ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-40170/19 от 19.02.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«26» февраля 2020 года Дело № А43-40170/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуМежрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2019 по делу № А43-40170/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт-Волга» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 03.07.2019 № 12/80/2019.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление) в период с 01.01.2019 по 06.01.2019 выявлен факт оборота (закупки) обществом с ограниченной ответственностью «Лабиринт-Волга» (далее - Общество) по адресам: Республика Мордовия, <...> <...>; Теньгушевский район, с. Теньгушево, мкр. Ленина, д.5; <...>, алкогольной продукции (водки, крепость 40%) в магазинах «Красное и Белое» по цене, ниже минимально установленной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 11.05.2016 №58н «Об установлении цен, не ниже которых, осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».

Должностным лицом Управления 04.03.2019 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 06-12/80/2019 по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление 28.05.2019 составило в отношении него протокол об административном правонарушении и вынесло постановление от 03.07.2019 № 06-12/80/2019 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением от 12.11.2019 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

По мнению Управления, вина Общества установлена и подтверждена материалами дела. Считает, что Общество, являясь участником алкогольного рынка, не сопоставило данные ТТН с данными, содержащимися в системе ЕГАИС, и допустило фиксацию недостоверных данных.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу. Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Пунктом 4 названного Положения установлено, что учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объемапроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее - Правила №1459).

Пунктом 16 Правил №1459 установлено, что организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 Правил, в том числе, сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 №84н утверждены формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе (далее – Приказ №84н).

Согласно пункту IV.I. Приказа №84н заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции Общество приобрело у общества с ограниченной ответственностью «Прометей» алкогольную продукцию, что подтверждается представленными Обществом в ходе проверки товарно-транспортными накладными, счетами-фактурами.

Из первичных учетных документов (товарно-транспортных накладных и счетов-фактур), представленных Обществом следует, что в них указаны следующие характеристики приобретенной алкогольной продукции:

- ТТН от 02.01.2019 №М4А-002116 указана цена водки «Русский стиль классическая», емкостью 0,5 л, крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 02.01.2019 №М4А-002012 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л, крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку и цена водки особой «Зелёная марка кедровая», емкостью 0,5 л., крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 03.01.2019 №М4А-002698 указана цена водки «Русский стиль классическая», емкостью 0,5 л., крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку, цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку и Российского шампанского белого полусладкого «Дербентское» с защищенным географическим указанием «Дагестан», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 03.01.2019 № М4А-003495 указана цена водки «Живая таежная», емкостью 0,5 л, крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку, цена водки особой «Зеленая марка кедровая», емкостью 0,5 л., крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 05.01.2019 №М4А-008032 указана цена водки особой «Зелёная марка кедровая», емкостью 0,5 л, крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 05.01.2019 №М4А-007350 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л, крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 05.01.2019 №М4А-006550 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л, крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку; цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку; - ТТН от 06.01.2019 №М4А-009108 указана цена водки «Старлей» емкостью 0,5 л., крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, по цене 133 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 06.01.2019 №М4А-009853 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л., крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 06.01.2019 №М4А-009542 указана цена водки «Старлей» емкостью 0,5 л., крепостью 40% по цене 186 рублей за одну бутылку.

Данная алкогольная продукция принята Обществом и оплачена по цене, указанной в товарно-транспортных накладных. Цена приобретенной Обществом алкогольной продукции соответствует регулируемым государством ценам на алкогольную продукцию.

По факту принятия товара, отраженного в вышеназванных товарно-транспортных накладных Обществом 02.01.2019, 03.01.2019, 05.01.2019, 06.01.2019 в систему ЕГАИС направлены заявки о фиксации информации о подтверждении приема количества поставленной продукции.

Между тем, Управлением установлено, что на момент подтверждения Обществом приема количества поставленной продукции в системе ЕГАИС содержались сведения об иной стоимости алкогольной продукции отраженной в вышеназванных ТТН, а именно:

- ТТН от 02.01.2019 №М4А-002116 указана цена водки «Русский стиль классическая», емкостью 0,5 л, крепость 40%, в размере 182,17 руб. за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, в размере 121,1 руб. за одну бутылку;

- ТТН от 02.01.2019 №М4А-002012 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л, крепость 40%, в размере 182,17 руб. за одну бутылку и цена водки особой «Зелёная марка кедровая», емкостью 0,5 л, крепостью 40%, в размере 185,88 руб. за одну бутылку;

- ТТН от 03.01.2019 №М4А-002698 указана цена водки «Русский стиль классическая», емкостью 0,5 л, крепостью 40%, в размере 182,17 руб. за одну бутылку, цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, в размере 121,1 руб. за одну бутылку и Российского шампанского белого полусладкого «Дербентское» с защищенным географическим указанием «Дагестан», емкостью 0,75 л, в размере 128,23 руб. за одну бутылку;

- ТТН от 03.01.2019 № М4А-003495 указана цена водки «Живая таежная», емкостью 0,5 л, крепостью 40%, в размере 182,17 руб. за одну бутылку, цена водки особой «Зеленая марка кедровая», емкостью 0,5 л, крепостью 40% в размере 185,88 руб. за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, в размере 121,1 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 05.01.2019 №М4А-008032 указана цена водки особой «Зелёная марка кедровая», емкостью 0,5 л, крепость 40%, в размере 185,88 руб. за одну бутылку и Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, в размере 121,1 руб. за одну бутылку;

- ТТН от 05.01.2019 №М4А-007350 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л, крепостью 40% в размере 182,17 рублей за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, в размере 121,1 руб. за одну бутылку; - ТТН от 05.01.2019 №М4А-006550 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л, крепостью 40% в размере 182,17 руб. за одну бутылку; цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, в размере 121,1 руб. за одну бутылку;

- ТТН от 06.01.2019 №М4А-009108 указана цена водки «Старлей» емкостью 0,5 л, крепостью 40% в размере 182,17 руб. за одну бутылку и цена Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, в размере 121,1 рублей за одну бутылку;

- ТТН от 06.01.2019 №М4А-009853 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л., крепостью 40% в размере 182,17 руб. за одну бутылку;

- ТТН от 06.01.2019 №М4А-009542 указана цена водки «Старлей», емкостью 0,5 л., крепостью 40% в размере 182,17 руб. за одну бутылку.

На основании изложенных обстоятельств Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество, подтверждая в системе ЕГАИС факт приемки алкогольной продукции по вышеназванным ТТН, допустило нарушение в виде фиксации в системе ЕГАИС недостоверных сведений о цене приобретенной алкогольной продукции, то есть представило в ЕГАИС недостоверные сведения о цене водки «Русский стиль классическая», емкостью 0,5 л., крепость 40%; водки «Старлей», емкостью 0,5 л., крепость 40%; водки особой «Зелёная марка кедровая», емкостью 0,5 л., крепость 40%; Российского шампанского белого полусладкого «Дербентское» с защищенным географическим указанием «Дагестан» емкостью 0,75 л.; Российского шампанского белого полусладкого «Золотые традиции», емкостью 0,75 л, водки «Живая таежная», емкостью 0,5 л., крепость 40%.

Между тем суд первой инстанции обоснованно указал на то, что вменяемое Обществу нарушение в виде подтверждения недостоверных данных о цене приобретенной и принятой алкогольной продукции не охватывается диспозицией статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данной нормой права предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

В рассматриваемом случае Общество произвело приемку алкогольной продукции на основании товарно-транспортных накладных, в которых цена приобретенной продукции соответствовала регулируемым государством ценам, и оплатило приобретенную алкогольную продукцию по этой цене.

По смыслу пункта 16 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1459 (далее - Правила) сведения содержащиеся в товарно-транспортной накладной, в том числе касающиеся цены реализуемой алкогольной продукции, вносятся в систему ЕГАИС продавцом алкогольной продукции.

Из пункта IV.I. Приказа №84н следует, что покупатель алкогольной продукции обязан лишь зафиксировать в ЕГАИС факт приема количества поставленной продукции со ссылкой на товарно-транспортную накладную, по которой эта приемка произведена.

Таким образом, у Общества при подтверждении в системе ЕГАИС факта приема алкогольной продукции от поставщика отсутствует обязанность в сверке цен на алкогольную продукцию, указанных в полученной товарно-транспортной накладной со сведениями внесенными поставщиком в систему ЕГАИС.

Покупатель только фиксирует факт получения продукции в определенном количестве, обязанность покупателя отказаться от приемки товара, в случае неверного указания поставщиком цены алкогольной продукции в системе ЕГАИС действующим законодательством не предусмотрена.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что со стороны Общества отсутствуют нарушения порядка учета объема оборота алкогольной продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Управления об обязанности Общества осуществлять проверку цены поставленной продукции установленной пунктами 6, 16 Правил № 1459, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 №84н обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2019 по делу № А43-40170/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи А.М. Гущина

М.Н. Кастальская