, применив к Товариществу предусмотренную договором меру ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства; встречное требование удовлетворено частично (внесены изменения в пункты 5, 15, приложение № 1 к договору, исключены пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 8, 9, 10 договора, внесены изменения в наименование Товарищества по тексту договора).

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.

В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

В пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

В статье 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила № 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила № 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.

На основании пункта 19 Правил № 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 № 407 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области (далее – Порядок № 407), в пункте 4.3 которого предусмотрено, что принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО. В целях организации транспортирования ТКО принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней.

Суды установили, что собственниками многоквартирного дома принято решение о раздельном накоплении ТКО и, приняв во внимание, что Правилами № 505 предусмотрена возможность определения объемов при раздельном накоплении исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, пришли к правильному выводу о том, что в данном случае имеются предусмотренные законом основания для внесения изменений в договор от 27.11.2018 № НЖ/293/18 в связи с существенным изменением обстоятельств.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно пункту 5 договора от 27.11.2018 № НЖ/293/18 под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Товарищество настаивает на том, что оплата услуг Регионального оператора должна осуществляться по цене, определенной для сортирования отходов на основании решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.09.2019 № 39/5.

В силу пункта 4.1 Порядка № 407 раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Порядка.

При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее – сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (пункт 4.2 Порядка № 407).

Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16.

В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам ТКО, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации.

Решениями РСТ по Нижегородской области для ООО «Нижэкология-НН» утверждены единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.

Учитывая изложенное, суды правомерно указали, что в целях осуществления расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, в случае осуществления потребителями раздельного накопления ТКО, к смешанным ТКО, накапливаемым потребителями в контейнерах зеленого цвета, применяется единый тариф регионального оператора, а к морфологическим компонентам ТКО, накапливаемым в специальном сетчатом контейнере желтого цвета, применяется единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.

В данном случае суды, установив, что ТСЖ «Нижнепечерская, 10» передает ООО «Нижэкология-НН» отходы, накапливаемые в контейнерах зеленого цвета, правомерно признали, что расчеты между сторонами должны производиться с применением единого тарифа Регионального оператора.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, согласно пункту 15 договора от 27.11.2018 № НЖ/293/18 стороны согласились производить учет объема и(или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505 следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО устанавливаются нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.

Товарищество предложило данный пункт изложить в следующей редакции: «15. стороны согласились производить учет объема смешанных отходов расчетным путем исходя из количества и объема зеленых контейнеров, вывезенных с площадки Н-492 в соответствии в графиком вывоза, определенном в приложении I к договору».

На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 13 Типовой формы договора, утвержденной Правилами № 1156, потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

На основании пункта 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил.

Суды установили и материалами дела подтверждается осуществление ТСЖ «Нижнепечерская, 10» раздельного накопление ТКО.

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что коммерческий учет ТКО по договору должен производиться в зависимости количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Ссылка Товарищества на необходимость указания в договоре на применение при определении объема ТКО формулы, предусмотренной в пункте 9 (4) Правил № 354, подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно подпункту «б» пункта 9 и пункту 15 Правил № 354 в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом собственников жилья, исполнителем коммунальных услуг в отношении этого дома признается соответствующее товарищество собственников жилья.

В силу пункта 148 (7) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

При этом подпункт «г» пункта 148(22) Правил № 354 относит к обязанностям исполнителя коммунальной услуги производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами к конечными потребителями услуги.

С учетом изложенного оснований для включения в спорный договор условия об определении объема ТКО по формуле, предусмотренной в пункте 9 (4) Правил № 354, не имеется.

В пункте 2 Правил № 1156 установлено, что крупногабаритные отходы (КГО) – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 2 Правил № 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов.

В силу пунктов 3.1 Правил № 407 накопление крупногабаритных отходов, кроме отходов строительства и сноса, осуществляется следующим образом: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.

КГО должны располагаться в месте накопления ТКО, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Для определения объема накопления КГО, в случае использования бункера, учитывается объем данного бункера, в случае накопления КГО на специальных площадках для складирования КГО, объем накопленных ТКО определяется в соответствии с габаритными размерами (длина, высота, ширина) специальной площадки для складирования КГО (пункт 3.2 Правил № 407).

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на месте накопления (площадке) ТКО, расположенной по адресу: Нижний Новгород, ул. Нижне-Печерская, дом 10, ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» и ТСЖ «Нижнепечерская, 10» совместно организована специальная площадка для накопления КГО объемом 23,6 кубического метра. Бункер на данной площадке отсутствует.

С учетом изложенного суды правомерно в приложении № 1 к договору указали объем специальной площадки для накопления КГО, что соответствует нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: плюс 5 °С и выше – не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже – не более 3 суток, в связи с чем обоснованно счел возможным принять условие о периодичности вывоза ТКО в следующей редакции: при температуре +5 градусов и выше – вывоз осуществляется ежедневно, при температуре +4 градуса и ниже – ежедневно, кроме вторника и четверга.

Таким образом, суды правомерно признали, что указание в договоре на периодичность вывоза ТКО при температуре +4 градуса и ниже (ежедневно, кроме вторника и четверга) не нарушает требования пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.

В пункте 12 Правил № 1156 предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая изложенное, периодичность вывоза КГО обоснованно принята судами в редакции – «по заявке», как не противоречащая указанным положениям Правил № 1156.

В соответствии с пунктом 39 Правил № 1156 в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО»).

Как установили суды и подтверждается материалами дела, отходы из желтого (сетчатого) контейнера вывозятся другой организацией – ООО «Марс-ОВ», на основании договора, заключенного с Товариществом.

Таким образом, возражения Регионального оператора относительно объема принимаемых ТКО правомерно отклонены судами, которые приняли редакцию, представленную Товариществом (с учетом совместного содержания контейнерной площадки двумя ТСЖ – 1 контейнер объемом 1,1 кубического метра), за исключением указания на раздельно накопленные ТКО из желтого (сетчатого) контейнера.

В связи с тем, что ТКО из желтого контейнера (сортированные отходы) вывозятся иным лицом, правовых оснований для включения указанного контейнера в объем обязательств Регионального оператора во вывозу ТКО (раздел таблицы – объем принимаемых региональным оператором твердых коммунальных отходов) не имеется.

Ссылка Регионального оператора на то, что договор от 01.11.2020, заключенный между ТСЖ «Нижнепечерская, 10» и ООО «Марс-ОВ», является недействительным (ничтожным), так как данная сделка совершена в обход закона с противоправной целью, обоснованно отклонена судами со ссылкой на пункт 39 Правил № 1156 и письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.

Доводы Регионального оператора и Товарищества отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, подлежат отнесению на заявителей.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу № А43-37812/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» и товарищества собственников жилья «Нижнепечерская, 10» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, отнести на заявителей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Н.Н. Домрачева

Д.В. Когут