АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-38099/2021
27 октября 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: ФИО1 (доверенность от 09.01.2023),
от ответчика – администрации города Нижнего Новгорода:
ФИО2 (доверенность от 23.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023
по делу № А43-38099/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
об обязании привести количество и объем контейнеров в соответствии с требованиями
законодательства,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –
Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Нижегородской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (далее – ООО «Нижэкология-НН», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации города Нижнего Новгорода (далее – Администрация города) и администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода (далее – Администрация района) об обязании в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу привести количество и объем контейнеров, установленных в местах (площадках) накопления отходов по адресам: Автозаводский район, ул. Автоматная, <...> п. Парышево, <...> Парижской коммуны), <...> (Парижской коммуны), д. 1; пос. Новое Доскино, пос.Стригино, пос. Гнилицы, пос. Нагулино, к значениям, соответствующим нормативу накопления, утвержденному в установленном законом порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, установленные в местах накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) количество и объем контейнеров в значительной степени превышают норматив образования отходов, что приводит к невозможности соблюдения договоров, заключенных между региональным оператором и потребителями. При этом на стороне Общества образуются убытки в виде разницы между платой, начисленной потребителям, и размером расходов, фактически понесенных на транспортирование и захоронение отходов. Заявитель полагает, что судебные акты, принятые в рамках дела № А43-3260/2022, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку вопрос о нарушении прав и законных интересов Общества не являлся предметом рассмотрения по названному делу.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация города в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация района и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО «Нижэкология-НН» является региональным оператором и осуществляет деятельность по обращению с ТКО в зоне деятельности 1, в которую входит город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), городской округ Дзержинск и Володарский муниципальный район Нижегородской области, в том числе, оказывает услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
По утверждению Общества, количество отходов, образованных потребителями, должно составлять 42 851,95 кубического метра в год, тогда как фактически Общество вывозит отходы в количестве 139 951,92 кубического метра в год.
Претензией от 18.10.2021 № 12399 ООО «Нижэкология-НН» обращалось в Администрацию района с предложением о приведении количества и объема контейнеров, необходимых для складирования ТКО потребителям, проживающим в индивидуальных жилых домах Автозаводского района города Нижнего Новгорода, к значениям, соответствующим нормативам накопления.
Данное требование осталось без удовлетворения, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 13.4, 24.6, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 (далее – Правила № 269), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), статьей 6 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 № 226-3 «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 № 905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области», Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), согласно которым потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии со схемой обращения с отходами.
На основании пункта 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений Закона № 89-ФЗ, а также Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления в соответствии с правилами благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В статье 7 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 № 226-З «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 226-З) определено, что органы местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области наделены полномочиями на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления.
Согласно пункту 6 СанПиНа 2.1.3684-21 на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и не более 2 бункеров – для накопления крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 (далее – Правила № 269) нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
В силу пункта 2 статьи 6 Закона № 226-3 к полномочиям Правительства Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 № 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов в г. Нижний Новгород на 1 проживающего – 276,79 кг/год, 2,87 куб. м/год.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с требованиями Правил № 269 и Методическими рекомендациями нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение семи дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил № 269).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 – 12 Правил № 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил № 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-3260/2022, принятым по заявлению ООО «Нижэкология-НН» о признании незаконным бездействия Администрации района и Администрации города, выразившегося в неисполнении требований действующего законодательства по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, установлено, что количество размещенных контейнеров, расположенных в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода (по оспариваемым адресам), соответствует положениям СанПиН 2.1.3684-21. Общество, являясь региональным оператором, приняло на себя обязательства по вывозу мусора в установленном объеме и согласно адресам, указанным в подписанном им без замечаний реестре мест накопления ТКО Автозаводского района города Нижнего Новгорода; определены места накопления ТКО, а также количество и вместимость установленных по каждому виду контейнеров.
Вопреки доводам заявителя жалобы, указанные обстоятельства в силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь.
Кроме того, в материалы дела представлены письма ООО «Нижэкология-НН» от 07.08.2020, 11.08.2020, 13.07.2020, 27.01.2021, 17.08.2020, 20.07.2020, адресованные Администрации района, в которых региональный оператор указал на необходимость создания мест накопления, в том числе в части спорных адресов.
Всесторонне и полно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств необходимости и обязанности у ответчиков изменить количество и объем контейнеров по спорным адресам.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, перечисленные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу № А43-38099/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В. Шутикова
Судьи
О.Е. Бердников
О.А. Шемякина