ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-38632/17 от 25.09.2018 АС Волго-Вятского округа

168/2018-18159(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А43-38632/2017  27 сентября 2018 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,

при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 02.04.2018),

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 02.03.2018 № 515-00-11-532/18), 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной
инспекции Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2018,  принятое судьей Соколовой Л.В., и 

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
по делу № А43-38632/2017

по заявлению открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания  Нижегородского района» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 

о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции  Нижегородской области от 06.10.2017 № 515-04-1692-17, 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –  администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода, 

и у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Нижегородского района»  (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением  о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции 


Нижегородской области (далее – Инспекция) от 06.10.2017 № 515-04-1692-17 в части  пункта 14. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечена администрации Нижегородского  района города Нижнего Новгорода. 

Решением Арбитражный суд Нижегородской области от 07.02.2018 заявленные  требования удовлетворены и оспариваемый ненормативный правовой акт признан  недействительным в части пункта 14. 

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.07.2018 оставил  решение суда первой инстанции без изменения. 

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит  отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим  обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. 

По мнению заявителя жалобы, установление и изменение размера платы за жилое  помещение допускается в форме решений собственников помещений в многоквартирных  домах. Определение порядка изменения такой платы в соответствии с нормами  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к компетенции общего  собрания собственников помещений в многоквартирном доме не относится. 

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его  представителем в судебном заседании. 

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против  доводов Инспекции, сославшись на законность обжалованных судебных актов. 

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 45 минут 25.09.2018. 

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго- Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, в период с 11.09.2017 по 06.10.2017 на основании  приказа (распоряжения) от 04.09.2017 № 515-04-1692-17 Инспекция провела в отношении  Общества плановую выездную проверку с целью проверки соблюдения лицензионных  требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами. 

Результаты проверки зафиксированы в акте от 06.10.2017 № 515-04-1692-17.

По итогам проведенной проверки Инспекция выдала Обществу предписание от  06.10.2017 № 515-04-1692-17, которым обязала устранить выявленные нарушения  лицензионных требований, пунктом 14 которого на управляющую организацию возложена  обязанность произвести перерасчет собственникам помещений в многоквартирных домах  106а по улице Белинского, 35 по улице Варварская, 40/11, 45, 151 по улице Ильинская  города Нижнего Новгорода без учета индекса потребительских цен с 01.09.2014 до  момента полного устранения нарушения согласно принятого собственниками каждого  многоквартирного дома размера платы за жилое помещение, а также прекратить  дальнейшее начисление собственникам помещений платы за жилое помещение в  указанных домах с применением индекса потребительских цен. 

Не согласившись предписанием Инспекции в части пункта 14, Общество обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, статьями 39, 156, 161, 162, 193, 196 ЖК РФ, нормами  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля 


(надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ 

«О лицензировании отдельных видов деятельности», суд первой инстанции удовлетворил  заявленные требования и признал недействительным оспариваемый ненормативный  правовой акт в части пункта 14. 

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов,  Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых  судебных актов. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные  полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской деятельности. 

В силу частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном  доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.  Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме,  бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве  общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. 

В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый  участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате  налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его  содержанию и сохранению. 

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая  организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном  доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления  жилищного кооператива или органов управления иного специализированного  потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется  оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего  имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений  в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную  направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность  (часть 2 статьи 162 ЖК РФ). 

В статье 154 ЖК РФ предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и  коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том  числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию,  текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный  ремонт; плата за коммунальные услуги. 

В части 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого  помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в  многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. 

Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения  в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо  жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив,  определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое  проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 настоящего Кодекса, за  исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2  настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном  доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на  срок не менее чем один год. 


Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на  содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на  содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве  общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого  помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ). 

В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в  многоквартирном доме (раздел I), утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) в многоквартирном  доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего  имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем  внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме – в  случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или  непосредственно собственниками помещений. 

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере,  обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации (пункт 29 Правил № 491). 

В силу пункта 31 Правил № 491 при определении размера платы за содержание и  ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую  организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания  собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с  учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы  устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. 

Размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных  платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего  имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг  и работ (пункт 35 Правил № 491). 

Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с пунктом 4  протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 106А по  улице Белинского (протокол от 14.10.2011), дома 35 по улице Варварская (протокол от  12.12.2011), дома 40/11 по улице Ильинская (протокол от 14.10.2011), дома 45 по улице  Ильинская (протокол от 14.10.2011), дома 151 по улице Ильинская (протокол от  25.05.2012) установлен размер платы за содержание и ремонт на период с 01.01.2011 по  31.12.2011 и порядок определения размера платы, а именно: «Размер платы за содержание  и ремонт определяется в следующем порядке: на период с 01.01.2011 по 31.12.2011  стоимость услуг/работ составляет: управление многоквартирным домом – 1 рубль 

Размер платы за капитальный ремонт с 01.01.2011 по 31.12.2011 составляет 1 рубль  65 копеек с 1 квадратного метра помещения собственника. 

Стоимость каждой указанной работы/услуги рассчитана с учетом затрат на  организацию сбора платежей по этой услуге. 

Указанный размер платы подлежит ежегодной индексации на индекс  потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги на  октябрь с начала отчетного (текущего) года в процентах к соответствующему периоду  предыдущего года, определенный и официально опубликованный в порядке,  установленном действующем законодательством. 


Управляющая организация вправе устанавливать размер платы за содержание и  ремонт ниже размера, рассчитанного по формуле, указанной в настоящем пункте». 

Аналогичные положения содержатся в договорах управления спорными  многоквартирными домами заключенных собственниками с Обществом (пункты 4.2.1 –  4.2.4) 

В пунктах 5.2.5 договоров управления от 01.01.2011 и пункте 4.2.5 договора  управления от 25.05.2012 установлено, что, если решением общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, указанном в пункте 5.3  (4.3) договоров, не утвержден иной размер платы, применяется размер платы,  рассчитанный Управляющей организацией в соответствии с пунктами 5.2.1 – 5.2.4 (4.2.1 –  4.2.3) договоров. 

Указанные решения собственников многоквартирных домов 106А по улице  Белинского, 35 по улице Варварская, 40/11, 45 и 151 по улице Ильинская, оформленные  соответствующими протоколами, а также положения договоров управления  предусматривают, что установление размера платы в названном порядке не требует  принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу. 

Собственники помещений многоквартирного дома, приняв данные решения и  заключив договоры управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения  (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с  учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в Российской Федерации на  жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений  об утверждении размера платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома. 

Индекс потребительских цен в Российской Федерации на жилищно-коммунальные  услуги, на который управляющая компания применительно к рассматриваемым  обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт официально  публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата в порядке, установленном  действующем законодательством. 

Следовательно, каждый собственник помещений в спорных многоквартирных домах  имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт  общего имущества многоквартирного дома с учетом процента темпа роста инфляции. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к  правомерному выводу, что применяемый Общество расчет платы является правильным,  четким и ясным. 

Увеличение Обществом размера платы за содержание и ремонт на основании пункта  5.2.4 договора управления при отсутствии решения общего собрания собственников  помещений об изменении такой платы не нарушает требований действующего  законодательства. 

Кроме того, как верно указали суды, наличие в договоре управления  многоквартирным домом условия об увеличении размера платы за содержание и ремонт  жилого помещения не лишает собственников помещений права утвердить размер платы за  содержание жилых помещений на последующий период с учетом предложений  управляющей организации. 

С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что в  рассматриваемом случае у Инспекции отсутствовали основания для выдачи оспариваемого  предписания в части 14, поэтому суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом  требование. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу,  и имеющимся в деле доказательствам. 


Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают. По  существу эти доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу  обстоятельствами и оценкой судами доказательств, что не относится к полномочиям суда  кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный  суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм  процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых  судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не  рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной  пошлины. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2018 и постановление  Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу № А43-38632/2017  оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции  Нижегородской области – без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную  силу со дня его принятия. 

 Председательствующий  Н.Ш. Радченкова

 Судьи  О.В. Александрова

Н.Ю. Башева